Курсовая теория на тему Зерцалия как модель общества Зазеркалья
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Антимир Зазеркалья как часть модели мира 5
2.Миры Льюиса Кэрролла 6
3. Мир зазеркалья в «Королевстве кривых зеркал» В.Губарева 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
В греческой мифологии Персей убил Медузу Горгону, пользуясь блестящим щитом, как зеркалом (взгляд Горгоны превращал людей в камень).
В средневековых текстах зеркало является образом, символом «другого мира». Зеркало символ вечности, поскольку в нем есть все, то, что прошло, что есть сейчас, и все, что грядет.
Зеркало в искусстве средневекового Востока – это художественный образ мира, в котором живет божество. Так, надписи на бронзовых зеркалах представляли собой тексты заклинаний.
Литературный прием «в зазеркалье» широко используется авторами книг. Наибольшую популярность приобрела дилогия Льюиса Кэрролла – «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Аналогичный прием использовал Гастон Леру: в книге «Призрак Оперы». Кристина попадает в «лепрозорий» Призрака через зеркало. Через зеркало в Королевство кривых зеркал попадает и Оля – героиня повести-сказки Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал».
В других произведениях зеркало является источником видений. Так, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Зеркало рассказывало злой мачехе о тех, кто оказывался красивее нее. Во «Властелине колец» Зеркало Владычицы Галадриэль показывало тому, кто смотрел в него, видения прошлого, настоящего и будущего. В книге «Гарри Поттер и философский камень» зеркало Еиналеж (Mirror of Erised) показывало самые сокровенные желания человека. В «плоском мире» Терри Пратчетта существуют «маги зеркал» («Ведьмы за границей»), которые с помощью «зеркального коридора» многократно увеличивали свою магическую мощь и при этом, могли видеть отражение в любых зеркалах мира.
Целью нашей работы является рассмотрение мира Зазеркалья через призму произведений Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» и Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал.
Выделение Зазеркалья как части модели мира, изучение его специфики является частью исследования нашей работы.
Чтобы раскрыть нашу цель необходимо решить следующие задачи;
– обосновать понятие мир Зазеркалья, применительно к художественной литературе;
– раскрыть основные тенденции мира, который отражают зеркала;
– проанализировать особенности отображения зазеркалья у Льюиса Кэрролла.
Объектом нашего исследования являются отношение реального мира и мира Зазеркалья. Предметом изучения – повести-сказки Льюиса Кэрроллла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» и повесть сказка В Губарева «Королевство кривых зеркал».
Работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы.
Текст работы:
Существует своеобразное Зазеркалье, в котором жизнь сведена к абсурду, поскольку здесь потерянные вечные духовные ценности. Понятие дружбы, любви (в любом проявлении: к человеку, к родине, к нации) искажено, основным является обожание себя, эгоцентризм, стремление власти. Это измерение мира – не эволюции, не природа, это творение рук людей, параллельный мир, попасть в который может любой, а вот освободиться – дано не каждому.
Мир, отраженный в зеркалах, хотя чем-то внешне и похож на реальность; но отличие прослеживается в духовной плоскости.
Зеркало – поливалентный и противоречивый символ: с одной стороны, оно «фиксирует разнообразие мира, с другой – рассматривается как проекция сознания и подсознания. Это символ воображения или сознания, способного фиксировать предметы внешнего мира, ясно отражая истину »[2, с. 196].
Философское значение зеркала как символа самопознания жизни было распространено в азиатских культурах [5, с. 111]. Народная мудрость гласит, что зеркало никогда не врет. Отражая, зеркало показывает таинственного двойника, которого не существует в природе. Вот почему под определенным углом зрения загадочный мир Зазеркалье воспринимается «как глубинный колодец миров, соединяющий наш природный мир с антимиром, параллельным миром»[10, с. 430]. В этом смысле термин «Зазеркалье» является синонимичным термину «антимир».
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
В греческой мифологии Персей убил Медузу Горгону, пользуясь блестящим щитом, как зеркалом (взгляд Горгоны превращал людей в камень).
В средневековых текстах зеркало является образом, символом «другого мира». Зеркало символ вечности, поскольку в нем есть все, то, что прошло, что есть сейчас, и все, что грядет.
Зеркало в искусстве средневекового Востока – это художественный образ мира, в котором живет божество. Так, надписи на бронзовых зеркалах представляли собой тексты заклинаний.
