Курсовая теория на тему Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения жизни и педагогической
деятельности К.Д. Ушинского. 5
1.1 Краткая биография К. Д. Ушинского. 5
1.2Теоретико-методологические основы педагогической системы
К. Д. Ушинского 8
1.3Морально-правовая ответственность учителя. 15
1.4 Сущность, содержание и принципы воспитания. 18
1.5Дидактические основы педагогической системы Константина
Ушинского. 19
1.6Наследие. 22
Заключение. 28
Список литературы. 31
Введение:
К. Д. Ушинский, как крупнейший
представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной
педагогики, заложив ее научные основы и создав целостную педагогическую
систему.
Как отмечают современники Ушинского, «его
труды произвели полную революцию в русской педагогике», а его самого называли
отцом этой науки.
Ушинский универсален как учитель, как
учитель перспективного видения. Прежде всего, он действует как учитель-философ,
четко понимая, что педагогика может строиться только на прочном
философско-естественнонаучном фундаменте, на концепции национальности воспитания,
отражающие развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания.
Ушинский — теоретик воспитания, его
отличает глубина проникновения в суть педагогических явлений, стремление
выявить закономерности воспитания как средство управления человеческим
развитием.
Как методист, Ушинский разрабатывал
вопросы содержания обучения, сущности учебного процесса, принципов, методов
обучения, созданы замечательные учебники «Мать Слово» и «Дети». Мир », который,
по мнению исследователя Белявского, явился эпохой в детской педагогической
литературе.
Как педагог-психолог разработал
психологические основы обучения, обозначил систему психологических
представлений (дал описание мышления, памяти, внимания, воображения, чувств,
воли).
Ушинский выдвинул программу преобразования
русской школы, особенно русской народной школы, чтобы привести ее в
соответствие с потребностями развития страны и демократизации образования.
И наконец, историк педагогики Ушинский
изучил труды представителей мировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.
Песталоцци, Спенсер и другие. На основе анализа и отбора всех разумных,
критических соображений данных своих наблюдений и педагогического опыта
Ушинский создает свой капитальный труд — психолого-педагогический трактат
«Человек как субъект воспитания» (I часть — 1867г., II часть — 1869).
Ушинского называют великим учителем
русских народных учителей, создавшим полную программу подготовки учителя
народного творчества.
Деятельность Ушинского полностью отвечала
насущным потребностям исторического развития страны, трансформации системы
образования.
Цель данной работы — изучить взгляды
Ушинского на образование и воспитание и оценить их современность.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать теорию Ушинского и его
взгляды на воспитание и образование.
Изучить проблемы образования, назревшие
сегодня в России.
Оценить современность взглядов Ушинского
на образование и образование.
Заключение:
Направленность и смысл работы определены
ориентацией на рассмотрение тех общечеловеческих ценностей, которые всегда
входили в золотой фонд Российского педагогического наследия и составляют до
настоящего времени основу отечественной педагогической культуры. К.Д.Ушинский,
несомненно, первый педагог-ученый России, который заговорил о русской
национальной школе. До него российская школа использовала, в основном, идеи и
труды западных педагогов.
"Сделать как можно больше пользы
своему Отечеству", — эта мысль великого русского педагога объединила
многих педагогов.
Содержание всех разделов и аспектов
педагогики как науки и искусства воспитания К.Д.Ушинский наполнил
представлениями о Человеке как высшем проявлении созидательных сил Природы,
открытиями наук о развитии человека, мировым опытом совершенствования духовно-
нравственного облика личности, ее ума, воли и характера, глубочайшей верой в
высшее предназначение каждого родившегося на земле человека.
Гениальность К.Д.Ушинского в том, что
поднятые им вопросы обучения, воспитания, развития личности продолжают
сохранять свое актуальнейшее звучание и значение по прошествии 130 лет со дня
его безвременного ухода из жизни в возрасте 46 лет в силу тяжелых сложившихся
обстоятельств.
Какие же психолого-педагогические
проблемы, поднятые К.Д.Ушинским, особенно актуальны сегодня?
Размышления великого русского педагога о
роли изучения родного языка, который "есть самая живая, самая обильная и
прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно
великое, историческое живое целое", в котором "выражаются результаты
духовной жизни народа". Это глубокое исследование в трудах К.Д.Ушинского
принципов христианского воспитания, освещение проблем педагогики тем учением о
человеке, о его внутреннем мире, о его судьбе, какое живет в русском православном
сознании. По моему мнению, эти идеи приобретают особое звучание в современных
условиях, т.к. переходный период в России в 60-70-х годах XIX века, в которые
жил и творил К.Д.Ушинский, отмечают ученые историки и политики, очень похож на
сегодняшний, только наоборот: тогда Россия шла вперед по пути прогресса,
сегодня же попала в тяжелый кризис, который, если его не преодолеть, грозит
гибелью великого государства и русской нации. И один из путей выхода из кризиса
я вижу в консолидации сил образования, науки, воспитания, культуры. И учитель
как ключевая фигура современности может спасти мир, потому что, каких людей он
подготовит к жизни в обществе, таким это общество и будет.
Эта же мысль является центральной в
Национальной Доктрине Образования Российской Федерации.
Профессиональная деятельность современного
педагога предполагает умение воспитывать "гармонически развитую
личность" (Газман О.С.), "человека культуры" (Бондаревская Е.В.)
на основе глубокого изучения, руководствуясь принципами природосообразности,
гуманности, доверия, опоры на положительное, личностно ориентированные,
деятельностные, отношенческие подходы (Щуркова Н.Е., Караковский В.А., Новикова
Л.И. и др.). Каждому педагогу важно уметь принимать ребенка как данность,
строить взаимоотношения с ним на субъект-субъектной, партнерской основе,
предоставлять ему право выбора, ибо, по мысли К.Д.Ушинского, именно таким
"воспитанием определяется участь Человека".
В педагогических коллективах необходимо
тщательно проанализировать позитивный опыт осуществления развивающего обучения
с помощью ученых страны и творчески продолжать его использование, проявляя
подлинную заботу о развитии детей, применяя более совершенные современные
образовательно-воспитательные технологии.
Современная школа требует от каждого
учителя постоянного совершенствования типов урока, методов и форм его
организации, опираясь на новые подходы к этой проблеме, совершенствуя
педагогическое мастерство. Поэтому очень важна реализация педагогическими вузами,
колледжами, училищами и АКИПКРО общих согласованных позиций по отношению к
непрерывному образованию педагогов при сохранении индивидуального пути развития
каждого из этих учреждений.
Особое значение следует придавать
повышению социально-профессионального статуса учителя, который содействует не
только трансляции, но и развитию культуры в обществе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Теоретические аспекты изучения жизни и педагогической
деятельности К.Д. Ушинского 1.1 Краткая биография К. Д. Ушинского (1824-1870)
Константин Дмитриевич Ушинский родился 19
февраля 1823 (по другим данным, 1824 гг.) В с. Богданка на Новгород-Севере
(Украина), (по другим данным, в Туле) (Россия), в семье мелкопоместных
дворянина, ветерана Отечественной войны 1812 Его отец — Дмитрий Ушинский после
отставки с военной службы в 1824 был переведен в Полтавскую казенную палату.
Мать — Любовь Степановна Гусь-Капнист, происходила из семьи известного
украинского писателя В. В. Капниста. Умерла, когда сыну было 11 лет. Конечно,
духовно-нравственная семья посеяла в душе ребенка глубоко религиозное чувство,
которое сказалось после на многих страницах литературных трудов Ушинского как
теоретического, так и практического направления. Этим объясняется тот факт, что
методологию науки педагогики ученый разрабатывал именно на принципах
христианской антропологии [8,c.90].
В
незабываемых впечатлениях детства стоит также искать основу той веры в женщину,
которую последовательно выражал в годы педагогической деятельности Ушинский. Он
предоставлял женщине почетную роль и в обществе как необходимом деятелю, и в
семье, как воспитательницы детей. Именно мать привила сыну любовь к украинскому
языку и культуре, которую педагог пронес через всю свою жизнь. На этот факт
обращаем внимание тому, что абсолютное большинство российских исследователей
жизни и педагогического творчества Константина Ушинского присваивают его себе.
В частности, российский историк педагогики Л. Н. Модзалевский писал, что -Ушинский
это наш действительно народный педагог, так же, как Ломоносов — наш народный
ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка —
наш народный композитор. Хотя в частном письме к тому же Л. Н. Модзалевский от
9 декабря 1863 Константин Дмитриевич называет себя украинцем. А позже в другом
письме к нему пишет: -В следующем году думаю переехать к себе на родину — в
Киев. По нашему глубокому убеждению — Константин Дмитриевич Ушинский, которого
бы он не был социального или национального происхождения является человеком
мира, он классик мировой педагогической мысли.