Курсовая теория на тему Жан Жак Руссо и театр
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 5
1. Идейные принципы Ж.-Ж. Руссо. 6
2. Рассуждения Ж.-Ж. Руссо о театре. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 27
Введение:
Актуальность
темы исследования. Жан-Жак Руссо родился в Женеве 28 июня 1712 года. Этот
французский философ, писатель эпохи Просвещения известен педагогическими
трудами, теориями. Руссо называют основоположником романтизма в философской
науке. Некоторые исследователи считают, что Жан-Жак Руссо в некоторой степени
спровоцировал Великую французскую революцию.
Отношение
Ж.-Ж. Руссо к театру весьма нестандартно в русле того времени и шло в разрез
воззрениям современников. Для Ж.-Ж. Руссо театр – это фальшь, которая негативно
влияет на развитие человека в обществе Театр для гуманиста Ж.-Ж. Руссо не
являлся гуманным.
Целью данной работы является анализ личности
Ж.-Ж. Руссо и его мнения о театре.
Для
достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи:
1.
Рассмотреть идейные принципы Ж.-Ж. Руссо.
2.
Изучить рассуждения Ж.-Ж. Руссо о театре.
Объектом
исследования является жизнь и творчество Ж.-Ж. Руссо.
В
качестве предмета работы выступает мнение Ж.-Ж. Руссо относительно театра.
При
написании работы использованы следующие теоретические методы исследования:
описательный, аналитический.
Степень
разработанности проблемы исследования. Тема отношения Ж.-Ж. Руссо к театру
исследовалась в трудах следующих ученых: И.А. Айзиковой [1], А.Т. Дворцова [2], Т.Б. Длугача [3], Д.Д. Обломиевского [8], Л.Г. Садыховой [12] и другими.
Структура
работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников.
Заключение:
Теоретический анализ, представленный в
данной курсовой работе, позволил выявить отношение Ж.-Ж. Руссо к театру. В
частности, однозначно было понятно, что в обществе своих современников Ж.-Ж. Руссо
являлся антагонистом, поскольку его воззрения шли в абсолютный разрез с
воззрениями других мыслителей.
Ж.-Ж. Руссо считал неприемлемым
театральную фальшь и все, что не соответствует естественности и природному
дару. То есть все, что надумано сверх, где царит суть маскарада, скрывающего
личность такой, какая она есть – это ложь, которая не может воспитать
нравственность в общественных настроениях, более того, напротив, эта ложь
способствует только лишь общественной деградации, поскольку растлит человека,
работая не с природосообразностью, а с искусственно наделенным образом.
Ж.-Ж. Руссо имел радикальные
демократические воззрения, которые в период его современности являлись
новшеством. Сама личность мыслителя была одиозной и неоднозначной, сообразно
его взглядам. Современному писателю, деятелю искусства, для того, чтобы
впечатлить свою публику, ничего не остается, кроме как использовать прием
парадокса. Этот прием использовал и сам Ж.-Ж. Руссо.
Ж.-Ж. Руссо, само собой, считал театр
проявлением зла, но это не означает того, что он его отрицал. Более того, он
старался трансформировать его в русло развития Народного театра. Таким образом, задачи данной работы
решены. Цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
1. Идейные принципы Ж.-Ж. Руссо Ж.-Ж. Руссо был рожден в Женеве. Его отец
занимался ремесленническим трудом (часовщик), семья не была богата. С самого
детства Ж.-Ж. Руссо рос в атмосфере, в которой отчетливо просматривались
республиканские идеи. Их он уже подкреплял чтением серьезных работ, в
частности, сочинений Плутарха, Тацита, Цицерона.
Еще в юношеские года в Швейцарии Ж.-Ж. Руссо
познакомился с богатой женщиной – мадам Варан. Она занималась образованием Ж.-Ж.
Руссо на протяжении более 10 лет совместной жизни, и именно в этот период его
ум, который дан от природы, упражнялся на богатом фактическом материале. Это
означает то, что Ж.-Ж. Руссо приехал в Париж из провинции в 1742 г. человеком
не просто начитанным, а очень образованным [3, с. 37].
Ж.-Ж. Руссо имел идеи в разных областях
знаний, в частности, он предпринимал попытки к тому, чтобы доказать
совершенство природы в плане создания человека: по его мнению, все равны от
природы, и именно в соответствии с ней априори счастливы и доброжелательны. Но,
на сколько можно заметить в соответствии с тенденцией исторического развития,
именно общество как система сделала человека несчастливым. Так, все процессы,
которые происходят в обществе, априори идут вразрез с природосообразностью.
Ж.-Ж. Руссо полагал, что в основе такого
природного равенства людей должна находиться идея естественной свободы. И именно
это, по мнению ученого и философа, является ключевым воспитательным принципом.
Исключительно воспитание способно в корне пресечь социальную несправедливость.
Работая секретарем, Ж.-Ж. Руссо также стал
домашним человеком в кружке, к которому принадлежали известная мадам д’Эпине, а
также ее друг Гримм и Дидро. Ж.-Ж. Руссо периодически навещал их, ставил
комедийные сценки с наивными фантазийными описаниями собственной жизни. Он был
совершенно бестактен и выступал невеждой, но это ему прощалось.
Летом 1749 года Ж.-Ж. Руссо прочел
газетное объявление от дижонской академии о премии на тему «Содействовало ли
возрождение наук и художеств очищению нравов». И в момент чтения его осенила
мысль, глубочайшее впечатление. Он смог сложить свое мировоззрение в единое
предложение: «просвещение вредно и сама культура – ложь и преступление» [9].
Ж.-Ж. Руссо выступил, своего рода,
обличителем, его мнение настолько повлияло на общество, что он был даже
удостоен премии. Богемное общество поражалось его прозорливости, зоркости. Для Ж.-Ж.
Руссо наступил объемный двадцатилетний период активной деятельности.
В 1751 году придворная сцена увидела
оперетту Ж.-Ж. Руссо «Деревенский колдун». Король Людовик XV напевал арии Ж.-Ж.
Руссо. По сути, его боготворили и им восхищались. И такая вера богемного
общества в него позволила Ж.-Ж. Руссо очень сильно поверить в себя самого. В
частности, он понял свою уникальность, собственный парадокс личности, что
позволило иметь четкое мнение. В частности, Ж.-Ж. Руссо сказал, что его жизнь
будет проходить исключительно в соответствии с его собственными принципами и
установками.
Ж.-Ж. Руссо стал переписчиком нот, это
позволило ему жить трудом собственных рук. Он перестал надевать «щегольские» салонные
костюмы, примерив на себя грубое сукно. Но и это не все личностные
трансформации Ж.-Ж. Руссо: кроме того,
он отказался от приукрашенной вежливости «напоказ», вследствие чего стал
активно апеллировать оскорблениями на любезности своих аристократических
друзей, поскольку все это – напоказ, отчего и хотел полностью уйти Ж.-Ж. Руссо,
от ненастоящего, выдуманного, напыщенного.
Ж.-Ж. Руссо имел яркие педагогические
воззрения, являясь представителем гуманистического направления. Его прогрессивные идеи касались естественного
воспитания, и они были настолько точны, что она них опирались действительно
очень многие.
В концептуальной составляющей
педагогических воззрений Ж.-Ж. Руссо очень важной является дидактическая суть.
Его книга, роман-трактат имеющая выраженную педагогическую направленность,
называлась «Эмиль, или О воспитании». Написание ее датируется 1762 годом. Суть
трактата состоит в том, что в нем Ж.-Ж. Руссо открыто критикует всеобще
принятую систему детского воспитания среди сословных граждан. Его теория, само
собой, касалась необходимости природосообразности, естественности при
воспитании личности нового человека.
Ж.-Ж. Руссо в направлении естества и
природосообразности пришел к выводу о том, что естественность – это та самая
отправная точка, состояние покоя, идеальное состояние. И, соответственно,
воспитание нового человека, который несет в мир будущее, должно быть идеальным
– естественным, по природе. В частности, принцип соответствия воспитания
возрасту ребенка, принцип взращивания ребенка в природных условиях.
Если говорить более предметно, заметим,
что Ж.-Ж. Руссо продвигал по большей степени идею свободного воспитания, которое
полностью коррелирует с природой. Более того, сама природа помогает воспитывать
ребенка, когда избавляет от внешней надуманности, отвергает негативные внешние
влияния.