Методика обучения по профилю «Литература» Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Зарубежная классика на уроках литературы в средней школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Сущность ознакомления школьников с зарубежной литературой 5
1.1. Проблема изучения зарубежной литературы в средней школе 5
1.2. Специфика изучения зарубежной классической литературы 10
Глава 2. Методические основы ознакомления школьников с зарубежной литературой 15
2.1. Подбор заданий для ознакомления с зарубежной классической литературой 15
2.2. Использование нетрадиционных подходов при ознакомлении школьников с зарубежной классической литературой 18
Заключение 25
Литература 27

 

  

Введение:

 

Зарубежная литература занимает небольшое место в курсе литературы средней общеобразовательной школы, вместе с тем изучение мирового литературного наследия необходимо для гармоничного развития личности школьника. Основная проблема, которая не позволяет уделить должного внимания шедеврам мировой литературы в школьном изучении, — небольшой объём учебного времени, выделяющегося на классный анализ тестов зарубежных авторов.
Кроме того, количество часов сокращается в старших классах по сравнению со средними классами, так как возрастает объём произведений русских писателей, изучаемых в старших классах. Необходимо заметить, что проблематика произведений зарубежных авторов, ориентированных на личность, созвучна вопросам, возникающим у школьников в подростковый период, тогда как отечественная литература, входящая в типовую программу, заостряет не столько личностные, сколько социальные проблемы.
Таким образом, усиление цикла зарубежной литературы особенно актуально в старших классах.
С другой стороны, в школьном курсе изучения остаётся неохваченным вовсе один из наиболее распространённых видов искусства — кинематограф. Искусство кино напрасно считается слишком простым и доходчивым: несмотря на обширный зрительский опыт, школьники подчас не имеют ни малейшего представления даже о жанровом многообразии искусства кино, а тем более о творчестве некассовых режиссёров, равно как и о своеобразии актёрских работ даже в известных фильмах.
В рамках данной работы рассмотрим об особенностях изучения зарубежной классики на уроках литературы в средней школе.
Цель работы – рассмотреть особенности изучения зарубежной классики на уроках литературы в средней школе.
Объект исследования – обучение школьников классике зарубежной литературы.
Предмет исследования – процесс организации урока при изучении зарубежной классической литературы.
Задачи работы:
— рассмотреть особенности изучения зарубежной литературы в средней школе,
— изучить специфику изучения зарубежной литературы в средней школе,
— раскрыть методические основы ознакомления школьников с зарубежной литературой.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В последнее время растет интерес педагогов, методистов и психологов к проблематике творчества в образовательной деятельности, к проблеме креативного мышления и его формирования. Это вызвано объективной и осознаваемой обществом ролью развития креативного мышления в ста¬новлении личности и ее самореализации, необходимостью развития в че¬ловеке способности действовать продуктивно с опорой на свой образова¬тельный потенциал.
Основным приоритетом в образовании становится формирование самостоятельной, свободной, критически и творчески мыс¬лящей личности, способной совершенствовать и развивать общество и нести положительный потенциал в это развитие.
В основных государственных документах об образовании делается ак¬цент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию и дифференциацию их образования с учетом интересов и склонностей к твор¬ческой деятельности.
Творческие задания (ТЗ) в среднем школьном возрасте придают смысл обучению, мо¬тивируют учащихся к поиску новых знаний. Неизвестность ответа и воз¬можность найти свое собственное «правильное» решение позволяют соз¬дать фундамент для сотрудничества, самообучения, общения всех участ¬ников образовательного процесса, включая учителя. ТЗ позволяют креатив¬но мыслить, вникать в идею автора литературного произведения и выражать свое собственное мнение.
Нередко развитие креативного мышления уча¬щихся связывается с уроками технического творчества, изобразительного искусства, кружками художественной самодеятельности, но почти никак не затрагивает другие предметы, в том числе и зарубежную литературу.

Одна из важнейших задач курса литературы — научить воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, а с помо-щью ТЗ на уроке литературы развивается познавательная и эмоциональ-ная сферы учащихся, осуществляется полноценное понимание литератур-ного текста в единстве его идейного содержания и поэтической формы, происходит включение учащихся в речевую деятельность.
Понятие творчество функционально, оно характеризует различные формы взаимоотношений личности с людьми, обществом. Творчество выступает как психологическая категория (отражающая индивидуальные особенности человека как сложной системы), категория культурологиче-ская или социально-историческая (отражающая условия проявления сложности), и педагогическая.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
1.1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Наиболее эффективной методической формой, позволяющей решить поставленные образовательно-воспитательные задачи, является кружок по предмету. Выбор этой формы обусловлен несколькими факторами: во-первых, к занятиям в кружке привлекаются заинтересованные дети, что значительно повышает эффективность совместной работы в кружке; во-вторых, кружковские занятия могут быть более протяжёнными по времени, что позволяет провести совместный просмотр нужных кинофрагментов или даже целых фильмов, а также обсудить увиденное или прочитанное ранее; в-третьих, занятия в кружке не ограничивают руководителя и учащихся в формах работы, а более свободный режим занятий позволяет уделить материалу столько времени, сколько окажется необходимым для его освоения.
Основной целью кино-литературного кружка для старшеклассников является освоение мирового литературного опыта, как в текстовом, так и в кинематографическом воплощении. В связи с этим можно сформулировать блок задач:
— формирование четкого представления о специфике и проблематике зарубежной литературы;
— изучение произведений отдельных зарубежных авторов;
— эстетическое воспитание школьников средствами художественного слова и кино;
— расширение кругозора учеников и формирование их эрудиции;
— изучение выразительных средств кино как вида искусства.
Предлагаемая разработка рассчитана на два года изучения — 10, 11 классы; бюджет времени — примерно 17 четырёхчасовых занятий (один раз в две недели). Необходимое оборудование: телевизор, DVD-плеер.
Если в школе нет возможности проводить кружок, то отдельные занятия могут быть использованы на уроках по внеклассному чтению в 9-11 классах или в качестве интегрированных уроков литературы и мировой художественной культуры.
Материал курса выстраивается по хронологическому принципу в соответствии с линейной историко-литературной структурой курса литературы в старших классах. Большая часть времени посвящается изучению зарубежных произведений ХХ века, так как этому явлению уделяется наименьшее количество времени. Подход к произведению вариативен: изучение может строиться на основе литературного теста (прямой анализ), а может отталкиваться от кинопроизведения, созданного по мотивам теста (косвенный анализ). В обоих случаях для успешной работы необходимо владения и литературным и кинематографическим материалом. Освоение первоисточников чаще переносится на самостоятельную работу учеников, однако в наиболее сложных случаях целесообразно разбирать тесты и на занятии.
Отбор материала для занятий производится по нескольким критериям. Во-первых, отбираются классические литературные тексты и также образцовые, желательно дискуссионные кинофильмы. Во-вторых, мы старались, насколько возможно, придерживаться соотнесенности текста с экранизацией. В-третьих, используемая на занятиях кинопродукция должна быть известна учащимся, или, по крайней мере, мы должны прогнозировать интерес к просмотру, связанный со спецификой жанра либо с близкой аудитории проблематикой фильма. Наконец, мы выстраиваем порядок работы в соответствии со школьной программой по литературе (так как многие дополнительные кружковские занятия по содержанию обсуждаемых проблем продолжают и развивают тематику обязательных к посещению уроков).
Структурирование материала в рамках наших факультативных занятий акцентирует адаптивную и социализирующую функции искусства: учащиеся 10 и 11 классов постепенно продвигаются в познании мира через литературу и кино, начиная с многообразия человеческих проявлений (блок «Человек»): личность героическая, трагическая, рефлексирующая, говорящая, самоопределяющаяся, творческая — личность нашего современника. Второй блок произведений мы обозначили как «Человек-человек», и здесь мы говорим о разных стратегиях межсубъектных отношений: проявления человека в любви, дружбе, совместном труде. Третий блок курса называется «Человек-общество» и посвящен вариантам включения человека в социум через систему целей и ценностей: долг, мораль, закон, традиции, иерархия богатства и социального статуса и многое другое.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы