Курсовая теория на тему Западная Русь и Великое княжество Литовское
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Представление о Великом
княжестве Литовском в дореволюционной исторической науке. 5
1.1. Взгляд
на Великое княжество Литовское в учебниках для начальных классов 5
1.2. Взгляд
на историю Западной Руси в высшей школе до революции. 10
Глава 2. Особенности рассмотрения
история Западной Руси в современной науке 13
2.1. Великое
княжество литовское в современной школе. 13
2.2. Изучение Западной Руси в старшей
школе. 17
Заключение. 27
Список литературы. 29
Введение:
Судьба территорий в
общественно-политической лексике полна перестановок, как и судьбы людей и книг.
Назвать какую-то страну «империей» во время «холодной войны» было, равно как и
ее осуждение, выражение неодобрения ее политики или даже ее существования. Это
имел в виду американский президент Рональд Рейган, когда он назвал Советский
Союз «империей зла», и советские пропагандисты, которые негативно
охарактеризовали «американский империализм». Напротив, до Первой мировой войны
«империя» звучала по-другому: величайшие державы мира официально называли себя
империями, а их правители были коронованы императорами. В наши дни тоже
называть США "империей" уже не является антиамериканским нападением;
особенно, если уточняется, что эта страна является не просто империей, а
империей свободы и добра. Аналогичным образом, известный британский
политический актер XIX века Бенджамин Дизраэли гордо назвал Британскую империю
«империей свободы, правды и справедливости».
Изменение отношения к империям и
империализму было вызвано всплеском национализма и этнических конфликтов в
Восточной Европе и на Балканах после распада СССР и югославской республики.
Некоторые империи даже были отозваны с ностальгией, особенно Габсбургская
империя, которая ранее называлась «тюрьмой наций». Сегодня многие историки и
политологи считают эту империю успешным примером сожительства многих народов в
рамках единого государства, которое может преподать ценные уроки нынешним и
будущим архитекторам объединенной Европы. Фактический опыт реализации этого
политического проекта подсказывает новый и более позитивный взгляд на
предыдущих имперских «неуроженцев Европы», от Карла Великого до Наполеона.
В данной работе мы обратимся к истории еще
одного государства – Великого княжества литовского и Западной Руси. Было ли
Великое княжество Литовское империей, зависит не только от новых исторических
фактов, но и от определения понятия империи. Вопрос о том, как определить
«империю», привлекает огромное внимание в современной сравнительной
исторической социологии, сравнительной политике, антропологии и теории
международных отношений.
Все
указанные экстралингвистические и чисто языковые факторы говорят об актуальности проблемы, которой
посвящена настоящая исследовательская работа.
Объект исследования –
Западная Русь и Великое княжество Литовское. Предмет исследования – специфика
отражения взгляда на Великое княжество Литовское в дореволюционной истории и в
современности. Целью настоящей работы выступает сравнение
материалов в описании Великого княжества Литовского в школьных учебниках
Поставленная
цель предполагает решение следующих задач:
—
рассмотреть взгляд на историю Великого княжества литовского и Западной Руси в
дореволюционных учебниках. —
охарактеризовать взгляд на историю Западной Руси и Великого княжества Литовского
в старших классах,
—
Проанализировать современные представления о государстве.
Поставленные
задачи решались с привлечением следующих методов
и приемов:
—
общенаучной метод использовался для отбора литературы по теме исследования;
—
метод обобщения и систематизации использовался для формулирования основных
понятий исследования;
—
метод сплошной выборки использовался для отбора корпуса примеров для анализа;
Структура исследования – работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
К Истории Великого княжества Литовского в
период с 1219 по 1295 годы относят историю создания и ранний период
существования Великого княжества Литовского. В 1219 году 21 князь подписали
мирный договор с Галицко-Волынским Княжеством. Это событие широко признается
как первое доказательство того, что балтийские племена объединились и
консолидировались.
Великое княжество Литовское было создано и
получило определённый контроль над землями Чёрной Руси, Полоцкого княжества,
Минском и другими территориями к востоку от современной Литвы, которые
оказались слабыми и уязвимыми после распада Древнерусского государства,
несмотря на непрерывные войны с двумя христианскими орденами — Ливонским и
Тевтонским. Начало XIII века знаменует конец предыстории Великого княжества
Литовского.
Традиционно основателем государства, тем,
кто объединил дотоле отдельные балтийские племена и создал княжество считается
Миндовг. Однако некоторые ученые оспаривают это, утверждая, что организованные
государства существовали и до Миндовга, возможно ранее 1183 года.
Это приводит к тому, что
исследователь, который исследует империи и империализм за пределами
капиталистического образования, рискует оставить «незамеченной» другую
социально-экономическую сущность, которая лежит за пределами внешне схожих
политических явлений «надстройки». Следовательно, это подразумевает риск
"исторического" проекции понятий, соответствующих только контексту
капиталистического образования, феодального и рабического прошлого.
Марксизм-ленинизм анализирует
империализм как явление, связанное с глобальной экспансией капитализма в менее
развитые страны, которое решает внутренние проблемы наиболее развитых
капиталистических стран. Как только территориальное деление земного шара будет
завершено, капиталистические державы из-за их неравномерного развития будут
вынуждены время от времени участвовать в мировых войнах за реоегон глобуса, что
соответствовало бы измененный баланс экономической и военной мощи. С другой стороны, описание Великое
княжество Литовское как империи может быть методологически дисквалифицировано
на основаниях, диаметрально противоположных тем, которые мешают
марксистско-ленинским исследователям видеть империи и империализм до
капиталистического образования и заставляют их идентифицировать империализм с
конкретной исторической эпохой.
Ядром этой идеологии была известная
доктрина «Москва как Третий Рим», которая была еще более убедительной для
православных верующих после падения Константинополя и турецкого завоевания
Балкан, когда правитель Москвы оставался единственным могущественным светским
правителем в православном мире. И она же переносится на второе государство
Руси.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Представление о Великом княжестве Литовском в
дореволюционной исторической науке 1.1. Взгляд на Великое
княжество Литовское в учебниках для начальных классов Первые обширные труды по истории Великого
княжества литовского написаны русскими, польскими и немецкими историками.
Досоветские и несоветские российские историки (Беллярминов И.И, Ефименко А. Я.,
Турцевич А.О., Ишимова А.О) Считали великое княжество западнорусским
государством.
В Великом княжестве Литовском часто видят
альтернативный путь развития Руси. Во многом так оно и есть. Ведь, с одной
стороны, это были земли достаточно близкие культурно, населенные восточными
славянами, — пусть исторические судьбы восточных славян будущей России,
Великороссии и населения Великого княжества Литовского и королевства Польского,
потомки которого впоследствии стали украинцами и белорусами, уже тогда
достаточно существенно расходились.
С другой стороны, это принципиально иная
модель социальных взаимоотношений, иная политическая культура. И это создавало
определенную ситуацию выбора. Это очень хорошо видно по событиям эпохи
московско-литовских войн, в особенности XVI века, когда перебежчики из
Московского государства, из России направлялись именно на земли Великого
княжества Литовского или Короны Польской, которая находилась в унии с ним.
Рассмотрение процесса «собирания» русских
земель в учебниках для начальной школы представляется достаточно противоречивым
и, зачастую, диаметрально противоположным в суждениях. Например, обратимся к курсу И.Беллярминова, который
в старой России являлся тем минимумом знаний по отечественной истории, которым
должны были обладать гимназисты и школьники.
Он отмечает, что процесс собирания Руси
достаточно противоречив, так как источники, дошедшие до наших дней, просто не
донесли до нас подробностей вхождения многих русских земель в состав Литовского
государства; можно лишь констатировать, что та или иная часть Руси в тот или
иной момент подчинялась власти литовского князя. Военные походы литовцев не
прекращались и выступали средством если не прямого завоевания, то во всяком
случае давления на русские земли. Например, согласно поздним источникам,
Витебск был получен Ольгердом благодаря его женитьбе на дочери последнего местного
князя около 1320 года. Но в предшествующие десятилетия через этот регион
неоднократно проходили литовские войска.
С этой точки зрения расширение Великого
княжества Литовского на восток и юг было частью процесса объединения русских
земель. Кто их объединит, был предметом соревнования между Западной Россией и
Восточной Россией (поскольку объединение немецких земель в 19 веке было
предметом соревнования между Австрией и Пруссией). Следовательно, империализм
со стороны страны до конца XIV века был логически невозможен, потому что
русские не могут быть империалистами по отношению к русским.
Так, в работе И И. Беллярминова мы
встречаем следующую характеристику: «В XIV в. Гедимин, основатель княжеского
дома в Литве, присоединил к своим землям русские княжества: Витебское, Киевское
и Волынское, и стал титуловаться великим князем литовским и русским. Он основал
новую столицу — Вильну, в которую переселилось много русских.
Литовцы называли свою столицу Вильнюя; у
русских она была известна под названием Вильны, или Вильни; поляки же позднее
переименовали ее в Вильно. Гедимин не мешал переселенцам жить по своим обычаям,
позволял литовцам креститься, и даже некоторые из его сыновей приняли
православие и женились на русских княжнах; но сам он умер язычником, и на его
похоронах, по обычаю, были сожжены ценные вещи, конь и пленные рыцари.
При Ольгерде, сыне Гедимина, литовцы
завоевали княжества Черниговское и Новгород-Северское, и вместе с тем в Литве
усилилось православие, при дворе говорили на русском языке и на нем же
издавались законы. Детей своих Ольгерд крестил по православному обряду».
Турцевич А.О. также исходит из собирания
литовских земель как средства объединения в одно государство. Он отмечает, что
говорить об империи Великого княжества литовского так же бессмысленно, как
называть политику Капета или Валуа, направленную на подчинение их власти земель
Бретани, Прованса или Бургундии, империализму Иль-де-Франс. Эта политика была
не империализмом, а объединением Франции; какими бы огромными ни были этнокультурные
различия между его регионами.
Не случайно российская историография
подчеркивает мирный характер экспансии государства на земли восточных славян. В
нем содержится, по позиции А. Я. Ефименко, «представление о том, что литовская
экспансия была почти навязана великому князю русскими городами, которые
предпочли присоединение к Великому княжеству независимости»[1].
В этих учебниках есть указание на то, что
именно польский империализм подчинил Великое княжество Литовское посредством
унии и католической христианизации ее языческих жителей, что также принесло
религиозное и национальное угнетение православным верующим, проживавшим в
Великом княжестве. Его кульминацией стало начало XVII века, когда Польша
попыталась воспользоваться кризисом в России, чтобы подчинить ее себе. [1] Ефименко А. Я. Элементарный
учебник русской истории. Пгр., 1917 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=120710