Курсовая теория на тему Запрещённые виды вооружения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Нормативно-правовые аспекты международного гуманитарного права в сфере запрещенных видов вооружения 5
1.1 Понятие международного гуманитарного права в сфере запрещенных видов вооружения 5
1.2 Понятие запрещенных видов вооружения и международно-правовая система гуманитарного права 9
2. Особенности международных отношений в области запрещенных видов вооружения 16
2.1 Сотрудничество стран по укреплению международного режима нераспространения запрещенных видов вооружения 16
2.2 Проблемы и перспективы отношений России и США в области запрещенных видов вооружения в современных реалиях 21
Заключение 28
Список источников и литературы 30
Введение:
Актуальность темы. Одной из самых актуальных проблем на современном этапе развития человечества является обеспечение безопасности. Безопасность любого государства связана с выработкой эффективных мер, направленных на предупреждение и пресечение попыток совершения актов терроризма, а также разработкой средств защиты от оружия. Центральное место в решении данных вопросов занимает международное сотрудничество в области обеспечения безопасности. Сделан вывод о том, что с учетом стремительного прогресса в областях науки и техники, имеющих потенциал двойного назначения, действующие международно-правовые нормы о запрещении оружия и борьбе с терроризмом нельзя признать удовлетворительными и соответствующими сегодняшним реалиям.
В связи с глобализацией, развитием прав человека, тенденциями к использованию относительно мирных способов урегулирования конфликтов, наметившимися во второй половине XX в., способы ведения вооруженных конфликтов и способы разрешения конфликтов внутри государства тоже претерпели изменения. Достаточно сложно судить о достоинствах и недостатках оружия, если рассматривать лишь отдельные аспекты его применения и на основе этих данных делать какие-либо выводы. В каждом случае применения оружия нужно рассмотреть множество факторов в совокупности, чтобы выяснить, насколько законным или незаконным было его использование.
Объектом исследования являются отношения между субъектами международного права в сфере ограничения запрещенных видов вооружения.
Предмет настоящего исследования составляют международные конвенции, международные обычаи, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями в сфере ограничения запрещенных видов вооружения.
Целью исследования являются анализ и систематизация международно-правовых норм, направленных на недопущение применения запрещенных видов вооружения.
Задачи исследования:
– рассмотреть понятие международного гуманитарного права в сфере запрещенных видов вооружения;
– охарактеризовать понятие запрещенных видов вооружения и международно-правовой системы гуманитарного права;
– охарактеризовать сотрудничество стран по укреплению международного режима нераспространения запрещенных видов вооружения;
– рассмотреть проблемы и перспективы отношений России и США в области запрещенных видов вооружения в современных реалиях.
Методологическую основу научного исследования составляет как общенаучные, так и специальные методы исследования: методы анализа и синтеза, диалектический, системный, формально-юридический, конкретно-исторический и сравнительно-правовой. Большую роль в исследованиях сыграла опора на концепцию международных режимов в рамках теории международных отношений, подкрепляемая анализом исторических событий и нормативно-правовой базы.
Заключение:
Исследовав соответствующие договорные и доктринальные положения, теоретические аспекты, выстроив классификацию и проведя систематизацию запрещенных методов и средств ведения войны, можно сделать вывод о стремлении государств в рамках МГП установить элементарные правила ведения боя на основании принципов гуманности, разумности, соразмерности, проведения различия между военными и гражданскими целями. Разрешение многих разногласий заключается исключительно в добросовестном выполнении уже существующих норм МГП, в рамках которых целесообразно предотвращать и потенциальные гуманитарные риски. Кроме того, несмотря на то что, например, в рамках одного из основополагающих источников МГП – Конвенции о конкретных видах обычного оружия 1980 г. (КНО) – в разные годы были установлены запрет на оружие, оставляющее необнаруживаемые осколки, запрет или ограничение применения мин, мин-ловушек и других устройств, зажигательного оружия, ослепляющего лазерного оружия, существенным упущением всех этих четырех протоколов является отсутствие механизма контроля за соблюдением установленных запретов.
Российская Федерация стремится придать международную легитимность российским инициативам в области ядерного сдерживания, тогда как США и их союзники наращивают ударные группировки и идут на нарушение системы международных договоров в области контроля над вооружениями. Отечественные и зарубежные эксперты отмечают появление официального документа России в области ядерной политики как желание сдержать развязываемую США гонку вооружений, модернизацию американской противоракетной обороны, милитаризацию космоса и слом международной безопасности. Таким образом, ядерное оружие с момента его появления и до настоящего времени играло и продолжает играть определяющую роль в политике и стратегии ядерных государств.
Национальная безопасность России, защита нашей страны от внешних угроз во многом зависят от грамотной внешней политики, от умения выстроить партнерские отношения с ведущими мировыми державами, и особенно с США. Отношения России и США оказывают решающее влияние не только на национальную безопасность нашей страны, но и на устойчивость и безопасность всего мирового порядка. При этом Россия должна выстраивать российско-американские отношения исходя, прежде всего, из своих национальных интересов. Сегодня, несмотря на ряд серьезных осложнений, российско-американское сотрудничество необходимо для контроля за нераспространением атомного оружия, предотвращения гонки вооружений на новом технологическом уровне, эффективной борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом, для совместного исследования Арктики, мирного освоения космоса, для решения других глобальных проблем.
В современных условиях, да и в обозримом будущем, безъядерный мир, если рассматривать ситуацию объективно, невозможен. Ядерное оружие для РФ играет важную роль как фактор сдерживания. Принципиальная и честная позиция РФ по ядерному фактору в системе обеспечения национальной безопасности изложена в стратегическом документе «Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания».
