Правовое регулирование защиты прав потребителей Курсовая теория Юриспруденция

Курсовая теория на тему Защита прав потребителей при продаже товаров

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Основная часть 5

Глава I. Общие положения о защите прав потребителей при продаже товаров 5

1.1. История становления и развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом 5

1.2. Законодательная защита прав потребителей РФ 9

Глава II. Особенности защиты прав потребителей 12

2.1. Последствия продажи товара ненадлежащего качества 12

2.2. Государственная и общественная защита прав потребителей 14

2.3. Судебная защита прав потребителей 16

Заключение 18

Глоссарий 19

Список использованных источников 22

Список сокращений 24

Приложения 25

  

Введение:

 

Для обеспечения защиты прав потребителей при реализации товаров ненадлежащего качества необходимо создание таких организационно-правовых форм защиты, которые были бы достаточно эффективными.

К ним относятся: контроль за выполнением предпринимателями в процессе своей деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам и в случаях выявления нарушений применение к ним мер административного принуждения в целях пресечения правонарушений и наказания виновных (в случае нарушений повлекшее тяжкие последствия, применяется уголовное законодательство); рассмотрение обращений граждан, принятие мер по удовлетворению их требований в административном и судебном порядке и др.

Спектр средств защиты прав потребителей необычайно широк и направлен на мошенничество, нарушение правил торговли, оказания услуг, торговлю некачественными товарами, ложную рекламу и т. д.

В этих условиях возникла необходимость установить правовой статус потребителя, устанавливая способы защиты его прав и законных интересов.

Актуальность данной темы прослеживается как в теоретическом, так и в практическом плане, особенно учитывая большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в данной сфере, некоторые из которых дублируют, а иногда и противоречат друг другу; разнообразие органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и возможность привлечения нарушителей за эти нарушения в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Объектом исследования является законодательство Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который состоит из: норм гражданского и смежного законодательства; практика реализации правил, предусматривающих применение защиты прав потребителей в сфере торговли услугами.

Цель курсовой работы: рассмотреть закон о защите прав потребителей РФ и определить, насколько он совершенен.

В данной работе поставлены следующие задачи:

— рассмотреть и проанализировать основные права потребителей торговых услуг, закрепленные законодательством Российской Федерации;

— изучить и проанализировать систему методов защиты прав потребителей услуг торговли, раскрыть содержание отдельных методов;

— раскрыть смысл судебной защиты прав потребителей.

Методы исследования. В курсовой работе использован метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики.

Обоснование положений и выводов, содержащихся в курсовой работе, осуществлялось посредством комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-правового.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, глоссария, списка сокращений, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, законодательство о защите прав потребителей представляет собой большое количество правовых норм, регулирующих одну из жизненно важных сфер гражданского права.

Основной целью данного законодательства является создание и предоставление потребителю дополнительных правовых гарантий соблюдения его прав и законных интересов, возможности их защиты как более «слабого» участника по отношению к контрагенту.

Этот аспект проявляется через введение в регулирование гражданско-правовых отношений особого публичного принципа, в котором одной из сторон является потребитель.

Яркое выражение публичного начала можно увидеть на примере установления дополнительных правовых гарантий для потребителя через исключения из общепризнанных принципов правового равенства сторон в гражданско-правовых отношениях.

Законодательство о защите прав потребителей находится в процессе динамичного развития. Однако ее эффективность зависит не только от разработки и наличия прочной теоретической и законодательной базы, но и от поэтапного развития потребительской политики, заключающейся в правовом, организационном и информационном обеспечении.

 

Фрагмент текста работы:

 

Основная часть

Глава I. Общие положения о защите прав потребителей при продаже товаров

1.1. История становления и развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом

Законодательство в области защиты прав потребителей возникло совсем недавно (в ХХ веке), но отдельные его элементы можно найти в основных памятниках истории права. За основу была взята проблема взаимоотношений, возникших между покупателем и продавцом, заказчиком и исполнителем.

Этот сложный вопрос давно волнует не только юристов, но и философов. Доказательством этого может служить раздел о торговле в одиннадцатой книге платоновских законов.

Так, например, если цена покупки составляла пятьдесят и более драхм, продавец должен был сообщить покупателю место его жительства и должен был «ждать» в городе десять дней в случае «законного возврата покупки».

Также указываются признаки «законного или незаконного» возврата товара на примере продажи рабов. Если выявить самые ранние нормы, касающиеся защиты прав потребителей, то необходимо обратиться к одному из древнейших договоров — договору купли-продажи, который регулировал отношения между потребителем (покупателем) и продавцом. [6]

Так, по Законам царя Хаммурапи вешать покупателей запрещалось. Например, «если трактирщик (женщина, профессионально руководящая питейным заведением) возьмет серебро слишком большим весом… то этого трактирщика следует изоблечить и бросить в воду. И все же Римская империя сыграла особую роль в становлении и развитии Закона о защите прав потребителей.

Римское частное право достаточно подробно регламентировало права покупателей и обязанности продавца в случае недостатков проданного товара. Уже здесь присутствуют нормы, присущие 7 современному потребительскому законодательству. Так продавец должен был гарантировать покупателю от выселения, то есть истребования вещи ее реальным владельцем, а также предупредить покупателя о скрытых недостатках вещи, которые не удалось обнаружить при первом осмотре.

В более позднем ходе истории немецкое феодальное право также установило ответственность за обман покупателей.

Так, например, в «Земском праве» (первая из двух книг «Саксонского зеркала») в абзаце третьем статьи тринадцатой книги второй указывается, что за неправильные меры и неправильные веса, за мошенничество в торговле (если это обнаружится) преступник должен быть повешенным.

Гражданский кодекс Франции 1804 г.

Он уделил пристальное внимание вопросу о выселении вещей. Явные недостатки вещи, в наличии которых покупатель мог убедиться сам, не влекли за собой ответственности продавца, а продавец был обязан дать гарантию на скрытые недостатки проданной вещи. В начале 20 века защита прав потребителей поднимается на качественно новый уровень. Именно в это время появилось понятие «потребитель».

Потребительское право — сложная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного), регулирующая отношения по защите и удовлетворению нравственных, материальных и иных ценностей граждан.

В западноевропейских государствах еще в 30-е годы были созданы так называемые «лиги покупателей», безусловно, лиги покупателей стали прообразом сегодняшних потребительских обществ. Основной целью таких организаций, как в прошлом, так и в настоящем, является влияние на производителей и продавцов потребительских товаров и услуг.

В прежние времена союзы покупателей составляли определенные списки, куда включались добросовестные предприниматели, соблюдающие определенные принципы в отношениях с потребителем. [11]

Что, конечно, было стимулом для других купцов, так как дело шло о деловой репутации, которая создавалась общественным мнением, и в результате прибыльной торговли. Однако одного общественного давления было явно недостаточно.

Официально подтверждающим необходимость государственного регулирования отношений в сфере услуг и удовлетворения потребностей граждан является выступление президента США Джона Ф. Кеннеди в Конгрессе США в начале 60-х годов, целью которого было облечь в нормативную форму прямое вмешательство в договорные отношения сторон в целях защиты прав потребителей, как одной из сторон таких сделок.

В результате были сформулированы четыре основных принципа, некоторые из которых стали постулатами современного законодательства о защите прав потребителей:

Право на безопасность, под которым подразумевается гарантия безопасности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также то, что товар не причинит вреда имуществу потребителя при нормальных условиях его использования, хранения, перевозки и утилизации.

Право на информацию, гарантирующее потребителю достоверную и полную информацию о любом приобретенном товаре. Безусловно, право выбора связано с правом потребителя на информацию, поскольку информация является критерием правильного выбора.

Право быть услышанным, что означает гарантировать каждому потребителю право на свободу слова, мнения и выражения. Это право включает свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любым законным способом. [5]

Право на здоровую окружающую среду, которое предполагает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу.

Этот принцип стал основополагающим и для других международных и государственных нормативных правовых актов, в частности, таких как Конституция Российской Федерации, Всеобщая декларация прав человека. [1]

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 6

1.1 История становления и развития института защиты прав потребителей 6

1.2 Права потребителя по договору розничной купли-продажи 12

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 19

2.1 Субъекты правоотношений по защите прав потребителей 19

2.2 Способы защиты прав потребителей 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

  

Введение:

 

Современное общество одним из своих достижений считает созданную систему защиты прав потребителей, наделяя их особым правовым статусом. Таким образом, общество допускает отход от всеобщего правила современного рыночного оборота, заключающегося в равенстве сторон сделки. Особые правовые привилегии для потребителей обусловлены уязвимостью граждан. Законодательство о защите прав потребителей, имеющее уже более чем двадцатипятилетнюю историю, стало неотъемлемой частью российской правовой системы, где защита соответствующих прав и свобод человека и гражданина гарантирована в первую очередь Основным законом – статьями 45 и 46 Конституции Российской Федерации (далее по тексту – Конституция РФ ).

Защита прав потребителей имеет важное значение в современном мире. Данному вопросу уделяется достаточно пристальное внимание и со стороны законодателя. Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года №2300-1 (далее – Закон №2300-1 ) стал первым нормативным актом, которым были детально регламентированы права потребителя. Одним из распространенных договоров является договор розничной купли-продажи. Следует отметить, что большое количество обращений в суд с целью защиты прав потребителей связано с нарушениями прав потребителя именно в рамках данного договора.

Несмотря на то, что положения ГК РФ, а также Закона №2300-1 в части регламентации договора розничной купли-продажи, а также вопросов защиты прав потребителей при заключении и исполнении такого договора, со стороны продавцов допускаются нарушения, которые проводят к необходимости обращения за судебной защитой прав потребителей.

В свете новых тенденций на потребительском рынке, таких как стремительное развитие дистанционной торговли, вопросы защиты прав потребителей становятся особенно актуальны. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы настоящего исследования.

Степень разработанности. Вопросам защиты прав потребителей при продаже товаров уделяется достаточно пристальное внимание со стороны ученых и правоприменителей. При написании курсовой работы были использованы труды таких ученых как Агафонова Н.Н., Белов В.Е., Солдатова В.И., Афонькина А.И., Бабкин А.И., Богдан В.В., Гаджиев Т.Ф., Бычко М.А., Жусупбекова М.К., Митрофанов А.В., Незнамова А.А., Лутовинова Н.В., Петросян Н.Г., Пьянкова А.Ф., Рубанова М.П., Скворцова Т.А., Павлов С.С. Слесарев В.Л., Кравец В.Д., Шутихина З.А., Эрделевский А.М. и других.

Объектом исследования выступают правовые нормы законодательства, регулирующие права потребителей при продаже товаров.

Предметом являются права потребителей, формы защиты их прав и правовые нормы, регламентирующие вопросы защиты прав потребителей.

Целью данной работы является комплексный анализ правового механизма защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи в современном российском законодательстве.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить историю становления и развития института защиты прав потребителей;

2. рассмотреть основные права граждан-потребителей при продаже товаров;

3. охарактеризовать субъектов защиты прав потребителей;

4. проанализировать порядок и способы защиты прав потребителей при продаже товаров.

Методы исследования. Использовались всеобщий диалектический метод познания и системный подход, а также такие общенаучные методы исследования, как статистический анализ, исторический метод, заключающийся в изучении становления и развития потребительского законодательства. Были применены также синтез, индукция, дедукция, обобщение.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Из проведенного комплексного анализа правового механизма защиты прав потребителей в российском законодательстве можно сделать следующие выводы.

Понятие «потребитель» в самом общем виде начало формироваться в древности вместе с зарождением первых задатков потребительского регулирования в первых источниках права и продолжало развиваться веками вместе с государственностью.

Сфера применения Закона РФ «О защите прав потребителей» определена достаточно полно: он применяется только в тех случаях, когда действия потребителей и продавцов товаров связаны с заключением ими договоров, в том числе розничной купли-продажи, исполнением этих договоров или последствиями заключения, или исполнения этих договоров.

Вместе с тем, реальная деятельность потребительского рынка, занятых в нем предпринимателей, соблюдение ими прав и интересов потребителей далеки от необходимого уровня, крайне недостаточно работает механизм конкуренции.

Закон №2300 предусматривает наличие пять гражданско-правовых форм защиты в своем содержании. В этом списке содержится: компенсация морального вреда, взыскание неустойки, возмещение понесенных убытков, самозащита прав и прекращение правоотношения.

Для того чтобы компенсация морального вреда обладала наибольшей эффективностью в рамках защиты прав потребителей необходима не только правовая, но и социальная основа, которая отвечает основополагающим принципам справедливости и добросовестности.

Основным проблемным моментом в регулировании защиты прав потребителей на региональном и муниципальном уровне является отсутствие четкой законодательной базы.

Активные меры по защите прав потребителей проводятся только в некоторых регионах. Такое положение вещей приводит к тому, что потребители при нарушении их прав вынуждены прибегать к услугам профессиональных представителей. Каждый субъект РФ и муниципальное образование должны ставить перед собой задачи развития системы защиты прав потребителей, реализовывать созданные программы в этом направлении, а в случае отсутствия таких программ создавать их, а также заниматься развитием потребительской грамотности населения путем проведения лекций, семинаров, выпуска брошюр, памяток и справочников.

Возникают многочисленные проблемы при мотивировке решения об уменьшении размера неустойки со ссылкой на «исключительный случай» и его обоснование.

Определение «исключительный случай» трактуется как поведение потребителя, который не обращается в суд вопреки принципу добросовестности в случае получения отказа в удовлетворении своих требований без объективных причин со стороны контрагента, что в свою очередь приводит к увеличению размера неустойки.

Пункт 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», предусматривающий исключительные случаи применения статьи 333 ГК РФ должен быть конкретизирован.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

1.1. История становления и развития института защиты прав потребителей

Для того, чтобы охарактеризовать защиту прав потребителей необходимо обратиться к историческим аспектам зарождения института защиты прав потребителей, а также охарактеризовать современное состояние законодательства в сфере защиты прав потребителей. Первоначально следует отметить, что фактически институт защиты прав потребителей зародился в древние времена в период возникновения договора купли-продажи. Именно договор купли-продажи стал тем договором, в котором появилась слабая сторона, в защите интересов которой возникла необходимость. Такой стороной стал покупатель.

Нарушение прав покупателя по договору купли-продажи становилось возможным исходя в том числе и из принципа свободы договора, сущность которого состоит в том, что каждый субъект может заключать договор на тех условиях, которые для него являлись более предпочтительными. Пользуясь таким принципом, продавцы начали устанавливать такие условия при купле-продаже, которые были заведомо невыгодны для покупателя, но в отсутствие конкуренции на рынке товаров покупатели были вынуждены соглашаться на такие условия. Следует указать, что одно из первых упоминаний о слабости покупателей и необходимости защиты данной категории было сделано в римском праве .

Если обращаться к российскому законодательству, то отголоски регулирования прав потребителей уже можно было встретить в первых законодательных актах, таких как Русская правда и Псковская судная грамота. В данных актах были закреплены общие права продавца и покупателя по договору купли-продажи, а также вопросы ответственности за нарушение условий договора. Первые законодательные упоминания об институте защиты прав потребителей содержали не только положение о сущности таких прав, но и закрепляли права потребителей, а также и устанавливали ответственность, вплоть до уголовной ответственности для продавца вещи, реализованной с недостатком, причинившим увечье покупателю. Впоследствии законодатель идет по пути ужесточения ответственности, которой подлежал продавец за продажу некачественного товара. Так, в Уставе благочиния 1782 г. содержался раздел «О нарушении постановлений, ограждающих общенародное здравие», который определял группу преступлений в сфере прав потребителей.

Что касается принятия отдельных законов, которые регулировали бы права потребителей, то можно отметить принятый в 1830 г. Закон «О товарных клеймах», согласно которому законодателем были установлены требования для продавца проставлять на товаре, которые поступает в продажу своих клейм. В 1888 году в связи с распространением суррогатов чая, вредного для здоровья потребителей и наносящего урон деятельности добросовестных торговцев чая, принимается циркуляр, запрещающий продажу фруктового чая .

После Октябрьской революции вопрос о регулировании прав потребителей не был оставлен без внимания, что проявилось в том, что была принята международная метрическая система мер и весов, которая также была направлена на то, чтобы защитить покупателей-потребителей от обмана со стороны продавца. Принятый в 1922 г. Гражданский кодекс РСФСР закреплял различные виды договоров, в числе которых значительное место занимал договор купли-продажи.

Регламентируя данный договор, законодатель уделял внимание и правам покупателя. Среди таких прав можно отметить и общие права, которые принадлежали потребителю как стороне по договору купли-продажи, а также и специальные права, которые не нашли отражение в нормах гражданского законодательства. В частности, такими правами стали права на информацию о товарах, которые мог приобрести потребитель, а также и права на получение компенсаций в тех случаях, когда права потребителя были нарушены. Правам покупателя корреспондировали соответствующие обязанности продавца. Такая законодательная тенденция прослеживалась и в последующих принятых ГК РСФСР. Однако, данные акты не закрепляли понятия потребитель. Кроме того, отсутствовал отдельный нормативный акт, который был бы посвящен регламентации прав потребителей.

После социалистической революции в СССР считали несовместимыми товарно-денежные отношения с социализмом. Пытаясь выполнить и перевыполнить план, производители не ставили в приоритет качество продукции. В то время существовала концепция «потребитель все слопает», что лаконично отражало существовавшее мировоззрение в этой области. С середины 50-х годов эти взгляды изменились в сторону повышения качества обслуживания потребителей .

Движение потребителей изначально складывалось из жителей крупных городов, так в сентябре 1988 года появился Ленинградский клуб потребителей. Целью создания этих организаций было выражение интересов потребителей и их защита двумя основными путями. В первую очередь – через утверждение и продвижение определенных законодательных положений, защищающих права потребителей. Второй путь – отслеживание соблюдения этих положений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы