Курсовая теория на тему Женские и мужские особенности рефлексивно-биографического анализа своей жизни.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
1. Биография и автобиография в контексте рефлексивного
анализа. 5
2. Биографическая рефлексия. 16
3. Мужская и женская автобиографии. Сходство и различия. 21
Заключение. 41
Список литературы.. 44
Введение:
Актуальность
темы. В традиционно патриархальном, пост-тоталитарном обществе
с его привычным гендерным дисбалансом специфика мужских и женских интерпретаций
жизненного опыта пока остается мало исследованной.
Вопрос женского жизненного опыта, связанного с
построением собственной идентичности, выбором партнера, сексуальностью, семьей,
рождением детей, профессиональной и личностной самореализацией в течение
длительного времени занимали в психологии маргинальное положение.
Правда, длительное игнорирование превратилось
в последнее время на собственную противоположность, и женские исследования
стали на некоторое время едва ли не самой популярной тематикой. Но такой крен
только изменил ракурс гендерного дисбаланса, требуя не менее мощной волны
аналогичных исследований, ориентированных на сугубо лицевую тематику, чему
способствовал и кризис маскулинности, который все активнее обсуждается в СМИ.
Постепенно выяснилось,
что вульгаризированная маскулинность с ее агрессивностью, грубостью,
отсутствием эмпатии, склонностью к риску, якобы сама собой обещает мужчинам
жизненный успех, высокий статус, женскую привязанность, признание, общественные
привилегии, на самом деле разочаровывает и мужчин, и женщин не меньше, чем ее
противоположность.
Между тем в ходе
многочисленных сравнительных исследований ученые доказали, что мужчины и
женщины не такие уж разные по своей природе. Даже обычные утверждения о мужском
уме и женской эмоциональности, мужской самостоятельности и женской зависимости,
— скорее удобные иллюзии, чем реальный факт. Настоящих психологических различий
между полами не более пяти процентов. Но общественные ожидания, мифы,
установки, стереотипы, а главное — длинная культурная история у мужчин и женщин
все же несопоставимы. И эти очень своеобразные культурные пути делали, делают и
будут делать две половинки человечества такими разными, такими привлекательными
и малопонятными друг для друга.
Итак, женщины и мужчины
разные не только генетически, морфологически или физиологически. Между ними,
как социокультурными существами, как субъектами самореализации, архитекторами и
строителями собственной жизни не может не быть огромных различий. Роли, которые
они учатся играть, стратегии преодоления проблем, которые усваивают, пути
саморазвития, которые считают себя приемлемыми, все это имеет выраженную
гендерную специфику, и не замечать ее, отрицать или игнорировать было бы
опрометчиво.
Поэтому, безусловно, есть
смысл ставить вопрос о том, как мужчины и женщины понимают, осознают,
интегрируют и интерпретируют приобретенный опыт, который непосредственно влияет
на дальнейшее саморазвитие.
Социальная
действительность, или социальный порядок, как ее называет Г. Гарфинкель,
держится на различении мужского и женского, то есть этот порядок гендерно
сконструирован.
В такой гендерно
окрашенной, заангажированной реальности личностный гендер просто не может
оставаться неизменным, неподвижным статусом. Он становится статусом, который достигается
в результате повседневного взаимодействия, постоянно конституируясь и
воспроизводясь в коммуникативных ситуациях [8, с.56].
В пост неклассической
парадигме ни возраст, ни гендер не задан изначально. Гендерная идентичность
конституируется в течение всей жизни, уточняясь, редагируясь каждую минуту,
здесь и сейчас. Гендерное осмысления жизненного опыта производится не отдельно
культурой и отдельно личностью, а только их бесконечным диалогом. Все новые и
новые гендерные интерпретативные конструкты состоят в ходе интенсивной
коммуникации личности и культуры.
Женская или мужская
личность превращается в открытый текст, который взаимодействует со всеми
окружающими контекстами, чувствуя влияния и политико-экономической ситуации в
стране, и исторического прошлого, и актуального коммуникативного пространства, и
массовой культуры вместе с высоким искусством, и здорового смысла, и
религиозных предпочтений.
Объект
исследования – биография и автобиография в контексте
рефлексивного анализа.
Предмет
исследования – гендерные практики интерпретации рефлексивно-биографического
анализа своей жизни.
Цель
курсовой работы – изучить женские и мужские особенности
рефлексивно-биографического анализа своей жизни.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить биографию и
автобиографию в контексте рефлексивного анализа.
2. Проанализировать
понятие биографической рефлексии.
3. Исследовать гендерные
практики интерпретации рефлексивно-биографического анализа своей жизни.
Заключение:
Биографический метод дает
возможность выявить влияние социума на формирование личности, ее жизненного
пути, выбор своей жизненной позиции, ценностей и идеалов, разных моментов жизни
общества в тот или иной период времени, социальных контекстов, правил и норм. В
историко-педагогическом исследовании изучения персоналии, биографический подход
позволяет поднять эффективность новейших педагогических поисков.
Обращение к
биографическому методу в исследовании персоналий способствует результативности
современной историко-педагогической науки, ведь многогранное
педагогически-просветительское наследие российских ученых и сегодня не получила
своего исчерпывающего научного рассмотрения.
В пост неклассической
парадигме гендер теряет свой неизменный, неподвижный статус, постоянно конституируясь
и воспроизводясь в повседневных практиках.
Приобретение жизненного
опыта становится накоплением, ассимиляцией и интерпретацией символических
средств, с помощью которых мужчина или женщина обозначают для себя и окружающих
свою гендерную идентичность.
Социально-психологические практики
разворачиваются на поверхности жизни как повседневные повторяющиеся акты
личностных само проявлений, которые перманентно конструируют личность и ее
гендер.
Гендерную специфику
интерпретации опыта можно отследить, сравнивая женские и мужские автобиографии.
Степень динамичности, изменчивости мужских и женских автобиографий может быть
различной. Есть основания считать, что женские автонарративы более устойчивые и
стабильные, тогда как мужские скорее реструктурируются согласно многочисленным
социокультурным контекстам.
Мужские и женские
жизненные истории по-разному тематизируются.
Ожидается, что мужчины
будут искать общественные акценты в частных делах, а женщины, наоборот,
разыскивать частные корни проблем, имеющих общекультурную или
общественно-политическую окраску.
Маскулинность и
фемининность в постмодерновом мире нередко опосредуются потреблением, например,
выбором соответствующих товаров, которые символизируют отношение к телу как
культурному тексту, внимание к нему, забота о его здоровье или привлекательности
становится повседневной практикой упаковки жизненного опыта.
Автобиографический
нарратив является способом не только интерпретации собственной жизни, но и ее
конструирования. Создание автонарратива, как самостоятельного дискурса,
способствует как самопрезентации, так и осмысления, превращается в личностный
способ построения такой жизни, которой человек, как ему кажется, стоит.
Гендерные практики влияют
на осмысление жизненного опыта, что фиксируется в автонарративах, по следующим
координатам: темпоральная, пространственная, локуса контроля, жизнестойкости,
одаренности и жанровая.
Фрагмент текста работы:
1. Биография
и автобиография в контексте рефлексивного анализа
В психологии
биографический метод — это система методов исследования, диагностики, коррекции
и проектирования жизненного пути человека. Данный метод эмпирического познания
начал разрабатываться в первой четверти XX в. [10, с. 23]. Сначала
ограничивались ретроспективным описанием прошлых этапов жизни человека или
всего жизненного пути исторических персонажей прошлого.
В дальнейшем
биографический метод начал включать анализ актуальных и допущенных в будущем
событий (будущая автобиография, управляемая фантазия, графики жизни,
Кауза-метрия), а также исследование круга общения (дополнительные биографии,
линии отношений субъекта). М.О. Рыбников рассматривал автобиографию как
психологический документ, который документирует личность и ее историю.
Он разделял спонтанные
автобиографии, когда инициатива ретроспективного взгляда на собственную жизнь
принадлежит самой личности, и об автобиографии, когда исследователь использует
прием побуждения подопытного говорить о себе с определенным планом. Такой прием
гарантирует однородность собранного материала, что позволяет сравнивать,
объединять, обобщать полученные факты и тому подобное.
Современные
биографические техники, построенные на основе изучения личности в контексте
истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со
"значимыми другими", направлены на реконструкцию жизненных программ и
сценариев развития личности. Анализу подвергают также пространственные и
временные характеристики организации деловой, семейной, духовной жизни
личности, взаимодействие ее с естественной и социальной средой.
Применение
биографического метода предполагает получение разнородной объективной
информации, для чего используются различные формы автобиографической методики:
опрос, интервью, тесты. Также необходимо анализ показаний очевидцев, данные
получаются во время беседы и опросов близких людей, во время первичного анализа
воспоминаний современников. Также используются модификации метода изучения
продуктов деятельности, когда проводится контент-анализ дневников и писем,
осуществляется построение кривых производительности и диаграмм жизненных
измерений активности личности.
Одним из методических
приемов организации и проведения психологического исследования в пределах
биографического метода является слушание. Этот прием предполагает совместную
работу экспериментатора и личности над содержательными материалами ее личной
жизни. Реализуется прием в два этапа: