Курсовая теория на тему Живопись и музыка на уроках родной (бурятской) литературы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования эстетической
культуры школьников 6
1.1. Искусство как фактор
становления эстетической культуры личности. 6
1.2. Особенности формирования
эстетической культуры у школьников бурятского этноса. 9
Глава 2. Педагогические
условия формирования эстетической
культуры школьников средствами бурятского искусства. 13
2.1. Педагогический потенциал музыкального искусства на
уроках родной (бурятской) литературы.. 13
2.2. Педагогический потенциал изобразительного искусства на уроках родной
(бурятской) литературы.. 17
Заключение. 22
Список использованной литературы.. 24
Введение:
Актуальность исследования. Одной из
основных задач школьного образования является формирование общей культуры
личности, в том числе и ее неотъемлемого компонента эстетической культуры. В
современных социокультурных и экономических условиях перестраивается практика
работы всех образовательных учреждений с ориентацией на личность учащегося как
носителя художественной национальной культуры.
Эстетическая культура личности есть
мера освоения человеком эстетических ценностей в конкретных исторических
условиях и мера его деятельности, направленная на создание таких ценностей в
различных областях общественной практики. Она представляет собой сложное,
многоаспектное явление, включающее в себя такие элементы, как эстетическое
сознание, эстетическое отношение к действительности, эстетический идеал.
Одним из ведущих средств формирования
эстетической культуры личности является искусство, как средство сохранения и
передачи рационального и эмоционального опыта человечества. Уровень овладения
человеком опытом культурного наследия определяется его природными задатками,
воспитанием и образованием, поэтому многие современные педагогические
исследования строятся на формировании личности через искусство — воспитании
человека, который способен ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать
ценности родного и мирового искусства.
Взаимодействие литературы и музыки
как объект исследования на протяжении многих веков вызывало к себе интерес,
однако только на пороге XVIII в. оно стало отдельным объектом научного
исследования.
Формирование эстетической культуры
происходит под воздействием разных видов искусства, но наиболее сильное
эмоциональное воздействие на школьников оказывает музыка. Теоретические и
методические проблемы формирования эстетической культуры средствами
музыкального искусства разработаны в трудах Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, О.А
.Апраксиной, Б.В. Асафьева, H.A. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского,
Е.В.Назайкинского, H.A. Терентьевой, В.В. Медушевского, В.А.Школяр, JI.B.Школяр
и др.
В контексте данной работы
«взаимосвязь» понимается как процесс сближения и связи «родственных» видов
искусств — живописи и литературы на основе общности и специфики их
образно-смысловых структур, которые могут оказывать в своей совокупности
комплексное эстетическое воздействие и порождать эмоционально-художественные
факторы человеческого восприятия, сообщать восприятию чувственную целостность и
эмоциональную насыщенность.
Культура этноса — это в значительной
мере форма материализованного воплощения этнической психологии. В
этнографических исследованиях Р. Бенедикт, М. Мид, М. Рид и др. указывается на
необходимость учета национально — психологических особенностей в воспитании
детей. В той или иной степени это нашло отражение в работах педагогов прошлого
Ж.Ж. Руссо, Я. А. Коменского, А. Дистервега, С.А. Рачинского, В.Я. Стоюнина, в
исследованиях, раскрывающих социально-психологическую сущность национальной
психологии (A.A. Деркач, В.Г. Крысько, В.Г. Ниязалиев, Ю.В. Решетов, В.Г. Саракуев
идр).
В исследовании взаимосвязи
музыкального и изобразительного искусства на уроках родной бурятской
литературы мы опирались на труды
бурятских искусствоведов Б.В. Олзоева, Д.С. Дугарова, О.И. Куницына, O.A.
Русиновой, Л.А. Халтаевой, Г.М. Фроловой и др.; на исследования культурных
традиций, фольклора бурятского народа С.С. Бардахановой, Г.Р. Галдановой, Т.М.
Михайлова, И.А. Тугутова, А.И. Уланова, Н.О. Ша-ракшиновой, P.A. Шерхунаева.
Изучение степени разработанности
данной проблемы показало, что в школах Бурятии накоплен богатый материал по
бурятскому этносу, который может быть предметом специального исследования для
дальнейшего совершенствования процесса формирования эстетической культуры
школьников.
Объект исследования: уроках родной
(бурятской) литературы
Предмет исследования: живопись и
музыка на уроках родной (бурятской) литературы
Цель работы: определить
педагогические условия формирования эстетической культуры учащихся средствами
музыкального искусства на уроках
родной бурятской литературы.
