Психология лиц с нарушениями интеллектуального развития Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Зависимость статуса подростка с интеллектуальной недостаточностью в группе от его личностных особенностей.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Характеристика особенностей обучающихся подросткового возраста. 4

1.1. Психолого-педагогические особенности подростков. 4

1.2. Социально-педагогическая характеристика современного подростка. 8

Глава 2. Особенности статуса подростка с интеллектуальной недостаточностью
в группе 12

2.1. Развитие подростка с интеллектуальной недостаточностью.. 12

2.2. Статус подростка с интеллектуальной недостаточностью в группе. 22

Заключение. 28

Список литературы. 31

  

Введение:

 

Подростковый возраст – это самый тяжелый период детского развития. Это явление
носит множество названий «трудный возраст», «опасный возраст» и т.п. Названия эти
носят главный посыл – переход от детства к взрослости. Требовательность жизни к
организации воспитательного процесса и обучения подталкивают к поиску новых педагогических
и психологических подходов, ориентированных на приведение методов в согласовании
с требованиями жизни общества. Исходя из этого, проблема воспитания детей школьного
возраста особо значима. В сфере воспитания школьника находятся все аспекты жизни
ребенка. По этой причине она интересна не только лишь родителям и учителям конкретного
школьника, но и психологам и социологам зарубежным и отечественным. Поэтому воспитание
содержит в себе многообразие взглядов на проблему. Потребность
образовательной практики в педагогических рекомендациях по развитию и
нормализации межличностных отношений у подростков с интеллектуальной
недостаточностью и не разработанность связанных с этим теоретических и
методических аспектов делают данную проблему актуальной. Ее решение будет
способствовать формированию необходимых для данного периода личностного
развития психологических новообразований, обеспечивая тем самым нормализацию
социального облика подростка с интеллектуальной недостаточностью.

Объект исследования: подросток с интеллектуальной
недостаточностью.

Предмет исследования: зависимость статуса подростка с
интеллектуальной недостаточностью в группе от его личностных особенностей

Цель исследования: изучить зависимость статуса
подростка с интеллектуальной недостаточностью в группе от его личностных
особенностей

Задачи исследования:

1. Проанализировать особенности подросткового возраста

2. Изучить зависимость статуса подростка с интеллектуальной
недостаточностью в группе от его личностных особенностей.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подростковый
возраст у детей – трудный период не только для родителей, но и для них самих.
Психология подростка построена на необходимости признания его взрослым
человеком, но все дело в том, что к взрослой жизни он еще пока не готов. Однако
и ребенком его уже не назвать. Подростковый возраст зависит от страны
проживания, пола и культурно-национальных особенностей.

В усвоении школьных
дисциплин, у подростков, из-за особенностей развития, могут возникать
сложности. Кроме неуспеваемости, нередко встречается и неадекватное поведение.
Для того, чтобы обучение проходило успешно, необходима мотивация, с помощью
которой можно придать ему важность. Часто подростки пренебрегают основным
условием любого обучения — стремлением к получению знаний и даже
противодействуют процессу обучения.

В этом возрасте происходит формирование интересов к самостоятельной
деятельности, в частности творческого характера. Подросток начинает
задумываться о будущей профессии, сопоставляет свои мечты и желания с реальными
умениями и направленностью самостоятельной деятельности.

Современный подросток находится на границе не только возрастных
изменений, но и на своеобразном «перекрестке времен», что в свою очередь влечет
к переменам в традиционном понимании особенностей, характерных для современного
подростка.

В период подросткового возраста возникает необходимость в чувствовании
своей деятельности для других людей, а также возникает потребность в проявлении
самостоятельности при решении проблем, анализе реальны результатов затраченных
усилий. Чрезмерная опека, ограждение от проблем приводит к сопротивлению с его
стороны. Поэтому, нужно производить организацию взаимодействий таким способом,
чтобы выделить особую роль подростка при решении проблемы.

Социальная активность подростка нацелена на усвоение конкретных образцов
и ценностей, на выстроение отношений, которые бы могли удовлетворить и
взрослых, и сверстников, а также и самого себя. Данная социальная активность на
первое место ставит возможность разнообразных, но при этом обязательных и
значимых для подростка дел. В эту работу входит трудовая, познавательная и
общественно-полезная деятельность.

Признание своей индивидуальности и оригинальности — это требования,
которые подросток выставляет перед взрослыми и сверстниками. Из этого вытекает
его стремление любыми способами привлечь к себе внимание. Самостоятельность при
этом не исключает потребности в общении со взрослыми. Эта потребность превышает
свою значимость в другие периоды взросления.

Дети с интеллектуальной
недостаточностью – это дети, у которых в результате органических поражений
головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических,
особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, произвольной
памяти, словесно-логического мышления, речи и т.д.).

Понятие «умственная отсталость»
включает в себя такие формы нарушений как «олигофрения» и «деменция».

Олигофрения – особая форма
психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин:
патологической наследственности, хромосомных аберраций, природовой патологии,
органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном развитии
или на самых ранних этапах постнатального развития.

При олигофрении органическая
недостаточность мозга носит непрогредиентный (непрогрессирующий) характер.
Действия вредоносного фактора остановились и ребенок способен к развитию,
которое подчинено общим закономерностям формирования психики. Но имеет свои особенности,
обусловленные типом нарушений центральной нервной системы и их отдаленными
последствиями.

Психопатологическая структура
нарушения при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью
недоразвития психики и интеллекта. По структуре клинической картины выделяют
неосложненные и осложненные формы олигофрении. Осложненные формы олигофрении
обусловлены недоразвитием мозга с его повреждением. В этом случае дефект
сопровождается рядом нейродинамических и энцефалопатических расстройств. Может
иметь место также более выраженная степень недоразвития или повреждения
локальных корковых функций, например, речи, гнозиса, праксиса, пространственных
представлений, счетных навыков и т.д.

Изучение данной проблемы
межличностных отношений умственно
отсталых (интеллектуальные нарушения) школьников имеет огромное
важное значение для организации учебно-воспитательного процесса в целом. Результативность учебной деятельности
школьников определяется не только их интеллектуальными возможностями, а также по психологическому климату в классе,
и непосредственной сплочённостью коллектива. Деятельность ребёнка
и его общения со сверстниками и взрослыми — являются главными
движущими причинами его развития.

Всевозможные отклонения или искажения в деятельности и общении приводят
к непосредственным нарушениям
в формировании личности и поведения.

Для того,
чтобы суметь понять появление и сущность тех или других нарушений, необходимо рассматривать целостную картину
жизни и развития ребёнка.

Психологические особенности влияют на всё поведение, определяют характеристики деятельности ребёнка
(степень её успешности, интенсивность, соответствие или несоответствие социальным
нормам и т.п.). От определенного
характера поведения ребёнка зависит, как в дальнейшем станут реагировать на него окружающие.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Характеристика особенностей обучающихся подросткового
возраста

1.1. Психолого-педагогические особенности подростков

Подростковый возраст
у детей – трудный период не только для родителей, но и для них самих. Психология
подростка построена на необходимости признания его взрослым человеком, но все дело
в том, что к взрослой жизни он еще пока не готов. Однако и ребенком его уже не назвать.
Подростковый возраст зависит от страны проживания, пола и культурно-национальных
особенностей.

Дети в возрасте от 10 до 15 лет считаются подростками. Говоря об этом возрастном
периоде, можно описать его такими терминами как:

1. Переломный.

2. Переходный.

3. Критический.

4. «Трудный».

Подростковый возраст является также трудным и не только для самого ребенка,
но также и для его родителей, педагогов.

В подростковый период происходит обновление, так называемая перестройка организма
ребенка. Этот процесс связан с увеличением скорости физического и полового развития.
Характерная особенность указанного периода заключает в том, что у ребенка происходит
внешнее взросление, в то врем как внутри ему необходима та же забота и внимание
как обычному ребенку [20].

Кроме того, в период подросткового возраста протекает процесс активного развития
самосознания, а также чувства собственного достоинства, и, что немаловажно, внимание
пола. Этот период характеризуется также и тем, что подросток теперь переоценивает
свое «детское» мнение на новое. Часто характер такого нового мнения прямолинейный,
бескомпромиссный, а парой и категоричный [8].

Часто подростки резко реагируют на различного рода ситуации, которые, по сути,
не имеют критического характера. Например, потеря авторитета родителей либо оценка
собственного достоинства могут привести к негативным последствиям, включающим в
себя проявление грубости, изоляции, агрессии и т.д.

Таким образом, можно выделить следующие негативные черты
подросткового возраста:

· Резкое ухудшение поведения. Проявляется
оно в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости.

· Противоречивость стремлений и
их неустойчивый характер.

· Реакция эмансипации, т.е. выраженное
стремление освободиться из – под опеки и контроля со стороны взрослых (6). Причем
подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им,
что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости.

· Повышенная возбудимость.

· Некоторая неуравновешенность характера.

· Сравнительно частые, быстрые и
резкие смены настроений, форм поведения.

Социальное развитие ребенка данной возрастной группы имеет особое положение
в структуре общественных взаимоотношений. Так начинает процесс перехода подростка
к самостоятельности и ответственности, тем самым заключая его в отрезок между детством
и зрелостью [17].

По мере того, как подросток начинает самостоятельно жить, члены семьи, в частности
родитель, в свою очередь часто становится более требовательным к нему, производит
контроль. Все это может негативным образом отразится на поведении ребенка. В результате
этого подросток лишается той самостоятельности, не может научиться использовать
свободу в нужном направлении. Тогда и происходит активация его стремления к самостоятельности,
что также влечет жесткий контроль со стороны родителей, приводя все это к изоляции
подростка от сверстников. В таком случае противостояние между родителями и детьми
становится более острым [5].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы