Курсовая теория на тему Защита дипломатическими и консульскими представительствами прав своих граждан в 1920-1930-х гг.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСУЛЬСКОЙ СЛУЖБЫ СССР В 20-Е ГГ. XX ВЕКА 7
1.1. Особенности становления и правовая основа консульской службы СССР 7
1.2. Деятельность консульств СССР в европейских странах в 20-е гг. XX века 12
1.3 Работа консульской службы СССР в странах Азии в 20-е гг. XX века ………………………..17
ГЛАВА II. РАБОТА ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬСКОЙ СЛУЖБЫ СССР В 30-Е ГГ. XX ВЕКА 22
2.1. Деятельность консульской службы в странах Европы 22
2.2. Работа консульской и дипломатической службы в странах Азии 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА: 32
Введение:
Работа посвящена изучению вопросов защиты дипломатическими и консульскими представительствами СССР прав своих граждан в 1920-1930-х гг. Данный период характеризуется процессами становления новой, советской государственности и постепенным выходом из состояния международной изоляции.
Актуальность темы определяется особенностью изучаемого периода в истории России. В 1920-1930 годы страна проходила стадию признания как субъекта международного права. Советское правительство еще не имело опыта защиты своих граждан, находящихся за рубежом, посредством легитимных государственных средств. Одновременно со становлением новой государственности проходили и процессы формирования новой дипломатической и консульской службы, которая. В отличие от предыдущих периодов, должна была быть выстроена в строго централизованном порядке.
Также, имеется необходимость проанализировать вопросы, связанны с освещением периода 1920-1930-х годов в отечественной истории, поскольку во многих случаях допускается определенные ошибки или искажения в информации. Особенно они характерны для периода после распада СССР, когда советское наследие подвергалось обоснованному или необоснованному критицизму.
Изучаемый период представляет интерес и потому, что впервые была осуществлена реформа деятельности Министерства иностранных дел, которая привела к созданию централизованной консульской службы. Консульства за рубежом стали подчиняться самостоятельному Управлению в структуре МИД. В предыдущие исторические периоды консульские вопросы рассредоточивались между различными департаментами МИД, поскольку зависели от структурных подразделений, отвечавших за то или иное географическое направление.
В рассматриваемый период наблюдается процесс становления новой консульской службы, ее формирование на совершенно иных принципах централизации, выход СССР из международной изоляции, противодействие агрессии в Европе и на Дальнем Востоке, а накануне начала Второй мировой войны – осознанный отказ от консульской деятельности.
Все вышеуказанное обуславливает необходимость постановки проблемы изучения защиты дипломатическими и консульскими представительствами СССР прав своих граждан в 1920-1930-х гг.
Объектом исследования выступает дипломатические и консульские представительства.
Предметом исследования является политика по защите дипломатическими и консульскими представительствами прав своих граждан в 1920-1930-х годах.
Целью исследования является анализ политики по защите дипломатическими и консульскими представительствами прав своих граждан в 1920-1930-х годах.
Основными задачами работы являются следующие:
1) рассмотреть особенности становления и правовая основа консульской службы СССР;
2) проанализировать деятельность консульств СССР в европейских странах в 20-е гг. XX века;
3) охарактеризовать работу консульской службы СССР в странах Азии в 20-е гг. XX века;
4) проанализировать деятельность консульской службы в странах Европы в 30-е гг. XX века;
5) выявить особенности работы консульской и дипломатической службы в странах Азии в 30-е гг. XX века.
Хронологические рамки работы. Исследование охватывает период 1920-1930 годов, когда происходило становление Советского государства и проблемы защиты советских граждан за рубежом носили острый и злободневный характер.
Анализ литературы. Рассматриваемый период охвачен достаточно большим количеством материалов . В то же время, большинство из них лишь косвенно или частично затрагивают данную тему. Можно отметить работу по истории консульской службы, выполненную Министерством иностранных дел России, которая охватывает весь период, а не только 1920-1930-е годы .
Источниковая база исследования. Источниками работы послужили декреты и постановления Советского правительства, такие как Декрет II Всероссийского съезда Советов О мире, Декрет СНК РСФСР от 18.10.1918 «Об организации Консульств», Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 24.01.1922 «О порядке назначения представителей РСФСР за границей», Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 08.01.1926 «Консульский устав Союза Советских Социалистических Республик», сформировавших основу и далее регламентировавших деятельность дипломатических и консульских учреждений Советской России .
Методологическая основа исследования. В основе работы лежат принципы научности и историзма.
Методы исследования. В работе использованы комплексный, сравнительный, исторический методы, метод анализа документов и другие.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами. Она состоит из введения, двух глав и пяти параграфов, списка использованных источников и литературы.
Заключение:
В период Гражданской войны и по ее завершении сформировалась определенная нормативно-правовая база, регулировавшая работу дипломатических и консульских учреждений за рубежом. В то же время, они не так детально рассматривали деятельность консульств, не давая предписаний по организации специальных отделов, занимавшихся консульскими вопросами, в структуре посольств и иных дипломатических представительств страны в иностранных государствах. Законодательством предусматривалась возможность «в отдельных случаях» создавать «консульские делопроизводства» в составе дипломатических представительств, которые фактически выполняли ограниченные функции, являясь предшественниками полноценных консульских отделов.
Работе консульских учреждений уделялось внимание с самого образования Советского правительства. Основными документами стали принятый в 1918 году Декрет Совнаркома «Об организации консульств», «Инструкция консулам РСФСР» 1921 года, а затем собранный ранее нормативно-правовой материал был кодифицирован в Консульском уставе СССР 1926 года.
Нормативно-правовыми актами закреплялось централизованное положение организации консульской службы. Главным достижением советского периода в организации консульской службы явилась практическая реализация идеи централизации её руководящего аппарата. В первые годы советской власти, как и в дореволюционный период, в аппарате НКИД РСФСР такая централизация ещё отсутствовала. Консульскими вопросами занимались различные структурные подразделения НКИД, в частности экономическо-правовой отдел и отдел виз. Затем вопросами консульской службы стали ведать правовой подотдел экономическо-правового отдела и управление делами, а именно части виз и паспортов отдела внешней связи. В январе 1922 года в структуре экономическо-правового отдела НКИД было создано специальное консульское отделение, но разброс функций в сфере руководства работой консульств по разным отделам сохранялся. И только 31 августа 1929 г. в системе Народного комиссариата по иностранным делам СССР был образован самостоятельный Консульский отдел, на который было возложено общее организационное руководство консульской службой.
В 1920-е годы политика СССР была направлена на формирование системы дипломатических и консульских учреждений, выход из международной изоляции. На европейском направлении с самого начала особое место консульские связи с Германией. Позднее они были развиты до остальной Европы. В Азии среди дипломатических и иных представительств выделяются такие страны, как Китай, Монголия, Турция, в которых консульская деятельность стала наиболее развитой и активной.
В дальнейшем, в 1930-е годы политика Москвы стала постепенно меняться под влиянием ухудшения геополитической обстановки в Европе, а также внутриполитических факторов. Это сказалось и на подходе к организации консульской работы.
В условиях обостряющейся международной обстановки СССР запретил предоставлять убежище или насильственно удерживать кого-либо на территории дипломатических представительств. Таким образом, дипломатическая неприкосновенность помещений представительства распространялась лишь в той степени, чтобы было возможно беспрепятственно выполнять дипломатические и консульские обязанности.
1930-е годы послужили для Советского государства органическим продолжением периода становления дипломатической и консульской службы. Изменения происходили в первую очередь из-за геополитических трансформаций, происходивших в мире. В Европе главными факторами стали приход к власти национал-социалистов в Германии и курс на милитаризацию, и разрушение Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Был сформирован блок, состоявший из Германии, Италии и Японии. Изменилась и политика Советского правительства, которое во второй половине 1930-х годов взяло курс на сворачивание консульской деятельности, и если, например, закрытие консульств Германии в различных частях СССР можно было мотивировать требованиями контрразведки, то курс на сворачивание собственной консульской работы предопределял новый вектор развития – политику закрытости в условиях приближавшейся Второй мировой войны.
Вместе с тем, отказ от консульств как вида дипломатической деятельности означал и меньшую защиту со стороны государства своих граждан, пребывающих за рубежом. Начавшаяся Вторая мировая война оставила вопросы защиты прав граждан, выехавших в другие страны, фактически за пределами повестки дня.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСУЛЬСКОЙ СЛУЖБЫ СССР В 20-Е ГГ. XX ВЕКА
1.1. Особенности становления и правовая основа консульской службы СССР
Октябрьская революция поставила перед Советским государством задачу формирования новой государственности. Одним из ее значительных аспектов было реформирование и трансформация прежней дипломатической и консульской службы. Уже в конце 1917 года новое руководство страны приступило к формированию аппарата консульской службы Советской России. 22 февраля 1918 года был принят первый нормативный документ, определявший организацию консульской службы РСФСР .
Формирование консульского права и консульской службы проходило в условиях начавшейся Гражданской войны и иностранной интервенции, входе которой перед Советским правительством остро встал вопрос физического выживания, а дипломатическая и консульская служба должны были стать второстепенными задачами.
Тем не менее, уже в первые месяцы существования Советской власти были учреждены консульские учреждения. Первыми странами, в которых были они открыты, стали Монголия и Китай. В Монголии консульства были учреждены в таких городах, как Кобдо и Урге, в Китае – в Чугучаке и Кульдже.
Это свидетельствует о внимании, которое было уделено Советским правительством защите своих граждан за рубежом даже в условиях фактически распадавшейся государственности.
В первые же дни Советской власти был принят основополагающий Декрет II Всероссийского съезда Советов «О мире». В нем заявлялось намерение и призыв к немедленному заключению мира, для чего необходимо было заключить перемирие и приступить к переговорам, «открытым на полнейшей ясности, на безусловном исключении всякой двусмысленности и всякой тайны при предложении условий мира» .
К числу новшеств советской дипломатии моно отнести и «отмену» тайной дипломатии. Правительство РСФСР выразило «твердое намерение вести все переговоры совершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтвержденных или заключенных правительством помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917 г. Все содержание этих тайных договоров, поскольку оно направлено, как это в большинстве случаев бывало, к доставлению выгод и привилегий русским помещикам и капиталистам, к удержанию или увеличению аннексий великороссов, Правительство объявляет безусловно и немедленно отмененным» .
Исходя из этих принципов, правительство Советской России немедленно преобразовало Министерство иностранных дел в Народный комиссариат иностранных дел с целью подчеркнуть произошедшие в стране изменения, и обозначив принципиально новый стратегический курс во внешней политике. Примечательно, что старый аппарат Министерства иностранных дел критически воспринял происходившие изменения, пытаясь отстаивать прежний внешнеполитический курс и саботировать инициативы нового правительства. Вследствие этого уже через месяц после Октябрьской революции практически весь аппарат Министерства иностранных дел был уволен, а 26 ноября (по старому стилю) 1917 года был издан приказ Наркомата по иностранным делам «Об увольнении послов, посланников и членов посольств» . Он преследовал цель лишить легитимности зарубежных представителей «старой» России, которые не поддерживали Советскую власть.
Должностные лица в посольствах и иных дипломатических представительствах за рубежом, включая самих послов, отстранялись от должности без права на пенсионное обеспечение, что, как представляется, было довольно жестоким шагом со стороны правительства большевиков. Дипломаты царского и Временного правительств, не поддерживавшие политику большевистского правительства, должны были покинуть помещения диппредставительств и более не имели права распоряжаться государственными средствами. Из числа бывших чиновников МИД Временного правительства в новой структуре остались лишь единицы, которых впоследствии стали именовать «попутчиками» .
Наряду с этим, в Наркомат по иностранным делам пришли партийные деятели, некоторые из которых заняли видное место в дипломатии Советского Союза и способствовали укреплению престижа страны и ее дипломатии. Среди них можно отметить таких дипломатов, как В. В. Воровский, Я. С. Ганецкий, Л. Б. Красин, Л. М. Карахан, П. М. Керженцев, М. М. Литвинов, Н. Н. Нариманов, А. М. Коллонтай, Г. В. Чичерин.
В апреле 1918 года было открыто советское консульство в Берлине. Это имело принципиальное значение. Во-первых, консульство было открыто в одной из европейских стран, что служило фактическим признанием правительства, пусть даже со стороны Германии, которая проигрывала