Литературный прием «в зазеркалье» широко используется авторами книг. Наибольшую популярность приобрела дилогия Льюиса Кэрролла – «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Аналогичный прием использовал Гастон Леру: в книге «Призрак Оперы». Кристина попадает в «лепрозорий» Призрака через зеркало. Через зеркало в Королевство кривых зеркал попадает и Оля – героиня повести-сказки Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал».
В других произведениях зеркало является источником видений. Так, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Зеркало рассказывало злой мачехе о тех, кто оказывался красивее нее. Во «Властелине колец» Зеркало Владычицы Галадриэль показывало тому, кто смотрел в него, видения прошлого, настоящего и будущего. В книге «Гарри Поттер и философский камень» зеркало Еиналеж (Mirror of Erised) показывало самые сокровенные желания человека. В «плоском мире» Терри Пратчетта существуют «маги зеркал» («Ведьмы за границей»), которые с помощью «зеркального коридора» многократно увеличивали свою магическую мощь и при этом, могли видеть отражение в любых зеркалах мира.
Целью нашей работы является рассмотрение мира Зазеркалья через призму произведений Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» и Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал.
Выделение Зазеркалья как части модели мира, изучение его специфики является частью исследования нашей работы.
Чтобы раскрыть нашу цель необходимо решить следующие задачи;
– обосновать понятие мир Зазеркалья, применительно к художественной литературе;
– раскрыть основные тенденции мира, который отражают зеркала;
– проанализировать особенности отображения зазеркалья у Льюиса Кэрролла.
Объектом нашего исследования являются отношение реального мира и мира Зазеркалья. Предметом изучения – повести-сказки Льюиса Кэрроллла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» и повесть сказка В Губарева «Королевство кривых зеркал».
Работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы.
Список литературы:
1. Антимир Зазеркалья как часть модели мира
На разных этапах истории общества в соответствии с определенной эпохой и уровнем мышления возникали и развивались различные способы постижения мира. При этом появлялись «картины мира» – «системы представлений о природе, обществе и человеке»[2, с.169]. Но поскольку единой картины мира apriori не существует (что объясняется, в конце концов, бесконечностью процесса познания), предлагались самые разнообразные «модели мира», создаваемые как художниками, так и философами, учеными. Общим для всех определений модели является понимание ее как аналога определенного объекта (оригинала), признание его искусственности. Модель – это существующая реально или мысленно система, которая, воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает исследователю новую информацию об этом объекте [8,с.285]. Литературоведение трактует модель как содержательно-эстетический эталон, которому надо подражать, как мировоззренческую структуру, что соотносится с особенностями мировоззрения [8. с. 293].
Как правило, понятие «модель» связывают с методом моделирования. В таком значении модель – это предметная, знаковая или мысленная (мнимая) система, что отражает, имитирует или воссоздает какие-то определяющие характеристики, то есть принципы внутренней организации или функционирования, определенные свойства или признаки объекта познания (оригинала), прямое, непосредственное изучение которого по каким-то причинам невозможно, неэффективно или нецелесообразно, и может заменить этот объект в процессе, который исследуется с целью получения знаний о нем [10,с. 391].
Художественный мир – это картина мира, сложившаяся в сознании писателя: все его произведения можно рассматривать как единый, инвариантный по характеру текст, с которого вырисовывается индивидуальная модель мира. Художественный мир литературного произведения «отражает не объективный мир в целом, а лишь его локальную, « избранную» часть, это – «сокращенный» мир; но будучи «сокращенным», художественный мир представляет модель мира в целом, где часть изоморфна целому»[10, 341].
В модели мира с зазеркальем человек находится на грани параллельных миров, одинаково реальных для него, как существа, что может лелеять и высокую духовность, и быть низменно, эгоцентрично направленной. Это постоянное балансирование у точки пересечения: в зависимости от того, какое начало победит в естестве человека, будет происходить движение горизонтальной осью в двух реальностях, одинаково удаленных от нулевой (обычной, привычной для человека) реальности: если исчезают все моральные предохранители, человек выходит в мир иной – антимир, мир наоборот, в котором ему будет комфортно; если же моральные ценности воспринимаются apriori как основа мироздания, то человек попадает в иной мир – мир гармонии, любви.
Итак, пространственные материальные перемещения осуществляются по горизонтальной оси, зато нефизическое нравственное пространство искривляется к противоположному по мере приближения к точке перехода в мир, что деформирован моралью наизнанку. Поэтому речь идет о реальном мире, который искажен давлением антимира – такого же реального, однако непригодного для сосуществования с миром, приоритетом для которого является моральное высочество. Это как аннигиляция при столкновении материи и антиматерии.