Фрагмент текста работы:
1. Нормативно-правовые аспекты международного гуманитарного права в сфере запрещенных видов вооружения
1.1 Понятие международного гуманитарного права в сфере запрещенных видов вооружения
Основа современной системы нераспространения оружия массового уничтожения представлена Договором о нераспространении ядерного оружия 1968 г. , Конвенцией о запрещении биологического оружия 1972 г. , Конвенцией о запрещении химического оружия 1993 г. , что, не идеализируя положение дел в сфере нераспространения и разоружения, не может не оцениваться как достижение мирового сообщества. Результатом более чем полувековой политики нераспространения всех видов оружия массового уничтожения стал запрет биологического и химического оружия, а также значительное ограничение в отношении ядерного оружия, выразившиеся в целом ряде международных соглашений.
Рассматривая особые режимы международной безопасности, следует выделить два основных типа: режим транспарентности и ограничительные режимы. К функциям режима транспарентности относится выполнение ряда мер по созданию и укреплению доверия между государствами – участниками данного режима.
К ограничительным режимам, или режимам нераспространения, можно отнести международные режимы, предусмотренные юридическими обязательствами государств посредством закрепления таких норм в международных договоренностях. Кроме того, политика нераспространения была направлена на недопущение получения ядерного оружия неядерными государствами, запрещение новых видов и систем оружия массового уничтожения, ликвидацию запасов запрещенных и устаревших видов оружия.
С точки зрения экспертов, концепция нераспространения исследуемых видов оружия применяется исключительно к ядерному оружию, так как химическое и биологическое полностью запрещены. Система нераспространения охватывает государства как субъекты международного права, а, следовательно, негосударственные субъекты не всегда и не в полной мере охватываются действием соответствующих режимов нераспространения или запрещения.
Ядерный фактор США стал играть важную роль для оказания давления на СССР и его союзников. Соединенные Штаты вынашивали планы реального использования ядерного оружия против Советского Союза. В августе 1945 г. с участием командования ВВС США специально для руководителя американского атомного проекта генерала Л. Гровса был подготовлен секретный документ под выразительным названием «Стратегическая карта некоторых промышленных районов России и Маньчжурии». В документе перечислялись 15 крупнейших городов Советского Союза: Москва, Баку, Новосибирск, Горький, Свердловск, Челябинск, Омск, Куйбышев, Казань, Саратов, Молотов (Пермь), Магнитогорск, Грозный, Сталинск (вероятно, имелся в виду г. Сталино – Донецк), Нижний Тагил. Здесь же указывалось их географическое расположение, приводились сведения о населении, промышленном потенциале, первоочередных целях для бомбардировок. В приложении приводился расчет числа атомных бомб, требуемых для уничтожения каждого из этих городов, с учетом имеющегося опыта Хиросимы и Нагасаки. По мнению авторов документа, для поражения Москвы и Ленинграда требовалось по шесть атомных бомб на каждый из городов .
К началу 1946 г. в США получила обоснование концепция превентивной атомной войны, цель которой заключалась в недопущении разработки в СССР ядерного оружия и превращения его в ядерную державу. Необходимость нанесения превентивного удара по СССР Соединенные Штаты обосновывали потребностью противостояния чуть ли не двойному превосходству вооруженных сил СССР и, соответственно, их способности в считанные дни оккупировать Западную Европу. Как потом стало известно, в 1949 г. в США был разработан план «Дропшот». Хотя концепция превентивной ядерной войны не стала официальной военно-политической доктриной администрации Г. Трумэна, однако в недрах Пентагона и Совета национальной безопасности постоянно разрабатывались военные планы, предусматривавшие использование ядерного оружия в войне против СССР.
Советский Союз стал обладателем атомной бомбы в августе 1949 г. В последующем Великобритания в 1952 г., Франция в 1960 г., Китайская Народная Республика – в 1964 г. стали членами ядерного клуба. Ядерное оружие внесло в систему международных отношений качественно новые элементы. После того, как СССР стал ядерной державой, ядерный потенциал стал оказывать стабилизирующее воздействие на систему международных отношений. Ранее конфликты между государствами часто приводили к опасной эскалации, а в последующем – и к развязыванию войн, ядерное оружие, в свою очередь, стало оказывать отрезвляющее воздействие на политиков и руководителей разного масштаба. Главы даже могущественных государств понимали, что ядерная война приведет к глобальной катастрофе, которая поставит под вопрос жизнь людей на Земле в целом.
Чрезвычайно напряженное политическое, дипломатическое и военное противостояние между СССР и США произошло в октябре 1962 г. Оно получило название Карибского (Кубинского) кризиса. Соединенные Штаты в 1961 г. разместили ядерное оружие в Турции. Ракеты средней дальности «Юпитер» в силу малого подлетного времени могли беспрепятственно достигнуть городов в западной части СССР, включая Москву и крупнейшие промышленные центры страны. Эти ракеты представляли для Советского Союза реальную угрозу, ибо они лишали его возможности нанесения равноценного ответного удара. Ответной мерой Советского Союза стала переброска и размещение на Кубе военных частей и подразделений Вооруженных сил СССР, включая ядерное оружие. 7 января 1963 г. формально считается завершением этого кризиса: тогда представители СССР и США обратились с совместным письмом к Генеральному секретарю ООН с просьбой исключить вопрос о Карибском кризисе из повестки дня СБ ООН.