Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Застенчивость детей как проявление трудностей в общении

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы развития общения детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………
5
1.1 Понятие общения и взаимоотношения ……………………………… 5
1.2 Развитие общения дошкольников со взрослыми …………………… 7
1.3 Особенности общения детей со сверстниками ……………………… 9
1.4 Развитие общения детей со сверстниками …………………………… 12
Глава 2. Особенности воспитания застенчивых детей …………………. 15
2.1 Застенчивость: причины, особенности поведения …………………. 15
2.2 Методы диагностики застенчивости ………………………………… 21
2.3 Методы коррекции застенчивости у детей …………………………. 22
Заключение ………………………………………………………………… 27
Библиографический список ……………………………………………… 29

  

Введение:

 

Введение
Актуальность проблемы заключается в том, что в современной педагогической теории появляются многочисленные попытки найти новый комплексный подход к проблемам формирования и развития подрастающей личности. Активизация процессов социального воспитания молодежи в значительной мере обусловлена распространением негативных социальных явлений: негативизм, заторможенность поведения, общая раздражительность и тому подобное. Существующая ситуация требует от образовательных учреждений формирования социально активного, самостоятельного человека, который умеет брать на себя ответственность.
В связи с этим, тема застенчивости в детском возрасте в последнее время становится все более актуальной. От эффективности ее решения зависят адаптационные возможности ребенка, способность адекватного самовосприятия, уровень личностных коммуникативных черт ребенка, и тому подобное.
Полноценному самовыражению личности мешают негативные проявления состояния застенчивости. Если это психическое состояние становится качеством характера — у человека возникают сомнения в собственной компетентности, может возникнуть пассивно — созерцательная жизненная позиция. Застенчивость снижает адаптацию человека в среде, затрудняет коммуникацию, негативным образом влияет на отношение к себе.
Научные подходы и направления, которые специализируются в изучении вопросов застенчивости, имеют свою специфику. Так, психоаналитический подход (З. Фрейд, М.Якоби, А. Л. Мендельсон) делает основной упор на реконструкции проблемы застенчивости, путем изучения ее прошлого. Бихевиреоральный подход (Д.Уотсон, Ф.Зимбардо, М. Пирогов, Л. Толстой, К. Ушинский) предлагает способы решения проблем, связанных с возникновением застенчивости, по принципу «здесь и сейчас».
Гуманистическая течение (А. Макаренко, Ш. Амонашвили, Ю. Азаров) ориентировано на работу со структурой ценностей человека, его жизненными планами и перспективами. Феномен застенчивости, несмотря на его несомненную актуальность, недостаточно освещен в отечественной педагогической литературе.
Анализ литературных источников показал, что до сих пор нет единого подхода к пониманию «понятия застенчивости», к определению его структурных компонентов, не адаптированы методики по коррекции застенчивой поведения. Острая потребность преодоления застенчивости детей нуждается, прежде всего, в углублении теоретических представлений этого общественного феномена, требует поиска новых форм, методов и средств работы с застенчивыми детьми с учетом современных жизненных реалий.
Целью исследования является выявление и обоснование педагогических условий преодоления застенчивости у дошкольников как одного из факторов проявления трудностей в общении.
Задачи исследования:
1. Определение ключевых понятий, исследование застенчивости как психического явления у детей дошкольного возраста.
2. Определение уровней, критериев и показателей застенчивости как психического явления у детей дошкольного возраста.
3. Проверка и создание атмосферы для изучения застенчивости как психического явления у детей дошкольного возраста.
4. Творческий подход к проблеме. Применение индивидуальных методов.
Объект исследования: застенчивость как психическое явление у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологические условия формирования застенчивости как фактора проявления трудностей в общении у детей дошкольного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В раннем детстве для детей крайне важно научиться взаимодействовать со сверстниками. Эти навыки имеют огромное значение для их социальной адаптации и дальнейшего развития в старшем возрасте. Родители должны поощрять общение ребенка со сверстниками и вмешиваться только тогда, когда ситуация выходит из-под контроля.
Взаимоотношения со сверстниками в раннем детстве имеют большое значение для психосоциальной адаптации ребенка в детском саду и в будущем — во время учебы в школе. Опыт групповых игр и дружеских отношений помогают ей развивать новые социальные навыки, усваивать социальные нормы и правила, связанные с межличностными отношениями. Это очень важно, ведь зачастую ребенок общается со сверстниками и за детским садом или школой. Кроме того, у многих детей есть братья или сестры с небольшой разницей в возрасте. Так или иначе, практически каждый ребенок ежедневно общается со сверстниками.
В первые два года жизни ребенок развивает ряд эмоциональных, когнитивных и поведенческих навыков, которые помогают ей развивать положительные взаимоотношения со сверстниками. К ним относятся совместная внимание, эмоциональная регуляция, умение сдерживать эмоции, имитация действий другого человека, понимание причинно-следственных связей и языковые навыки. На взаимоотношения со сверстниками также могут влиять внешние (например, взаимоотношения ребенка с родителями, культурные или социально-экономические особенности его семьи) или внутренние факторы (например, нарушение физического, психического развития, расстройства поведения и т.д.).
Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками часто приводят ребенка к низкой успеваемости и трудностей в обучении. Например, конфликт со сверстниками и неприятие с их стороны могут значительно снизить мотивацию ребенка к учебе. Дети, у которых в классе есть друзья, как правило, более мотивированы.
В долгосрочной перспективе такие проблемы приводят к плохой социальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте. Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками могут приводить к исключению из школы, ранней преступности, эмоциональных проблем, депрессии и тревожных расстройств. Однако такая взаимосвязь относительный, поскольку на эмоциональные проблемы подростков могут влиять и другие факторы (например, особенности психики или окружения). Однако проблемы во взаимоотношениях со сверстниками способны ухудшить влияние других факторов. И наоборот, положительные взаимоотношения со сверстниками снижают риск появления у ребенка различных эмоциональных проблем в будущем.
Особое место в отношениях ребенка со сверстниками занимают отношения с братьями или сестрами. Они ближе и длительные, чем любые другие отношения в ее жизни. Благодаря им ребенок учится понимать эмоции, мысли, ценности и убеждения другого человека. Частые конфликты с братьями и сестрами могут приводить в будущем к плохой социальной адаптации ребенка и даже формировать у нее склонность к насильственному поведению.
Программы, разработанные для развития социальных и эмоциональных навыков у детей дошкольного возраста, дают хорошие результаты в течение уже длительного времени. Сегодня в детских садах приняты универсальные программы, в которых воспитатель взаимодействует со всей группой одновременно, способствуя развитию у детей социальных навыков. Их дополняют коррекционные программы, направленные на устранение существующих проблем, которые могут привести к проблемам в общении со сверстниками.
Исследования показывают, что сочетание в процессе дошкольного образования универсальных и индивидуальных программ способствует оптимальному социальному развитию детей.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Теоретические основы развития общения детей дошкольного возраста
1.1 Понятие общения и взаимоотношения

В детской психологии на основе деятельностного подхода (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев) разработана теория общения детей раннего и дошкольного возраста (Д. Б. Эльконин). Общение ребенка ученые рассматривают как активные действия, с помощью которых он стремится передать окружающим и получить от них определенную информацию, наладить с ними нужные ему эмоционально окрашенные отношения, согласовать свои действия с действиями тех, кто рядом, удовлетворить собственные материальные и духовные потребности. Существуют также другие научные подходы, такие как: психоаналитические концепции Дж. Боулби, З. Фрейда, Р. Спитца. Согласно бихевиористской теории коммуникативные акты сводятся к натуралистической схеме «стимул-реакция», то есть к пассивной реакции человека на воздействие партнера. Исследование показывают, что процессы общения в ребенка — это не реакции, которые «стимулируются» и «подкрепляются» со стороны среды, а сознательные действия. В раннем детстве благодаря целенаправленным действиям взрослого на ребенка происходит переход от реактивности к активности в общении, от реакций — к активному действию.
Исследователи ввели в научный оборот понятие «коммуникативная деятельность», обнаружили взаимосвязи между общением и другими видами детской деятельности: двигательной, игровой, речевой. Самым ярким примером перехода действий из сферы общения в другие виды психической деятельности является возникновение речи с целью общения и в процессе самого общения. Чтобы охарактеризовать общение дошкольников как деятельность, они выделили такие его основные структурные компоненты: предмет, потребность, мотивы, действия, задачи, средства, продукт .
Предмет общения — то, что определяет специфику каждой деятельности, ее отличие от других видов деятельности. Предметом общения является другой человек, партнер, который одновременно является и субъектом общения.
Доказано, что общение как деятельность мотивируется особой потребностью человека и не сводится к другим жизненным нуждам, не может быть замещено удовольствием других нужд. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию себя и других как личностей. Это вырабатывает умение оценивать других и осуществлять самооценку.
Потребность в общении является тем исходным пунктом, что связывает ребенка с людьми, которые заинтересованы в развитии его как личности. Малыш с развитой необходимостью в общении охотно контактирует со взрослыми, живо реагирует на их действия и поступки, пытается привлечь к себе внимание, выяснить как взрослые относятся к нему, как оценивают его действия. Развитая потребность в общении, ее содержание и глубина — залог правильного психического развития ребенка. Благодаря этой потребности дошкольник берет пример с взрослых, пытается перестроить свою деятельность так, как советуют другие люди, стремится к самовыражению, является активным, контактным. И, наоборот, из-за недостаточно проявленной потребности в общении становится замкнутым, пассивным, трудно поддается воспитанию.
Дошкольное детство — важный период психического развития, возраст начального фактического образования личности (Леонтьев). В данный период формируются психические функции, сложные виды деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками), возникают иерархия мотивов и потребностей, самооценка, волевая регуляция, появляются моральные проявления в поведении, формируется понимание и принятие своей половой принадлежности, осознание ее неизменности. Ребенок интенсивно овладевает речью, культурой человеческого общения, потому что вне общения невозможно развитие специфически человеческих психических функций, личностное становление. При этом важно отметить, что умственное развитие ребенка напрямую связано с воспитанием и возникает благодаря ранней социализации ребенка, то есть, благодаря взаимодействию с социальным окружением. Отношение к другим людям составляет основную человеческой жизни, ее сердцевину. По словам С.Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений с другими людьми, с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека . Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и главные человеческие поступки. Отношение к другому является центром становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребенок живет среди людей и неизбежно вступает с ними в определенное взаимодействие. Опыт таких первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками закладывает основы для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к окружающему миру, его поведение и самочувствие в человеческом окружении.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы