Психодиагностика и практикум по психодиагностике Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Жизнестойкость подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ 1
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы исследования психологических аспектов жизнестойкости подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 4
1.1. Типы эмоций как факторы детерминированности и проявления жизнестойкости подростков 4
1.2. Жизнестойкость как динамичное явление 12
Глава 2. Эмпирическое исследование жизнестойкости подростков 24
2.1. Методология исследования 24
2.2. Проект программы эмпирического исследования 27
Заключение 31
Список литературы 36
Приложение 42

 

  

Введение:

 

Выбор темы обусловлен возрастающим вниманием исследователей к психологическим аспектам личности, в особенности подростков, в связи с характеристиками жизнестойкости, а также возрастанию значимости этих характеристик для устойчивого общественного развития.
Актуальность. В зарубежных и отечественных исследованиях в по-следнее время все более актуальным становится понятие эмоционального ин-теллекта. Изучение данного феномена показало, что жизненный успех чело-века зависит не столь от высоких показателей IQ, сколько от EQ. Когда чело-век умеет разбираться в своих эмоциональных переживаниях, управлять своим эмоциональным состоянием, ему значительно легче разрешать слож-ные жизненные проблемы, конфликты и общаться с людьми. На сегодняшний день особую актуальность приобретает исследование сущности эмоциональ-ного интеллекта в контексте возрастных характеристик, в т.ч. в процессе как фактор жизнестойкости подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситу-ации.
Восприятие переживаемых личностью жизненных трудностей зависит от возрастных особенностей, и специфики стрессовых ситуаций. Процессы глобализации и ускоренного распространения информации о различных угрозах и катаклизмах современного мира путем компьютерных технологий, наиболее активно влияют на восприятие времени современной молодежью, в частности на жизненные планы и формирования представления об образе будущего у подростков, что может реализовываться в различных психоло-гических установках и моделях жизненного проявления.
Перспективами нашего исследования в данной области является теоре-тический анализ разработанности проблематики, а также выбор методики и проведение изучения психологических особенностей жизнестойкости под-ростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Гипотеза исследования — жизнестойкость сохраняет стабильность си-стемы личности, и определяет параметры функционирования основных ком-понентов жизнеспособности подростков.
Изученность проблематики освещена на основе обработки классиче-ских и современных научных источников по теме исследования.
Понятие жизнестойкости составляет в различных толкованиях психоло-гический феномен, ресурс, личностное свойство, интегральную способность, черту личности, психологическое свойство, динамический процесс, инте-гральное личностное образование. Жизнестойкость как сложное психологи-ческое образование может быть рассмотрена с точки зрения индивидуально-сти человека.
Используемые методы: теоретические, включающие сбор, систематиза-цию, системный анализ правовых и научно-исследовательских источников, индукцию; применялись операции анализа и синтеза, а также элементы си-стемного и структурно-функционального подхода.
Целью данной работы является анализ основных характеристик и структурных особенностей восприятия времени в психологических исследо-ваниях.
Объект исследования: эмоциональные сферы психики;
Предмет изучения — особенности восприятия времени в психологиче-ских исследованиях аффективного баланса личности.
Для достижения обозначенной цели в данной работе, определены сле-дующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы исследования психологических аспектов жизнестойкости подростков, оказавшихся в трудной жизненной си-туации, с учетом современных факторов влияния эмоциональной сферы пси-хики;
2) Раскрыть понятие жизнестойкости подростков как динамичного жиз-ненного явления;
3) Определить методы эмпирического исследования;
4) Разработать и описать проект программы эмпирического исследова-ния жизнестойкости подростков.
Структура работы включает: введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Трудности и противоречия в достижении жизненных ценностей у под-ростков вызывают острые социальные переживания, а небольшие успе-хи — одухотворенность, чувство собственного достоинства. Факторы самоутверждения и самовыражения и связанные с ними чувства явля-ются главными в эмоциональной сфере личности подростка, а негатив-ные эмоции вызывают реакции аффекта и стресса.
2. Жизнестойкость считается основным функциональным компонентом жизнеспособности, что сохраняет стабильность системы личности; вы-ступает системообразующим фактором, задает параметры основных компонентов жизнеспособности, преимущественно начиная с подрост-кового возраста.
3. Жизнестойкость личности признается ключевой личностной перемен-ной, опосредуя влияние стрессогенных факторов, аффективных эмоций на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятель-ности личности. Согласно классическому определению С. Мадди, жиз-нестойкость является формируемым компонентом личности, определя-ется оптимальной смысловой регуляцией личности начиная с подрост-кового периода, ее адекватной самооценкой, развитыми волевыми ка-чествами, высоким уровнем социальной компетентности, развитыми коммуникативными умениями, и характеризует меру способности лич-ности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сба-лансированность, не снижая успешность деятельности.
4. Аффект в негативных эмоциональных состояниях как бы навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой способ «ава-рийного» выхода из ситуации (бегство, оцепенение, агрессия и т. д.), которые сложились в процессе биологической эволюции, и оправды-вают себя только в типичных социально-биологических условиях, од-нако создают дополнительную психологическую нагрузку на участни-ков коммуникационного процесса, и кроме того несут нейробиологиче-ские риски для лиц, находящихся в состоянии аффекта.
5. Содержание и характер аффективных проявлений может изменяться под влиянием воспитания и самовоспитания, что позволяют повысить жизнестойкость личности.
6. Аффективный баланс подростка является важной частью эмоциональ-ного благополучия человека и показателем социально-психологического становления личности. Выделенные исследованиями последних десятилетий показатели стабилизации аффективного баланса во временных промежутках жизненного развития личности.
7. Способности наблюдать чувства других людей, и использовать эти знания для прогнозирования их поведения в определенные промежутки времени, не допуская нарушения аффективного баланса, являются ос-новой стабилизации межличностного интеллекта, что в настоящее вре-мя признано одной из важнейших составляющих личности педагога и руководителя, и получило дальнейшее развитие в теории эмоциональ-ного интеллекта.
8. Если же в семье преобладают отрицательные аффекты, то наблюдается эмоциональная холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холод-ности, низкой жизнестойкости.
9. Жизнестойкость личности является организованной системой более или менее важных конструктов, используемых индивидом для интерпрета-ции мира собственных переживаний и предсказания будущих событий. Для гармоничного социального взаимодействия необходимо, чтобы одна личность поставила себя на место другой, и в этом могут помочь также опросники, заполняя которые личность уже пробует свое внут-реннее восприятие для разных вариантов ответов.
10. Современными исследованиями доказано, что компоненты жизне-стойкости респондентов положительно коррелировали с их суммарным показателем эмоционального интеллекта, с показателями «самомотива-ции» и «распознавания эмоций других людей».
11. Выявлена связь между компонентом «принятие риска» жизне-стойкости и «самомотивация», он подтверждает имеющееся представ-ление о важности способности человека актуализировать свои внутрен-ние психологические и эмоциональные ресурсы для эффективного из-менения собственной жизни. Методология выделения компонентов мо-тивационной сферы построена на основании утверждения, что жизне-стойкий человек, согласно С. Мадди, должен стремиться к извлечению и активному усвоению знаний, полученных из опыта, а также их даль-нейшему использованию в социально позитивном контексте.
12. Именно жизнестойкость позволяет человеку выносить неустрани-мую тревогу, сопровождающую выбор будущего (неизвестности), а не прошлого (неизменности) в ситуации экзистенциальной дилеммы (по С. Мадди, 2005; Kobasa, Maddi, 1977). Концепция жизнестойкости, таким образом, позволяет соотнести исследования в области психологии стресса с экзистенциальными представлениями об онтологической тре-воге и способах совладания с ней, предлагая практически эффективный, основанный на экзистенциальных воззрениях ответ на одну из наибо-лее актуальных проблем конца XX века.
13. При этом жизнестойкость проявляется как фактор, способствую-щий оптимальному переживанию ситуаций неопределенности и трево-ги. Жизнестойкие убеждения создают своего рода «иммунитет» к дей-ствительно тяжелым переживаниям. Важно, что жизнестойкость влияет не только на оценку ситуации, но и на активность человека в преодоле-нии этой ситуации, что формируется на ключевом периоде подростко-вого возраста.
14. Эти свойства включают значимые компоненты психофизиологи-ческого, социально-психологического и личностно-смыслового уров-ней психики человека, которые проявляются в определенных ситуациях как единый комплекс, способствующие успешному преодолению стрес-совых ситуаций, эффективной саморегуляции неуравновешенных со-стояний, оптимальному проживанию собственной жизни.
15. Также жизнестойкость рассматривается «как возможность лично-сти выдержать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбаланси-рованность снижая успешность деятельности»; особая структура уста-новок и навыков, позволяющих превратить изменения в возможности. Это своего рода операционализация (введенного П. Тиллихом) понятия «мужество быть».
16. Понятие жизнестойкость пересекается с вышеприведенными поня-тиями, однако оно означает отдельно значимый феномен психики чело-века, развивается по определенным закономерностям, является много-компонентным личностным образованием, влияет на актуализацию различных свойств психики человека в ситуациях жизненной напряже-ния.
17. Шкала удовлетворённости жизнью измеряет когнитивную оценку соответствия жизненных обстоятельств ожиданиям индивида. Данный этот показатель обнаруживает несколько более слабые взаимосвязи с другими мерами субъективного благополучия, однако, как следует ожидать, он будет более тесно взаимосвязан с объективными показате-лями успешности жизни индивида. Шкала обладает достаточно высо-кими психометрическими характеристиками, взаимосвязана с широким рядом показателей субъективного и психологического благополучия. За рубежом методика систематически используется в межнациональных мониторингах.
18. Становление смысложизненных ориентации приходится на пери-од юности, когда интенсивное развитие физических и психических сил сказывается на широте и масштабности постановки жизненных целей. Наше исследование научно-методических источников показало, что формирование смысложизненных ориентаций и идентичности личности оказывает влияние на человека, его поведение, общение с другими и в целом на социально-психологическую адаптацию.
19. Для выявления уровней воспитанности смысложизненных ценно-стей у школьников основной и старшей школы, нами разработан про-ект программы из 4-х этапов эксперимента.
20. Для диагностики показателей жизнестойкости предусмотрено ис-пользовать методику «Тест жизнестойкости» (адаптация Д.А. Леонтье-ва, А.И. Рассказова), на основе эмпирических методов исследования.
21. Опросные методы (беседы, интервью, анкеты) являются универ-сальным средством получения информации о знаниях, представления, суждения относительно жизнестойкости и смысла жизни учеников.
22. Беседа, как один из наиболее распространенных методов диагно-стики, способствует лучшему пониманию внутреннего мира воспитан-ников, их трудностей и проблем, требующих решения. Важным момен-том в проведении беседы предусматривается налаживание доверитель-ных отношений между педагогом и воспитанником, уважение к мнению ребенка. Беседы буду проводиться индивидуально и с группой.
23. В ходе исследования будут применяться репродуктивные, про-блемные и дискуссионные беседы.
24. Интервью будет использовано в тех случаях, когда важно вы-явить уровень компетентности, личного опыта, мысль учащихся по ис-следуемому вопросу, их оценку различным явлениям жизни, выражали свое видение проблемы.
25. Анкетирование будет осуществляться с целью выявления интере-сов, нравственных потребностей, общих тенденций, учитывая возраст-ные особенности, уровень знаний, нравственного опыта старших под-ростков и старшеклассников.
26. Школьникам предлагались анкеты закрытые (с вариантами отве-тов) и открытые (ответ нужно было сформулировать самостоятельно), как разработанные нами, так и авторские.
27. Дальнейшая работа будет направлена на более глубокое изучение внутренних механизмов жизнестойкости подростков, смыслопоисковой активности, разработку методов психологической коррекции этого процесса, а также взаимной адаптации методик исследований для раз-личных возрастных категорий. 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования психологических аспектов жизнестойкости подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
1.1. Типы эмоций как факторы детерминированности и проявле-ния жизнестойкости подростков
Актуальность проблемы поведения человека в сложных жизненных си-туациях возрастает в последнее время все больше. Это обуславливается про-цессами глобализации, информационной насыщенностью и ускорением сию-минутного ритма жизни человека.
Для современной психологической науки важное значение имеют ис-следования, направленные на выявление факторов, помогают противодей-ствовать негативному влиянию среды, способствуют нахождению внутрен-них резервов, обеспечивающих самостоятельность выбора личности, направления саморазвития и самореализации в сочетании с устойчивыми и позитивными процессами социализации . Такая способность и готовность личности к инициации собственного развития является источником и причи-ной ее самодетерминованного поведения . Жизнестойкость характеризует степень сформированности, уровня самодетерминации, способности лично-сти выдерживать стрессовую ситуацию, сохранять внутреннюю сбалансиро-ванность, не снижая при этом успешности деятельности. Жизнестойкость яв-ляется одним из ключевых параметров индивидуальной способности челове-ка к зрелым формам саморегуляции, что проявляется наиболее контрастно именно в подростковом возрасте.
В стрессовых условиях жизнестойкость сдерживает развитие различ-ных психических заболеваний и снижает эффективность деятельности, по-скольку способствует оценке жизненных событий как менее напряженных, и мотивирует человека на поиски эффективных стратегий преодоления психи-ческого напряжения.  
В эффективном противостоянии личности стрессовым ситуациям клю-чевую роль играет жизнестойкость личности. Понятие жизнестойкости с пси-хологических позиций изучали многие ученые, сформировав серьезные научные школы (П. Бартон, Д. Леонтьев, Дж. Кашане, С. Кобейса, С. Мадди, К. Маннапов, Л.В. Куликов , Д. Хошаба ). В современной психологии про-блема жизнестойкости тесно связана со стрессоустойчивостью и ее проявле-нием в сфере эмоций личности. Особое внимание ученых сосредоточено на изучении эмоций как фундаментальной сферы психического развития чело-века, как базиса его духовной жизни, как интимно сущностного пласта пси-хики в условиях реагирования на жизненные трудности (В.П.Зинченко, А.Б.Орлов, С.Д.Смирнов, В.И.Слободчиков и другие). Предпосылкой для формулировки понятия «жизнестойкости» является экзистенциальная психо-логия. Согласно взглядов экзистенциальных психологов и философов (В. Франкл, С. Мадди, С. Кобейса, П. Тиллих, М. Хайдеггер), все события в нашей жизни является результатом принятия решений, независимо от того, значимые они или не значимы, осознанные или неосознанные. То есть, вы-ражаясь научной терминологией, жизнестойкость является экзистенцией му-жества . Анализ зарубежных исследований, посвященных изучению жизне-стойкости, показывает, что некоторые исследователи (M. Rush, W. Schoael, S. Barnard, F. Rhodewalt, S. Agustsdottir, LaGreca, C. Huang) рассматривают жизнестойкость в контексте проблемы психофизиологической готовности к преодолению стресса, адаптации — дезадаптации в обществе.
При рассмотрении различных аспектов обозначенной проблемы мы опирались на системный, деятельностный и личностный подходы. Основная опора делалась на труды Л.С. Выготского, Л.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца и др., на теоретические принципы и по-ложения концепции психических состояний А.О. Прохорова.

Разработка эффективных методов структуры эмоциональной сферы, оценки развития эмоций, раскрытие базисных категорий эмоциональной сферы личности относятся к достаточно проблемным областям исследований в современной психологической науке . С одной стороны, трудности в ис-следовании эмоциональных явлений обусловленные природой эмоциональ-ных процессов, их неуловимостью, кратковременностью течения, зависимо-сти от индивидуальных особенностей и направленности личности, условий ее общественного развития, с другой — сложностью экспериментального (объек-тивного) и диагностического изучения : трудно смоделировать нужную ситу-ацию, вызвать запланированную эмоцию, удержать переживания в течение длительного времени, и тем более в состоянии аффекта.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы