Курсовая теория на тему Жанр камерного портрета в Русской скульптуре XVIII
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования. 5
1.1. История развития скульптуры.. 5
1.2. Основные виды и жанры скульптуры.. 8
Глава 2. Развитие жанра камерного портрета в Русской
скульптуре XVIIIв. 15
2.1. Анализ творчества известных скульпторов XVIIIв. 15
2.2. Федот Иванович Шубин – великий скульптор России. 25
Заключение. 31
Список использованной литературы.. 32
Приложение. 34
Введение:
Скульптура – это
искусство, с которым мы встречаемся практически ежедневно, и для этого даже не
нужно посещать музеи, достаточно просто оглянуться по сторонам. Живопись –
популярна, цвет – великий обманщик, и, в любом случае, в живописи всегда есть
немного иллюзий, и восприятие ее не всегда однозначно. А скульптура не
позволяет мошенничать с реальностью. Изучая ее, вы сможете узнать, как менялась
жизнь людей, их религиозное мировоззрение, как развивалось само искусство на
протяжении тысячелетий. Вместе с архитектурой она существовала как основная
форма монументального религиозного искусства.
Работа скульптора
зачастую очень тяжелый труд, и не во все времена ваятели жили хорошо. Творец не
стал бы жить в таких условиях, если бы не находил в своем творчестве
глубочайшей компенсации. Эта компенсация – истина. «Скромная истина», как
говорил Ги де Мопассан. Она же – богиня без украшений, чей единственный взгляд
утешает верных ей. Утешение скульптора – это быть наравне с этой «настоящей»
истиной, от которой художник имеет право частично уклониться, творить поверх
всех теорий, систем, временных условностей, быть чуждым моде и в то же время
пережить ее.
Живопись и графика
создают изображения на плоскости. Скульптура же – это объемные формы из камня,
дерева, гипса, металла. Скульптура – это вид искусства, основанный на принципе
объемного, физически трехмерного изображения предмета.
Что нам говорит само
слово? Слово «скульптура» происходит от латинского sculptura, sculpo –
«высекаю, вырезаю». А вот, например, слово «пластика» происходит от греческого
plastike, plasso – «леплю».
Примечательно, что во все
времена объектом скульптурного воплощения были в основном живые существа: чаще
люди, и реже животные (анималистический жанр). Еще реже изображалась природа
(пейзаж) и вещи (натюрморт).
Главными выразительными
средствами скульптуры являются: постановка фигуры в пространстве, передача ее
движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы,
архитектоническая организация объема, зрительный эффект его массы, весовых
отношений, выбор пропорций, специфических в каждом случае, характер силуэта.
Объемная скульптурная
форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия,
взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой, на основе
наблюдаемых в натуре анатомических особенностей той или иной модели.
Целью работы является
анализ проблемы развития жанра камерного портрета в Русской скульптуре XVIII.
Объект исследования:
камерный портрет в Русской скульптуре XVIII.
Предмет исследования: анализ
жанра камерного портрета в Русской скульптуре XVIII.
Задачи:
1. Проанализировать историю
развития скульптуры.
2. Рассмотреть основные
виды и жанры скульптуры.
3. Провести анализ
творчества известных скульпторов XVIII в. 4. Охарактеризовать
творчество Федота Ивановича Шубин – великого скульптора России.
Структура работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и
приложения.
Заключение:
Скульптор мысленно
создает образ, наделяет его характером и чувствами, а потом «оживляет», превращая
твердый камень в одухотворенную, наполненную жизнью и теплом, форму. Пластичное
искусство – это целый мир, и каждый его представитель находит свою нишу
(монументализм, станковые статуэтки или декоративная пластика) и свои жанры
скульптуры (исторический, анималистический, портретный). Мастера работают с
разными материалами – высекают из камня и дерева, отливают из бронзы или стали,
лепят из гипса.
Круглые изваяния
размещаются в свободном пространстве, поэтому их можно рассмотреть со всех
сторон. С разных позиций такая фигура воспринимается по–разному, что
приумножает эстетический восторг зрителя. Существует четыре вида «круглой»
пластики.
Монументальные памятники
отличаются масштабностью размеров и идеи.
Такая композиция может
стать органичным элементом природной среды, украшением городской площади или
центром архитектурного ансамбля. Она может стать частью целого архитектурного
комплекса или организовать городскую среду в месте своего пребывания.
Изготавливают такие фигуры из бронзы, стали, меди и гранита.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические аспекты исследования
1.1.
История развития скульптуры
Возникновение скульптуры
относится к первобытной эпохе и непосредственно связано с трудовой
деятельностью человека и его магическими верованиями. На палеолитических стоянках
обнаружены разнообразные скульптурные изображения животных и женщин –
прародительниц рода, к которым принадлежат и так называемые палеолитические
Венеры.
Еще шире круг
неолитических скульптурных памятников. Это обычно круглая скульптура, небольших
размеров, которая вырезалась из мягких пород камня, из кости и дерева. Рельефы
исполнялись на каменных пластинах и стенах пещер. Скульптура часто служила
средством украшения утвари, орудий труда и охоты, использовалась в качестве
амулетов. Хотя для первобытной скульптуры типична упрощенность форм, она
нередко отличается остротой жизненных наблюдений и яркой пластической
выразительностью [12,с.43].
Дальнейшее развитие
скульптура получила в период разложения первобытно–общинного строя, в связи с
ростом разделения труда и технологическим прогрессом; ярчайшие памятники этого
этапа – скифские золотые рельефы и терракотовые головы культуры Нок,
типологически многообразная деревянная резная скульптура океанийцев [13,с.23].
В искусстве
рабовладельческого общества скульптура выделилась как особый род деятельности,
имеющий специфические задачи и своих мастеров. Скульптура древневосточных
государств, которая служила выражению всеобъемлющей идеи деспотизма,
увековечению строгой общественной иерархии, прославлению власти богов и царей,
заключала в себе имеющее объективную общечеловеческую ценность влечение к
значительному и совершенному.
Существует несколько
видов скульптур монументального типа:
• монументальная статуя –
объект рассчитан на восприятие с большого расстояния, поэтому обычно его
устанавливают на постаменте и размещают на городской площади;
• монумент – памятник,
посвященный важному историческому событию или выдающейся личности;
• стела – вертикальная
плита с надписью или выпуклым рисунком;
• триумфальная арка – торжественный
архитектурный комплекс, посвященный военной победе или другому важному
историческому событию;
• обелиск – столб–четырехгранник
с пирамидальным заострением на конце;
• ростральная колонна –
отдельно стоящая колонна, украшенная выступающими носовыми фрагментами кораблей
[11,с.54].
Монументально–декоративная
используется в оформлении садовых и парковых ансамблей, а также для декора
природного ландшафта, интерьеров зданий и фасадов домов. В зависимости от места
размещения бывают такие виды скульптуры (масштабные):
• атланты – мужские
изваяния, которые «поддерживают» балконы и карнизы;
• кариатиды – женские
фигуры, которыми украшают балки сооружений (только касаются поверхности или
выступают из нее);
• консоль –
художественный объект, который подпирает выступ здания, вертикальный уступ,
лоджию;
• парус – выступающее
изображение на своде;
• фронтон – ансамбль на
треугольном фасаде, колоннаде, портике с карнизом–основой и двумя скатами по
сторонам;
• портал – декоративная
арка на входе в здание;
• акротерий – статуя,
расположенная над углами фронтона здания;
• пилястр – выступающая
из стены «плоская» колонна с капителью и базой;