Курсовая теория Юриспруденция Гражданское право

Курсовая теория на тему Защита авторских и смежных прав

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ПОНЯТИЕ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ
ПРАВ.. 5

1.1 Формы защиты авторских и
смежных прав в России. 5

1.2 Способы защиты авторских и
смежных прав в цифровой среде. 13

2. СПЕЦИФИКА ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ
И СМЕЖНЫХ ПРАВ В РФ.. 18

2.1 Технические средства,
используемые для защиты авторских прав и смежного с ним права. 18

2.2 Проблемы защиты прав
автора в условиях развития сети интернет. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 28

 

  

Введение:

 

Интеллектуальная
собственность является важной составляющей как духовной, так и экономической
жизни общества, в связи с этим государство обязано обеспечить всестороннюю
защиту прав на интеллектуальную собственность. Интеллектуальная собственность
укрепляет позиции в деятельности современного государства. Российская Федерация
начала глобальную реформу законодательства об интеллектуальной собственности
путем принятия четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации,
данная реформа продолжается и сегодня.

Становление
информационного общества сегодня предполагает, что число нарушений авторских и
смежных прав при их использовании посредством сети Интернет становится особенно
значительным и порождает множество проблем в сфере защиты авторского права, что
обуславливает актуальность темы нашего исследования.

Объектом нашего
исследования является совокупность общественных отношений, складывающиеся в
процессе реализации авторских и смежных прав осуществления их защиты.

Предметом данного
исследования являются правовые нормы, регулирующие порядок осуществления защиты
авторских и смежных прав.

Целью исследования мы
поставили изучение института защиты авторских и смежных прав и особенностей его
правового регулирования в Российской Федерации.

Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— определить формы защиты
авторских и смежных прав в России;

— охарактеризовать способы
защиты авторских и смежных прав в цифровой среде;

— рассмотреть технические
средства, используемые для защиты авторских прав и смежного с ним права;

 — выявить проблемы защиты прав автора в
условиях развития сети интернет.

Степень разработанности
темы: в юридической литературе представлены разнообразные взгляды на правовую
природу защиты авторских и смежных прав, а также реформы в сфере
интеллектуального права вызывают дискуссии юристов-практиков относительно
реализации их на практике. Подобные разногласия в науке свидетельствуют о
важности более глубокого изучения этой проблематики.

Глубокого теоретического
осмысления и решения требуют проблемы защиты авторских прав в сети Интернет.
Поэтому необходимость в комплексных научных исследованиях по данной проблеме
сохраняется.

Теоретической основой
нашей научно-исследовательской работы послужили труды отечественных
ученых-юристов, таких как, Б.М. Гонгало, В.О. Калятин, М.Я. Кириллова, Л.А.
Новоселова, М.А. Рожкова, являющихся выразителями различных взглядов на
обозначенную нами тему, опубликованные в научных изданиях и в научной
периодике.

Эмпирическую основу
работы составили нормативные правовые акты Российской Федерации.

Методологической основой
исследования являются сравнительно-правовой, формально-логический методы
научного познания, а также элементы логического формально юридического и
системного анализа, которые позволили комплексно исследовать указанный нами
вопрос.

Структура нашей работы
состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и
списка использованной литературы.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, подводя
итог данной работы, стоит сделать несколько основных выводов. Интеллектуальные
права на произведения науки, литературы и искусства выступают в качестве
авторских прав. Авторские произведения включат в себя следующие права: право авторства;
право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на
обнародование произведения. Смежные права, представляют собой итог
исполнительной деятельности и могут существовать вне зависимости от авторских
прав. На сегодняшний день, одной из важных задач в деятельности судов общей
юрисдикции относится защита интеллектуальной собственности, составной частью
которой являются авторское право и смежные права. Особую роль в этом играет
правоприменительная практика, которая является реальным механизмом защиты этих
прав.

Существует несколько
способов защиты авторских и смежных прав. Гражданско-правовая защита выражается
в том, что действующее законодательство предусматривает для нарушителя не
только штрафные санкции, но и устанавливает дополнительные санкции.
Контрафактные экземпляры подлежат уничтожению для исключения возможности
извлечения прибыли. Административно-правовая защита авторских и смежных прав
включает в себя методику, состоящую из двух основных аспектов: убеждение и
принуждение. Эти методы представляют собой определенную систему мер
государственного управленческого воздействия, направленных на обеспечение
правомерного поведения субъектов административного права.

Проанализировав
особенность способов и форм защиты авторских и смежных прав, не ясным осталась
статья 1293 ГК о применении  права
следования, которое является одним из видов прав владельцев интеллектуальной
собственности. В этой статье по сравнению с ранее действующей статьей Закона
«Об авторском праве и смежных правах» изъяты процентная ставка авторского
гонорара, сроки его выплат, штраф, взымаемый 
с нарушителя.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ПОНЯТИЕ
АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

 

1.1 Формы защиты авторских и смежных прав в России

 

После завершения
творческого процесса у одного или нескольких авторов возникают личные (неимущественные)
и исключительные (имущественные) права на произведение. Помимо этого,
правообладателем может стать заказчик по договору авторского заказа, либо
приобретатель по договору уступки. Правовой режим прав будет влиять на условия
использования и распоряжения, а, соответственно, и на характер возможных
нарушений и споров. Выделим ключевые особенности правового режима авторских
прав:

— личные права (на имя,
неприкосновенность произведения, на опубликование, на наименование) являются
неотчуждаемыми и сохраняются за автором творения даже при продаже иным лицам;

— имущественные права на
произведение могут быть проданы по договорам уступки, либо переданы по
лицензионным соглашениям (лицензия может предусматривать выплату
вознаграждения, либо безвозмездную передачу права пользования)[1];

— использование
произведения другими лицами допускается только с согласия или разрешения
правообладателя — исключение составляют случаи, прямо указанные в законе
(например, использование для личных целей, если произведение было легально
приобретено или получено от правообладателя).

Практически по
аналогичным правилам осуществляется охрана объектов смежных прав.

Если указанное согласие
отсутствует, пользование, копирование или распространение произведения
литературы или иного охраняемого объекта будет являться незаконным.

Российское
законодательство постоянно совершенствуется в части регулирования
интеллектуальной собственности и охраны объектов интересов правообладателей.
Регламентированная Гражданским кодексом защита авторских и смежных прав в
теоретическом плане соответствует международной правоприменительной практике.
Предусмотренный механизм обеспечения может стать действенным инструментом в
руках авторов, чьи результаты деятельности нелегально используются, а права
игнорируются.

Автор или иной
правообладатель могут столкнуться с разными формами незаконного использования
творческой собственности. Характер нарушения повлияет на процедуру привлечения
к ответственности и последствия для виновного лица. Выделим наиболее распространенные
категории нарушений в сфере авторского права:

— плагиат, т.е.
присвоение авторства на чужое произведение или его часть – может выражаться в
форме полного или частичного заимствования при создании новой работы, указанием
заведомо ненадлежащего автора при публикации;

— нелегальное
изготовление и распространение копий произведения, видео- и аудиоконтента,
фонограмм иных объектов для извлечения прибыли – такая форма нарушений может
выявляться при выпуске и продаже материальных или цифровых носителей, продажу в
торговых точках или через сеть интернет;

— нарушение условий
договоров о передаче прав – несоблюдение сроков выплаты вознаграждения, выход
за территориальные пределы по лицензионному соглашению и иные виды нарушений[2];

— подделка оригинальных
произведений искусства с изготовлением копий;

— нарушения личных прав
автора – несогласованное изменение произведения, смена наименования без
разрешения, и т.д.

Это только примерный
перечень нарушений, с которыми может столкнуться правообладатель. Отдельного внимание
заслуживают факты, когда выявляется угроза будущего нарушения. Например, если
становится известно о закупке материальных носителей и полиграфической
продукции для будущего выпуска аудио- или видеозаписей с нарушением авторских
прав. В этом случае правообладатель не обязан дожидаться, пока контрафакт будет
выпущен на рынок – нарушителю можно направить требование о недопущении возможной
противоправной деятельности.

Выявление фактов
нарушений может происходить в ходе самостоятельных действий правообладателя или
его представителя, правоохранительными органами по заявлению автора, таможенным
ведомством при перемещении контрафакта через границу, иными способами. Факт
нарушения нужно надлежащим образом зафиксировать, чтобы представить
доказательства и обосновать размер убытков (ущерба). В перечень таких
доказательств могут входить:

— акт контрольной
закупки, которая может сопровождаться видео- или аудиозаписью, получением
платежных документов и приобретение контрафактного носителя[3];

— проверкой правоохранительных
органов – предметом проверки может являться производственное помещение,
торговая точка, контент на интернет-ресурсах и т.д.;

— нотариально
удостоверенные копии страниц в сети интернет, на которых размещался нелегальный
контент;

— рекламные сообщения,
которые продвигают на рынок контрафактную продукцию;



[1] Амбарян А.
Субъекты интеллектуальных прав на сложные объекты // Интеллектуальная
собственность. Авторское право и смежные права. – 2017. – № 9. – С. 7-16.

[2] Беликова К.
Объекты и субъекты авторских и смежных прав в праве России, Индии и Китая //
Там же. – 2015. – № 3. – С. 47-61.

[3] Щербак, Н. В.
Авторское право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В.
Щербак. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 182 с.

 

Содержание:

 

Введение 3
1. История и содержание авторских и смежных прав 5
1.1 История института авторского и смежного права 5
1.2 Понятие и содержание авторских и смежных прав 7
2. Защита авторских и смежных прав в РФ 13
2.1 Правовое регулирование защиты авторских и смежных прав 13
2.2 Понятие «защиты авторских и смежных прав» 16
2.3 Формы защиты авторских и смежных прав 19
2.4 Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав 23
Заключение 28
Список использованных источников 31

 

  

Введение:

 

На сегодняшний день, в Российской Федерации регулирование отношений между пользователями творческих произведений и их авторами находится на стадии развития. Приняты несколько Федеральных законов, направленных на выстраивание механизма защиты авторского права, чему посвящена 4 часть Гражданского кодекса РФ , но сама система реализации не работает на достаточно высоком уровне. Особенно это заметно в области нарушения авторских прав в сети Интернет. Законодательные нормы не успевают за быстрым развитием новых способов нарушения авторских прав.
Степень научной разработанности темы. В числе ученых, рассматривающих авторские и смежные права, следует отметить труды Р.А. Будника, В.А. Дозорцева, И.А. Зенина, А.Г. Матвеева, С.В. Петровский, А.П. Сергеева, Р.А. Ситдиковой, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого и др.
Названная проблематика рассматривалась в некоторых диссертационных работах: С.В. Львовой «Телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР, как объекты авторского права» (2013); А.Н. Борисова «Гражданско- правовой режим авторских произведений в библиотечных фондах» (2014); В.В. Видьмы «Особенности договоров о распоряжении исключительными авторскими правами» (2017); А.М. Абдуллазяновой «Гражданско-правовые средства свободного использования произведений в авторском праве Российской Федерации» (2018).
Тем не менее, следует отметить, что в названных работах проблемы авторского права изучены не достаточно полно и в большей степени носят общий характер. В связи с этим актуальность и недостаточная степень разработанности, обусловили выбор темы, цель и основные задачи курсовой работы.
Объектом исследования в курсовой работе являются гражданско-правовые отношения, связанные с содержанием и защитой авторских и смежных прав.
Предметом исследования в курсовой работе являются нормы части IV ГК РФ, подзаконных актов, разъяснение законодательства, теоретические и научные труды, посвященные защите авторских и смежных прав.
Цель курсовой работы: анализ законодательного регулирования, нормативно-правовой базы, защиты авторских и смежных прав в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач курсовой работы:
— изучить историю института авторского и смежного права;
— раскрыть понятие и содержание авторских и смежных прав;
— рассмотреть правовое регулирование защиты авторских и смежных прав;
— охарактеризовать понятие «защиты авторских и смежных прав»;
— проанализировать формы защиты авторских и смежных прав;
— обобщить гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав.
Методологическую основу курсовой работы составили общенаучные, а также частные методы познания: исторический, сравнительно-правовой, системно-структурныйформально-логический, логико-юридический,.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, методологическая основа курсовой работы.
В первой главе курсовой работы изучены история и содержание авторских и смежных прав.
Во второй главе курсовой работы рассмотрена защита авторских и смежных прав в РФ.
В заключении обобщены результаты курсовой работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач магистерской диссертации позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
Институт авторского и смежного права является одним из самых древних элементов правового регулирования интеллектуальной собственности. Оно возникло в связи с тем, что творческие личности во все времена были готовы отстаивать свое авторство на созданное ими произведение.
Авторские права очень сложная часть гражданско-правовой системы. Связано это с тем, что, несмотря на существование Женевской конвенции законодательства стран в этой сфере имеют большие различия. В современной России законодательство в сфере авторских прав было создано совсем недавно, поэтому необходим длительный промежуток времени для стабилизации данной системы и вывода на качественно новый уровень.
Отсутствие легальной классификации авторских прав на личные неимущественные и имущественные, дает возможность считать о необходимости закрепления в ГК РФ конкретных видов личных неимущественных и имущественных прав.
К объектам авторского права относятся сами результаты интеллектуальной деятельности, главный признак которых — они заключены в обособленную форму (песня, литературное произведение, теорема). Это продукты искусства, литературы и науки. Они охраняются статьями закона об авторском праве.
Считаем, что в ст.1259 ГК РФ необходимо внести изменения, а именно, категорию объекта авторского права «другие произведения» переименовать в «иные произведения, соответствующие признакам объектов авторского права, указанных в настоящей статье». В связи с чем, соответственно, необходимо в части IV ГК РФ прописать, своего рода «легализовать», основанные понятия объектов авторского права, таких как «произведение литературы», «произведение искусства», а также прописать их квалифицирующие признаки, для того, чтобы отсутствующие в перечне объекты могли быть без проблем отнесены к той или иной категории объектов авторского права, указанных в перечне.
Создатели произведений всегда являются первоначальными субъектами прав. Они обладают всем комплексом субъективных прав. Также субъектами прав могут быть и другие лица, которые на законных основаниях получили права от автора — правопреемники, работодатели, наследники. Субъектом авторского права может стать не только физическое, но и юридическое лицо.
Российский законодатель отошел от апробированной временем многоуровневой системы кодификации. Была реализована исчерпывающая кодификация законодательства, объединившая в части четвертой ГК РФ все правовые нормы об интеллектуальной собственности, что, одновременно, исключило самостоятельное существование специальных законов в сфере защиты авторских прав.
В правовом регулировании правоотношений, связанных с использованием авторских и смежных прав, остается множество вопросов, нуждающихся в доработке. Для решения проблем правового регулирования авторских и смежных прав в РФ следует вносить необходимые изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты, так как, например, не существует надежного механизма охраны авторских и смежных прав в глобальной сети Интернет. Именно поэтому проблема правового регулирования отношений в этой сети является одной из значимых проблем века компьютерных технологий и на настоящий момент времени остается нерешенной.
В соответствии со сложившейся в российской юридической науке традицией понятием «защита авторских и смежных прав» охватывается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права.
В результате проведенного исследования, можно прийти к выводу, что положительный характер, прогрессивность и эффективное функционирование законодательства в современных условиях очевидны. Однако, практическое значение нововведений станет заметно только по истечении определенного времени лишь в ознакомительном процессе. Также необходимо совершенствовать способы защиты авторских и смежных им прав.
Основной мерой защиты авторских и смежных прав является юрисдикционная форма, обеспечивающая гражданское или уголовное судопроизводство и защиту собственности в судебных органах. Данная форма защиты прав является наиболее эффективной и может производиться частными агентствами, имеющими большой опыт в отстаивании интересов авторов. К настоящему времени механизмы обеспечения прав уже достаточно отработаны и могут быть осуществляться в виде охранительных мер, уголовных санкций, а также в виде других гражданско-правовых средств судебного преследования.
Среди предусмотренных законом мер, направленных на восстановление и защиту интересов прав авторов, существует альтернативный юрисдикционному неюрисдикционный способ защиты, который позволяет автору (правообладателю) самостоятельно защитить свои нарушенные права. Данный способ требует дальнейшей актуализации в Российской Федерации не только в правоприменительной практике, но и на законодательном уровне.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. История и содержание авторских и смежных прав
1.1 История института авторского и смежного права

Творческая деятельность всегда присутствовала в жизни человека, приводя к определенным результатам, важнейшими из которых являлись и являются изобретения; многие из них можно назвать поворотными моментами в развитии всего общества в целом.
Термин «авторское право» появился в Российской Империи в начале XIX века, а именно в 1828 году. Первоначально права авторов на произведение приравнивались к праву собственности на движимое имущество. В основе данной системы лежала концепция естественного права, которая признавала за создателем право собственности на созданное им произведение.
Первым официальным документом в Российской империи, который регламентировал систему авторских прав, стал утвержденный 22 апреля 1828 года «Устав о цензуре». Данный документ хранится в Президентской библиотеке. Именно в приложении к этому документу, составленному специальной комиссией в составе: министра внутренних дел В.С. Ланского, руководителя III отделения Собственной Его Величества канцелярии А.Х. Бенкендорфа и тайного советника, председателя Императорской академии наук, графа С.С. Уварова были упорядочены основные права авторов. «Положение о правах сочинителей» касалось исключительно литературных произведений. Согласно этому Положению был установлен предельный срок авторских прав после смерти автора — 25 лет. У Положения также существовали и ограничения на использования автором своих прав на произведение. Согласно § 17 Положения: « Напечатавший книгу безъ наблюдений правилъ Цензурного Устава, лишается всех правъ на оную» .
В 1830 году были утверждено новое положение, в которое были внесены изменения касательно переводчиков и издателей и упорядочены правила охраны статей в журналах, хрестоматиях, частных письмах .
К 80-м годам XIX века стало понятно, что все ранее созданные регламентирующие документы постепенно устаревают и становятся не соответствующими духу времени. В 1887 году все документы, имеющие отношение к авторскому праву внесены в отдельный раздел Свода законов Российской Империи. Данная мера помогла лишь отчасти в процессе формирования системы единого авторского законодательства.
Окончательное появление закона Российской империи об авторском праве, получившего название « Положение об авторском праве», датировано 20 марта 1911 года. Данный закон закреплял основные понятия системы авторского права, такие как:
1. объекты, подлежащие охране;
2. вопросы, связанные с правопреемством;
3. возможные способы нарушения авторских прав и защита от них .
Каждому виду произведения в данном законе соответствовал одна глава, описывающая все основные положения, имеющие отношение к конкретным объектам авторских прав. Этот закон действовал на территории Российской империи в течение шести лет.
Февральская революция 1917 года практически ничего не изменила в законодательстве об авторском праве. Первый шаг по изменению законодательства в этой сфере был сделан уже после Октябрьской революции. Декрет ВЦИК от 11 января 1918 года разрешил сделать достоянием РСФСР некоторые произведения литературы, музыки, науки в том числе еще не опубликованные. Произведения, не вошедшие в этот список, оставались в собственности авторов. К началу 1930-х годов в СССР начали формироваться первые творческие союзы, на которые и была возложена задача по решению вопросов, связанных с авторским правом
Официальной датой появления первого официального документа, регламентирующего авторские взаимоотношения, в СССР стала 8 декабря 1961 года. Принятый в этот день закон СССР «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» .
Принятый в 1964 году ГК СССР в статье 492 разрешал использование любых произведений на радио и телевидении.
После распада СССР, в современной России начался процесс пересмотра законодательства в области авторских и смежных прав. Закон №5351-1 от 9 июля 1993 года “ Об авторском праве и смежных правах” установил основные положения по защите авторских прав очень многое взяв из существовавшего на тот момент в западной Европе законодательства.
В России в области авторских прав применяется часть четвертая ГК РФ введена в действие Федеральным Законом от 18.12.2006 № 231-Ф3 .
Таким образом, институт авторского и смежного права является одним из самых древних элементов правового регулирования интеллектуальной собственности. Оно возникло в связи с тем, что творческие личности во все времена были готовы отстаивать свое авторство на созданное ими произведение.

1.2 Понятие и содержание авторских и смежных прав

Современное российское законодательство об интеллектуальной собственности гарантирует охрану ряда разнородных видов объектов, которые являются результатами интеллектуальной деятельности человека либо условно приравниваемыми к ним средствами индивидуализации, к которым относятся товарные знаки, фирменные наименования и иные средства.
Вообще под авторским правом понимается возможность использования

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы