Курсовая теория на тему Зарубежные джазовые заведения XX-XXI вв. и их влияние на развитие музыкальной индустрии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния джаза на развитие музыкальной индустрии 6
1.1. Джазовое искусство в пространстве художественной практики 6
1.2. Проблемы джаза в искусствоведческом дискурсе 12
Глава 2. Роль джазовых заведений в становлении европейского джаза 18
2.1. Становление европейского джаза 18
2.2. Европейский джаз второй половины XX начала ХХI века 24
Заключение 31
Список литературы 33
Введение:
Музыкальное искусство обычно становится знаком той исторической эпохи, к которой принадлежит. Для бурного и противоречивого XX в. таким документом времени стал джаз, который приобрел беспрецедентное распространение во всем мире и во многом изменил художественный образ современности. Сегодня джаз позиционирует себя как «транснациональный фольклор», всепланетарное искусство, носитель общечеловеческого начала, обращенный к интернациональным проблемам, как «новая устная культура», призванная потеснить письменную культуру, блокированную информационным бумом.
Как феномен музыкальной культуры, джаз на протяжении XX века вызвал огромное количество споров и дискуссий. Причина такой социокультурной активности в осмыслении джазового искусства кроется, прежде всего, в самой природе джаза — диалогической по своей сути. Благодаря своим уникальным свойствам в области свободного усвоения различных культурных традиций, непрерывного межкультурного «общения» феномен джаза создает возможности для глубокого проникновения в природу и сущность диалогических отношений.
Сформированный на почве синтеза европейской и неевропейской традиций, джаз бесконечно расширил спектр музыкальных выразительных средств и возможностей инструментов, исполнительства в целом, и, по мнению немецкого музыковеда И.Е. Берендта, «больше, чем любой другой вид музыки, стал универсальным музыкально-художественным языком в современном мире» . К тому же, появившись как преимущественно развлекательное искусство, джаз мощно повлиял на различные области художественной культуры: литературу, театр, изобразительное искусство, кино, задел практически все основные музыкальные жанры, порой очень далекие от собственно джаза как такового, в том числе академическую музыку. Характерно, что джаз не стал только модной новинкой, а выдержав испытание временем и напор конкурирующих видов и жанров музыки, утвердился как искусство, которое стоит серьезного аналитического подхода, вполне осознанное в современном музыковедении, что накопило достаточное количество важных работ различной направленности — от популярных источников до фундаментальных исследований.
Отечественные и зарубежные ученые исследовали джаз в различных аспектах: определяли особенности происхождения и исторического становления джаза (А. Баташев, Дж. Коллиер, В. Конен), исследовали место и значение искусства джаза в музыкальной культуре (К. Мошков, В. Сыров, Д. Ухов, В. Фейертаг, А. Цукер, Ф. Шак), освещали фольклорные основы в генезисе джаза (В. Конен, А. Строкова), рассматривали джаз как течение современного массового искусства (А. Воропаева, А. Козлов, В. Конен, Н. Ройтберг), посвящали труды вопросом восприятия джаза (Ю. Барбан, Ю. Капустин, В. Сарджент), джазовым стилям и типам исполнителей (Я. Губанов), характеризовали джаз как искусство артистического самовыражения, импровизации (С. Амирханова, С. Бирюков, Д. Лившиц, Ю. Малышев, С. Мальцев, Л. Переверзев) и др. Все вышесказанное обуславливает актуальность данного исследования.
Цель исследования — определить специфику деятельности зарубежных джазовых заведений XX-XXI вв. и их влияние на развитие музыкальной индустрии.
В ходе достижения предусмотрено решение следующих задач:
— определить степень научного изучения проблематики джаза в искусствоведении;
— изучить историю джаза в США и Европе;
— установить потенциал джаза в контексте его динамики как художественно-эстетической системы XX — начала XXI в.
Объектом исследования является искусство джаза как феномен художественной культуры ХХ — начала XXI в.
Предмет исследования — зарубежные джазовые заведения XX-XXI вв.
Теоретико-методологические основы исследования. Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач используются следующие подходы:
междисциплинарный — при исследовании проблемы на стыке искусствоведения и культурологии;
системный, структурно-функциональный — при рассмотрении джазового искусства как системы, которая имеет согласованную структуру и функционирует во взаимосвязи основных составляющих;
культурологический — при определении основных факторов влияния социокультурных процессов на мировое джазовое искусство;
исторический — при раскрытии предпосылок зарождения и основных этапов становления и развития джаза на протяжении XX — начала XXI в. в мировой музыкальной культуре.
Методы исследования:
историографический — при разработке научной литературы, других источников для воспроизведения исторических реалий и социокультурных процессов периода становления и развития джаза;
историко-культурологический — для выделения историко-стилевых форм джаза и их эволюционных особенностей в контексте культуры времени;
интегративный — при применении материалов и результатов исследований комплекса гуманитарных дисциплин;
теоретического обобщения — для подведения частных и общих итогов исследования.
Заключение:
На основании выше изложенного приходим к выводу о том, что джазовое искусство, исполнительское по содержанию и формам распространения, является важной составляющей системы музыкальной культуры; сегодня оно сформировало собственную элитную категорию слушателей и активно функционирует в обществе. Джазология. в мировом и отечественном измерениях, является наукой, которая активно развивается, входит как составляющая в структуру современного искусствоведения. Проблемы джаза сейчас представлены комплексом различных подходов и методов исследования его историко-культурных, эстетических, музыкально-теоретических, языковых характеристик. Искусствоведческий дискурс направлен на выявление индивидуально-личностной., артистической специфики джазового искусства, затрагивая и коммуникативные особенности джаза, диалогический характер импровизационного творческого акта (дуальные отношения между исполнителем и слушателем), традиции в период формирования джаза и в стилевых направлениях джаза XX века, типов джазового мышления, поколений, межвидовых и взаимодействий и с музыкой «третьего пласта» и другие.
Один из способов решения проблемы адекватного осмысления джаза — разработка его классификационно-типологических парадигм, которые позволяют включить этот феномен в типологическую схему современного музыкального искусства.
В конце XX в. стало очевидным, что джазовая музыка, используя терминологию Д. Кабалевського, стоит на трех китах: импровизации, оригинальной ритмической организации и популярной ритмоинтонационной танцевальной структуре. Уже по самой природе творчества — искусству импровизации — джаз близок к фольклору. В то же время, во всем богатстве использованных народно-интонационных источников между ними существует существенное отличие, которое заключается в полиэтничности джазовой музыки, что содержит не одну национальную или региональную традицию, а представляет собой межкультурный сплав — «фьюжн», что свидетельствует о полистилистике. «
Джаз — это колоссальное явление в истории мировой музыкальной культуры, которое синтезировало в себе лучшие достижения западноевропейской классической традиции и специфические элементы различных этнических культур, став источником для развития многих направлений популярной музыки: pop, rock, soul, lounge, chill-out и тому подобное. Таким образом, слушая эту музыку, можно развиваться интеллектуально и одновременно расслабляться и отдыхать. Кроме того, джаз XXI в. наполнен прекрасным духом свободы, объединяющая миллионы людей.
Таким образом, специфика джаза как вида импровизационной музыки, определяется его происхождением, то есть качественным синтезом европейской и неевропейских музыкальных культур, а также следующим уникальным процессом его развития. Результатом этого стало преобладание творческого начала и постепенный выход джаза за пределы культурных и территориальных границ. Джаз привлек в свою «пользование» все мировое множество музыкальных языков и музыкально-эстетических концепций. Стили и жанры, которые появились на ранней стадии развития джаза, привели к появлению вида музыкального искусства, оказалось творчески направленным в музыке XX века. В свою очередь, джаз стал источником идей практически для всех видов музыки, от популярной и коммерческой современной академической.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния джаза на развитие музыкальной индустрии
1.1. Джазовое искусство в пространстве художественной практики
Джаз является важнейшим сегментом современной культуры, в обращении к которому культурологи видят возможность сохранения самобытного искусства, музыкального феномена, который возник в конце XIX в. на стыке разных культур. Современный джаз стал универсальным языком, что способствовал межкультурному диалогу и объединял людей во всем мире.
В XX в. джаз окончательно утвердился как популярный вид музыкального искусства. Генезис американского джаза формировался на основе традиционного фольклора африканских народов. Ведущими составляющими джаза стали ритмы Африки и европейская гармония. Африканцы, попадая из Африки в Америку в качестве рабов, привозили туда и свои обычаи. Музыка для традиционных африканских этносов имела сакральный и социальный характер, сопровождала ритуальную жизнь африканцев и служила выражению чувств. Элементы, присущие негритянской музыкальной культуре, отразились и сохранились в джазовых композициях.
В начале ХХ века был сформирован жанр афроамериканских религиозных песнопений, которые получили название «спиричуэл». На основе спиричуэл и трудовой песни возник блюз, что в переводе означает «меланхолия», «грусть». Блюз имеет особенности интонаций и мелоса, что имеют меланхоличный, лирический, иногда печальный характер. Поэзия блюза красочная и простая, с помощью блюзовых импровизаций исполнители джазмены передают чувства неразделенной любви, потерянного достоинства или рассказывают о тяжелом труде, красоте природы и тому подобное. Характерны музыкальные интонации, в которых имеется неоднозначные высказывания — печаль может переходить в другие чувственные состояния блюзовой смеси .
Исследуя источники и развитие джаза, ведущие музыковеды считают, что: «Формирование джаза тесно связано с развитием фольклора американских афроамериканцев, который сложился в процессе взаимодействия художественных традиций потомков, вывезенных из Африки, с культурой белого населения США» . Уже в 50-60-х гг. XX в. основой джазовой музыки считали афроамериканский фольклор. Взаимодействие джаза и академического пласта описывается через понятие jazzing the classics (джаззинг), введенное У. Сарджент .
Доказано, что джаз возник на юге Соединенных Штатов в виде полуимпровизационного городского фольклора, который культивировали афроамериканцы. Он стал одним из важных составляющих американского культурной жизни. Ритмическая активность и захватывающая свобода тембровой мышления джаза постепенно проникли в бытовую музыку страны, сделав его определяющим признаком американской культуры XX в. Известный американский критик и исследователь джаза Дж. Коллиер также отмечает конгломерат культурных достижений разных этносов, подчеркивая, что джаз — это уникальный сплав принципов и элементов европейской и африканской музыки .
Став музыкальным универсумом, укоренившись в разных языках и странах, джаз начинает углубляться в недра тех культур, в которых живет и развивается. Так, в начале XX в. зародился и регтайм. Исполнители регтайма распространяли новую музыку повсюду. Произведения титана регтайма Скотта Джоплина популярны и сейчас.
Анализируя формирование джаза, большинство искусствоведов отмечают, что блюз и регтайм — не джаз, а только его основание. Формирование классического джаза происходило в Новом Орлеане. «Джаз родился в Новом Орлеане» 26 февраля 1917 г. — в этот день квинтет с ярким названием «Original Dixieland Jass Band», записал первую джазовую пластинку. И записи этой музыки распространились до Мемфиса, Сент-Луиса и Чикаго, а добравшись до Нью-Йорка, создали всемирную столицу джаза. Особо следует отметить деятельность Вене Гудмена — выдающегося джазового кларнетиста и дирижера, «короля свинга», который одним из первых начал создавать музыкальные коллективы смешанного этнического состава.
Открывая американскую джазовую энциклопедию и изучая биографии джазовых музыкантов, отмечаем закономерность — все они начинаются с одной фразы: в таком-то году приехал в Нью-Йорк. Там традиционный джаз (новоорлеанский и чикагский стили, диксиленд) прошел через свинг, бибоп, мейнстрим к современному кулджазу, фри-джазу, электронному джазу и джаз-року. Это позволяет сделать вывод, что джазовая музыка находится в постоянном развитии. Например, в эпоху свинга в больших оркестрах, маленьких боповых комбо Ч. Паркера и Т. Монка, модальном джазе, созданном М. Дэвисом и Д. Колтрейн, приобрели новое звучание «Summertime» Д. Гершвина и «Love for Sale» К. Портера.
В течение XX в. джаз стал универсальным языком разных континентов, объединяющей культурной силой для своих поклонников во всем мире, независимо от расы, религии, этнического или национального происхождения; одним из первых форумов для свободного выражения мыслей и реализации прав женщин, примером сохранения прав человека. Джазовая музыка предоставила возможности женщинам выйти за пределы традиционных гендерных ролей, утвержденных в консервативном обществе. Эта музыка стала символом освободительного движения женщин в Соединенных Штатах. Джаз помог обеспечить их рабочими местами в индустрии шоу-бизнеса, в частности как сольных исполнительниц. До 1920-х гг. прошлого века почти всю популярную музыку исполняли исключительно