Задачи:
1. Рассмотреть
искусство как фактор становления эстетической культуры личности
2. Виявить, путем исследования литературы, особенности
формирования эстетической культуры у школьников бурятского этноса
3. Рассмотреть
педагогический потенциал бурятского национального музыкального искусства на
уроках родной (бурятской) литературы
4. Рассмотреть
педагогический потенциал бурятского национального изобразительного искусства на
уроках родной (бурятской) литературы
Для решения поставленных задач
использовались следующие методы исследования: анализ литературы по педагогике и
смежным наукам — фольклористике, этнографии, отражающей современное состояние
проблемы; изучение и обобщение педагогического опыта.
Структура курсовой работы: введение,
две главы, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Искусство Бурятии, черпая вдохновение
в неиссякаемых источниках богатства родного края, ищет и находит свой
неповторимый путь в современном художественном мире. Благодаря творческим
усилиям мастеров разных поколений оно вносит ценный вклад в общую сокровищницу отечественной
культуры.
На основе этнического самосознания
создается культура этноса, со своими ценностями, идеями, нормами, стереотипами.
Ввиду исключительной сложности соотношения внутреннего и внешнего в развитии
этноса, важное место в функционировании традиционного мировоззрения народов
занимают
закономерности преемственности
сознательной идентичности зафиксированной в устойчивой системе традиций,
обычаев, представлений и многое другое, в том числе в детском фольклоре.
Формирование эстетической культуры
личности происходит под воздействием различных видов искусств. Но
главенствующую роль по силе эмоционального воздействия в младшем школьном
возрасте оказывает музыка. Она формирует ценностные ориентации общества, учит
наслаждаться красотой, восхищаться духовным богатством, утверждая свою
эстетическую функцию, является самым доступным и массовым видом искусства и
поэтому наиболее эффективным средством формирования эстетической культуры
личности.
Особенности детей младшего школьного
возраста наиболее благоприятствуют формированию у них основ эстетической
культуры. Младший школьный возраст является сензитивным периодом усвоения
детьми эстетических представлений; на данном этапе онтогенеза ребенок
психологически наиболее готов к пониманию значимого смысла терминов и понятий,
стремится к их претворению в свою повседневную жизнь.
Это обусловлено спецификой ярко
выраженной возрастной предрасположенности к искусству, характеризуется
наибольшим благополучием в аффективно — потребностной сфере, преобладанием
положительных эмоций и личной активности. Особая роль в формировании
эстетической культуры личности младшего школьника принадлежит музыкальному
искусству, которое воздействует комплексно на человека: на его моторику, психику,
физиологические процессы; формирует мышление, и, в конечном счете, влияет на
процесс эстетического отношения к действительности.
Эффективность работы по формированию
эстетической культуры зависит от этнокультурных особенностей и учета
национальной психологии младших классов учащихся. Это связано с особенностями
проявлений в эмоциональной сфере, личностного отношения к пониманию содержания
музыкального произведения, что, в свою очередь требует разных методических
подходов к подготовке и развитию эстетического восприятия учащихся бурятских
школ. В начале нашей опытно-экспериментальной работы мы подвергли анализу
практику музыкального воспитания учащихся мононациональных школ Республики
Бурятия.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы формирования эстетической культуры школьников
1.1. Искусство как фактор становления эстетической
культуры личности
В социальной политике происходит недооценивание
роли культурного и эстетического сознания как важнейших факторов развития
общества. Значительная часть современного молодого поколения подвергает
сомнению и даже отвергает ценности классического искусства и их эталонную роль
в культуре. В последние десятилетия на первый план выходит не классическая, а массовая
культура. В общеобразовательных учреждениях предметам культурно эстетического
цикла отводится второстепенная роль.
Анализируя психолого-педагогические
проблемы подрастающего поколения, Д. И. Фельдштейн отмечает, что «в наиболее
трудном положении оказались растущие люди, так как противоречия развития,
свойственные детскому и юношескому возрастам, значительно усилились в нынешней ситуации,
которая приводит к искусственной задержке личностного развития, интенсифицирует
рост квазипотребностей, квазиинтересов, отклонения в поведении, повышенную
тревожность» [17].
По мнению Х. Б. Льняновой, в современной
России особо актуальна проблема преодоления культурного дефицита, отчуждения
людей от культуры, общечеловеческих идеалов и ориентиров. В этих условиях резко
возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения. Одним из
путей воспитания целостной, гармоничной личности, способной свободно ориентироваться
в мире ценностей, является формирование у неё эстетической культуры [9].
Выдающаяся роль и значение искусства в эстетическом воспитании бесспорно.
Искусство наиболее ярко и образно раскрывает человеку мир реально существующей
красоты, формирует убеждения личности, влияет на поведение и доставляет ей
огромное эстетическое наслаждение. Однако автоматизма в проявлении искусством
своей роли нет. Оно может и не выполнить до конца своей миссии источника
духовного богатства, если человек окажется неподготовленным к его восприятию,
не получит необходимого для этого минимума художественных знаний, не научится
видеть, чувствовать и понимать прекрасное в жизни и в искусстве.
Особенно плодотворным оказывается общение с
искусством в детские годы. Конкретно-чувственная образность искусства, его
наглядность, яркость, выразительность, делают искусство доступным и близким
детскому восприятию, созвучным их эмоциональности. Образы живописи, скульптуры,
литературы незаменимы для становления личности ребенка. Важно однако при этом
владеть специальными приемами и методиками для лучшего постижения им
произведений искусства, их образного строя.
Среди доступных ребенку уже в первые годы его
жизни видов искусства заметное место принадлежит литературе. Книга во все
времена была и, пожалуй, остается по сей день популярнейшим средством
художественного развития детей. Сказки о животных, шуточные стихи,
стихи-потешки всегда находят соответствующий эстетически эмоциональный отклик в
детской чувствительной аудитории. Улавливается при этом эмоциональная и
выразительная сила слова. Следует лишь при этом учитывать возрастные
особенности восприятия. Значение имеет и сам внешний вид книг, их оформление,
наличие в них красочных иллюстраций. Ведь дети часто воспринимают текст именно
вместе с рисунками.
Чтение должно быть постоянно в поле зрения
родителей. Важно, чтобы с возрастом у детей не пропадало желание обращаться к
книге, не утрачивался интерес к чтению. Помогает этому традиция семейного
чтения.
Одним из важных направлений художественного
воспитания является приобщение детей к музыке, музыкальному творчеству. Только
музыка пробуждает музыкальное чувство человека, а потому ребенок уже с
дошкольного возраста должен уметь слушать музыку, в том числе классическую.
Этому его необходимо учить. К сожалению, ни в семейной, ни в школьной практике
данная задача чаще всего не находит сколько-нибудь удовлетворительного решения.
Существующие программы школьного обучения по музыке не реализуются из-за
отсутствия квалифицированных специалистов-педагогов, нехватки инструментов и не
в последнюю очередь из-за недопонимания школьного начальства важности
музыкального образования и воспитания вообще [14].
Не лучше обстоит дело и с реализацией
программы по изобразительному искусству. Известно, между тем, что в рисовании
таятся огромные возможности развития у детей чувства формы, пространства,
объема, цвета. И что эти ценные качества столь востребованы сегодня во взрослой
жизни — на производстве, в конструкторских бюро, в проектных организациях и др.
Полезны они и для будущих хозяев и
хозяек в обустройстве их жилища, в художественно-эстетическом оформлении быта.
А разве не являются эти качества столь важным условием более красочного,
тонкого и глубокого восприятия окружающего нас мира, его более всестороннего
познания и освоения?!
Искусство наиболее ярко и образно
раскрывает человеку мир реально существующей красоты, формирует убеждения
личности, влияет на поведение и доставляет ей огромное эстетическое
наслаждение. Однако автоматизма в проявлении искусством своей роли нет. Оно
может и не выполнить до конца своей миссии источника духовного богатства, если
человек окажется неподготовленным к его восприятию, не получит необходимого для
этого минимума художественных знаний, не научится видеть, чувствовать и
понимать прекрасное в жизни и в искусстве [12].
Таким образом можно сделать вывод,
что искусство,— есть организация нашего поведения на будущее, установка вперед,
требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое
заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней…
Искусство можно назвать реакцией, отсроченной по преимуществу, потому что между
его действием и его исполнением лежит всегда более или менее продолжительный
промежуток времени.
Духовное обогащение не происходит при
эпизодическом, кратковременном общении с искусством. Только совокупность многих
художественных влияний, которые, накапливаясь, повторяясь и закрепляясь,
изменяют поведение личности, приучают ее жить так, как подсказывает искусство.
Общение с подлинным искусством побуждает личность к собственному творчеству,
учит глубже чувствовать эстетику реальной жизни, помогает сформировать активное
отношение к действительности в целом и к художественному творчеству, в
частности.