Общая география Курсовая теория Естественные науки

Курсовая теория на тему Животный мир Земли и его отображение на учебных картах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1 Теоретические основы изучения животного мира с применением учебных карт в общеобразовательной школе 5

1.1 Аспекты изучения животного мира на уроках географии 5

1.2 Карта на уроках географии, как вспомогающий элемент при обучении 15

2 Особенности отображения животного мира Земли на учебных картах 22

2.1 Виды учебных карт, отображающих животный мир 22

2.2 Анализ современных учебно-методических комплексов на наличие карт 28

2.3 Методика формирования умений читать карты животного мира 33

Заключение 36

Список использованных источников 38

  

Введение:

 

География – школьный предмет, формирующий у школьников комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и экономики, о проблемах взаимодействия между обществом и природой, об адаптации человека к географическим условиям среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Целью изучения предмета является познание многообразия современного географического пространства, позволяющего ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, формирование у учащихся умения использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирование природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, приспособление к условиям окружающей среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотное поведение в окружающей среде.

Животные живут по всему земному шару. Карта играет важную роль в обучении географии. Работа с картами заменяет непосредственное изучение территорий, помогает воссоздать образ изучаемых территорий с их основными характерными чертами. При этом развивается пространственное, географическое мышление. Карта — начало географии, ее второй язык, экономное выражение географического текста, один из основных источников географической информации. На уроках географии карта выступает как объект изучения, источник знаний и как средство визуализации.

Географическая карта в наше время становится языком международного общения. Географическую культуру определяет картографическая грамотность человека, его умение пользоваться картой, знать её язык, который Н.Н. Баранский называл «вторым языком» географии.

Актуальность исследования обусловлена потребностью учителей в обосновании и структурировании учебных заданий для формирования картографических умений учащихся при изучении животного мира Земли.

Цель исследования: описать отображение животного мира на учебных картах.

Объект исследования: учебные карты.

Предмет исследования: учебные карты животного мира.

Задачи исследования:

— изучить аспекты изучения животного мира на уроках географии;

— проанализировать карту на уроках географии, как вспомогающий элемент при обучении;

— изучить виды учебных карт, отображающих животный мир;

— провести анализ современных учебно-методических комплексов на наличие карт;

— изучить методику формирования умений читать карты животного мира.

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез, индукция и дедукция.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Каждому человеку в современном обществе необходимы знания в области географии. Это связано с его общекультурным значением. С географией тесно связана любая сторона жизни человека и общества в целом — природа, окружающая человека, его труд, отдых, путешествия в разные точки планеты. Современная география также является важной частью образования.

География не только расширяет кругозор человека, помогает ему ориентироваться в пространстве, но и становится важным проводником в окружающей его информации.

В настоящее время одним из важных источников информации является географическая карта, и использование картографического метода познания необходимо современному человеку для решения бытовых и профессиональных задач, в том числе в условиях развития глобальных навигационных систем.

Географическая карта — важное изобретение человечества. Первые картографические изображения вошли в жизнь человека еще раньше, чем письменность. Значение географических карт в жизни человека прошлого заключается в их использовании для открытий и исследований. Карта была и остается ценным источником информации о территории. С помощью географических карт можно установить практически точное местонахождение географических объектов, определить их свойства. Учащийся, изучающий географию, с помощью карты может показать расположение гор, рек, определить высоту отдельных горных вершин, определить размеры изучаемых морей и озер и т. д. Географические карты показывают, как объекты расположены относительно друг друга.

Известно, что географическая карта представляет собой картографическую знаковую систему, включающую в себя текст карты. Представляет собой сложную композицию из графических фигур и знаковых форм. С их помощью передается информация о местоположении, качественных и количественных характеристиках объектов. Поэтому географическая карта, как средство хранения и передачи пространственной информации, обладает определенной информационной емкостью.

Работая с географической картой, учащиеся учатся извлекать из нее необходимую информацию. Очевидно, что опыт пользования картой оказывает существенное влияние на объем извлекаемой из нее картографической информации.

Таким образом, картографическая информация является результатом восприятия картографических изображений, т. е. пространственного сочетания (композиции) картографических знаков, воспринимаемых читателем карты. Пространственно-временная интерпретация картографического изображения позволяет получить более полную картографическую информацию.

Научившись читать географическую карту, мы можем воспроизводить картографическую информацию, включающую в себя не только описание природы и хозяйства территорий, но и образ жизни и традиции населения, элементы материальной и духовной культуры. И это связано с овладением учащимися картографическими знаниями, навыками и умениями.


 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИВОТНОГО МИРА С ПРИМЕНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ КАРТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Аспекты изучения животного мира на уроках географии

География является междисциплинарным и интегрированным предметом, который изучает как окружающую среду, социум, так и характер взаимодействия между ними, демографию, этнографию, географию транспорта, туризма, религий, культуры и многие другие направления. Устойчивое развитие территорий, страны и мира, глобальные проблемы человечества рассматриваются в географии, и значительная роль должна отводиться методике ее преподавания как предмета, формирующего у учащихся целостное представление о мире.

Обучение географии в школе имеет важное образовательное и воспитательное значение. Образовательное значение заключается в том, что география как учебный предмет дает ученику географические знания. Это знания о Земле, ее внутреннем строении, о рельефе, климате, водах, почвах, растительности, животных, населении, природных ресурсах, мировом хозяйстве, о природе и хозяйстве стран, о Мировом океане и отдельных океанах, о своей стране и т. д. Благодаря этим знаниям можно объяснить с научной точки зрения многие природные и общественные явления, ориентироваться в окружающем мире, они содействуют развитию широкого кругозора. Преподавание географии дает не только географические знания, но и знания по другим отраслям наук, основы которых не изучаются в школе, обеспечивает экономическую подготовку учащихся, школьники получают целостное представление о хозяйстве, его отраслях, формах организации, природных ресурсах, мировом хозяйстве. Природные ресурсы и условия в школьной географии рассматриваются с точки зрения возможности их использования в хозяйстве [11].

В курсе географии проходит идея рационального природопользования и охраны природы. Во многих темах рассматриваются экологические вопросы как на глобальном, так и региональном и локальном уровнях. География как учебный предмет обеспечивает картографическую подготовку. Понимать, читать, знать карту – эти задачи решаются только на уроках географии. Умения пользоваться картой равнозначно таким умениям, как читать и писать. Карта – это и наглядное пособие, и источник знаний. Задача учителя – научить ученика пользоваться этим источником знания. Образовательное значение школьной географии заключается не только в том, что она дает знания, но и содействует выработке умений и навыков. Умение – способность применять знание на практике. Навык – автоматическое применение знаний. Важные умения и навыки: умение читать карту, давать на ее основе характеристику объектам, вести наблюдение за местными географическими объектами, пользоваться приборами и оборудованием, фиксировать результаты наблюдений, обрабатывать их, по результатам наблюдений делать описания объектов. Преподавание географии содействует развитию познавательных способностей детей, их памяти, речи, наблюдательности, воображения, мышления [4].

На каждом уроке ученик обогащает свою речь новыми словами, понятиями, названиями. Новые знания он должен усвоить, воспроизвести. Он учится проводить сравнения, анализировать, делать выводы, обобщать. Все это способствует развитию мышления. Преподавание географии изучает в основном отдаленные географические объекты. Нужно сформировать образ этих объектов в памяти. Это возможно при использовании наглядных пособий, что развивает воображение. Многие географические понятия можно сформировать путем изучения местных географических объектов, путем наблюдения. Наблюдение содействует развитию наблюдательности. Одной из важнейших задач обучения в школе является формирование основ мировоззрения учащихся. Оно осуществляется при изучении всех школьных предметов. В этом отношении важна роль и значимость географии как учебного предмета. Это объясняется тем, что в географии изучается чрезвычайно широкий круг вопросов, связанных как с природными, так и общественными объектами и явлениями. Другие учебные предметы рассматривают объекты и явления лишь одного качества (биология – органический мир Земли, физика – физические явления, химия – химические преобразования, обществоведение – общество) [7].

География же отличается комплексным подходом к изучаемым объектам и явлениям. В преподавании географии объекты, процессы, явления рассматриваются не изолированно друг от друга, а в их всеобщей связи и зависимости. Таким образом, изучение животного мира на уроках географии происходит в тандеме с изучением других особенностей конкретной природной зоны. Поэтому далее рассмотрим, как осуществляется процесс изучения природных зон на уроках географии.

В условиях стандартизации школьного образования, создания различных авторских программ и учебников существенные изменения происходят и в методике преподавания географии, в частности, по теме «Природные территории». За последние десятилетия в педагогической практике появились новые подходы, методы и формы организации образования. Проанализируем применение некоторых из них при изучении природных территорий.

Под научным подходом отечественные педагоги понимают направление методологии научного познания, которое лежит в основе рассмотрения того или иного объекта изучения. Анализируя методику преподавания географии в школе, В.П. Максаковский отмечает, что в настоящее время здесь используются следующие научные подходы: территориальный, комплексный, исторический, экологический, типологический, системный, проблемный, конструктивный, поведенческий [12]. Следует сказать, что все эти подходы нашли применение в практике преподавания природных территорий в средней школе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы