Курсовая теория Педагогика/Психология Физическая культура

Курсовая теория на тему Занятия физической культурой как средство рекреационной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Характеристика сферы рекреации в
физической культуре. 5

2. Научные основы физической
рекреации. 15

3. Рекреационные занятия в физическом
воспитании детей младшего и школьного возраста. 24

Выводы.. 31

Список литературных источников. 33

Приложение. 35

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Трансформационные процессы, происходящие в российском
обществе, кроме некоторых положительных сдвигов, сказываются негативными
явлениями в жизнедеятельности детей — снижением продолжительности жизни,
сокращением двигательной активности, повышением уровня неинфекционных
хронических заболеваний, существенным уменьшением финансовой обеспеченности,
потерей ориентиров на здоровый образ жизни, отчуждением от физической культуры
детей младшего и среднего школьного возраста [4, 7, 9]. Одной из причин
ухудшения ситуации со здоровьем школьников является недостаточная со стороны
государства финансово-материальная поддержка рекреационно-оздоровительной
сферы, которая призвана воспроизводить работоспособность детей младшего и
школьного возраста, что и приводит к физической пассивности. На фоне проблем,
связанных с ухудшением экологических предпосылок существования, низким уровнем
жизни, а также неэффективным медико-санитарным обеспечением, растут смертность
и заболеваемость детей младшего и среднего школьного возраста.

Кроме того, из-за
нехватки образовательной культуры, а также недостаточного внимания к
организации досуга со стороны местных органов власти, проведения свободного
времени отчасти сопровождается деструктивными для развития организма формами,
которые не только культивируют устаревшие вредные привычки, но и расширяют их
[2, 5, 6]. Итак, в России рекреационно-оздоровительная деятельность еще не
приобрела широкую популярность.

Сейчас для увеличения
объема двигательной активности детей младшего и среднего школьного возраста и
качественного наполнения их свободного времени различными интересными и
эффективными формами рекреационной деятельности возникает практическая проблема
активизации внимания общественности к физической культуре и спорте как институтам,
обеспечивающих сохранение и целенаправленное восстановление психофизического
состояния, производительных сил детей [1 4, 8, 10]. По мнению специалистов, одним
из путей преодоления кризиса сложилась в отношении школьников к физической
культуре, является теоретико-концептуальное обоснование стратегии повышения
специально-организованной двигательной активности детей, которая осознавалась ими
как их жизненная необходимость. Необходимость активизации работы в этом
направлении ориентируют теоретики и практики физического воспитания известные
зарубежные и отечественные ученые [3, 11, 12, 14, 15]. Все это предполагает
теоретическое обобщение накопленного зарубежного и отечественного опыта использования
различных форм физической культуры для детей младшего и школьного возраста.

Объект исследования:
процесс формирования рекреационной физической культуры у школьников.

Предмет исследования: средства рекреационно-оздоровительной направленности
для изменения функционального состояния организма у школьников к урокам
физической культуры.

Цель исследования: определить
теоретико-методологические основы, уточнить концептуальный аппарат физической
рекреации, с учетом досуговых потребностей детей младшего и школьного возраста.

Задачи исследования:

1) Дать характеристику сфере
рекреации в физической культуре;

2) Изучить научные основы
физической рекреации;

3) Проанализировать
особенности рекреационных занятий в физическом воспитании детей младшего и
школьного возраста.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Физическая рекреация —
это вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов
упражнений в упрощенных формах для активного отдыха детей, получения
удовольствия от этого процесса, развлечений, изменения видов деятельности,
оставить в стороне ежедневные виды трудовой, бытовой, спортивной, военной
деятельности.

Физическая рекреация
(воспроизведение) — комплекс мероприятий, направленных на совершенствование
процессов восстановления работоспособности после физической и умственной
работы.

Физическая рекреация —
организация активного отдыха детей с использованием физических упражнений,
получение удовольствия от этого процесса.

Результат физической
рекреации имеет биологическое, социологическое, психологическое, эстетическое,
образовательно-воспитательное и культурно-аксиологическое значение.

Если рассматривать
физическую рекреацию с научной точки зрения, то можно с уверенностью сказать,
что в ее основу заложены пять ключевых теорий: теория мотивации деятельности;
теория возрастного развития организма ребенка; теория усталости и
восстановления; теория адаптации; теория функциональных резервов.

Основными мотивами
субъектов рекреационно-оздоровительной деятельности являются: оздоровительные,
образовательно-культурные, адаптационно-восстановительные, социальные,
развлекательные, личностные, физкультурно-спортивные, экстремальные,
домашне-семейные. На рекреационную практику различных социально-демографических
групп детей младшего и школьного возраста влияют образование, профессиональная
принадлежность, социальное окружение, возраст и пол, место жительства,
временные границы рекреационных занятий. Наблюдается социальная дифференциация детей
младшего и школьного возраста, участвующих в рекреационной деятельности.

Теоретический анализ
научных работ зарубежных и отечественных ученых показал, что во многих странах
осуществляются систематические фундаментальные и прикладные исследования по
вопросам рекреационной деятельности указанной тематике.

С позиций современной
методологии изучения сложных систем и данных теоретического анализа
рекреационную деятельность целесообразно рассматривать как сложноорганизованное
систему. Проведенный анализ исторического опыта и современной проблематики
рекреационной деятельности свидетельствует, что в ее развитии можно выделить
несколько периодов, связанных с формированием других общественных институтов и
системой ценностей общества. Установлено, что на современном этапе
рекреационная деятельность еще не производит должного эффекта. В значительной
степени это обусловлено незавершенностью разработок концептуальных идей и
положений формирования содержания, организации, нормативного и кадрового
обеспечения такой деятельности; недостаточной систематизацией факторов,
определяющих направленность рекреационных мероприятий. В указанных условиях
актуальным является обоснование и реализация концепции рекреационно-оздоровительной
деятельности детей младшего и школьного возраста, имеет большое практическое и
научное значение. С учетом современного этапа развития отраслевых научных
знаний и на основе комплексного анализа понятийно-категориального аппарата
рекреации были определены следующие дефиниции: «физическая рекреация»,
«рекреационно-оздоровительная деятельность».

Применение указанных терминов
позволяет более четко выражать сущность закономерностей развития физической
рекреации, а также механизмов их проявления в практике
рекреационно-оздоровительной деятельности, формирования и реализации
государственной политики в этой сфере, оценки ее эффективности и т.д.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Характеристика сферы рекреации в
физической культуре

С 90-ых годов XX века, в
сфере физического воспитания и спорта сложилась принципиально новая ситуация.
Критическое состояние здоровья детей младшего и школьного возраста, связанный с
неблагоприятными факторами, низким уровнем двигательной активности школьников
требует неотложных мер, чтобы преодолеть кризис в физическом воспитании детей
младшего и школьного возраста.

В таких условиях растут
социальные запросы на высококвалифицированных специалистов, обладающих
достаточным объемом знаний в области медицины, психологии, физической культуры,
экономики, а также арсеналом организаторских, методических умений, которые
способствовали бы проведению физкультурно-оздоровительной и рекреационной
работы с детьми младшего и школьного возраста [4, 8, 12].

Физическая культура как
сложное явление, которое направлено на реализацию социальных, оздоровительных,
воспитательных, образовательных и других функций дифференцируется по следующим
специфическим направлениям:

1. Спорт (высших
достижений и массовый спорт).

2. Физическое воспитание.

3. Физическая рекреация.

4. Физическая
реабилитация.

5. Кондиционное
тренировки.

Относительно
самостоятельной формой функционирования физической культуры, которая может
удовлетворить потребности детей в активном отдыхе и доставить удовольствие от
двигательной активности и общения является физическая рекреация. В настоящее
время неблагоприятных экономических условий жизни, потери или смещение
социальных ориентиров она приобретает особое значение.

Характер производства
однобоко и одновременно сложно и противоречиво влияет на детскую долю населения.
Работа может неблагоприятно повлиять на ребенка через производственной среде
(загазованность, шум, вибрация и т.д.), характер ее организации (тяжелый
физически монотонный), особенностью рабочей позы, влияние метеорологических,
географических условий и другими факторами. Все это негативно сказывается на
психике и самочувствии ребенка, вызывает необходимость изменения вида
деятельности, активного отдыха, релаксации [12].

Физическая рекреация —
это вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов
упражнений в упрощенных формах для активного отдыха детей, получения
удовольствия от этого процесса, развлечений, изменения видов деятельности,
оставить в стороне ежедневные виды трудовой, бытовой, спортивной, военной
деятельности.

К рекреативным формам
относят физкультурно-спортивные развлечения, туристические походы с
нефорсированных нагрузками, занятия физическими упражнениями, видами спорта и
т.д., что обеспечивает здоровье, полноценный отдых, способствуют удовлетворению
потребностей, связанных с содержательными развлечениями.

Выделяют много признаков,
составляющих основное содержание физической рекреации:

— базируется на
двигательной активности;

— как главное средство
используют физические упражнения;

— осуществляется в
свободное или специально определенное время;

— включает
культурно-ценностные аспекты;

— содержит
интеллектуальные, эмоциональные, физические компоненты;

— имеет преимущественно
развлекательный характер (гедонистический)

— осуществляется на
добровольных и самодеятельных началах;

— имеет оптимизирующий
влияние на организм ребенка;

— имеются определенные
рекреационные услуги;

— осуществляется
преимущественно в природных условиях;

— имеет определенную
научно-методическую базу [10, 14, 16].

Результат физической
рекреации можно выразить в следующих значениях [1, 8]:

* БИОЛОГИЧЕСКОЕ —
способствует восстановлению функций организма после профессионального труда,
оптимизирует состояние здоровья;

* СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ —
способствует интеграции детей в социальную общность, усвоению социального
опыта, культурных ценностей, адаптации к социуму, самоопределения в социуме;

* ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ —
формирует эмоциональное состояние, возникающее под влиянием ощущение свободы,
радости и внутреннего удовлетворения, освобождение от напряжения, стресса;

* ЭСТЕТИЧЕСКОЕ —
формирует положительную реакцию, от восприятия красоты своего тела, окружающей
среды, возможности его широкого познания;

* ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ
— способствует физическому, интеллектуальному, нравственному, творческому,
развития личности;

* КУЛЬТУРНО-АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ
— способствует усвоению культурных ценностей, созданию новых
личностно-общественных ценностей.

Каждая наука имеет свой
предмет и объект изучения и понятийный аппарат, который предотвращает
неодинаковой пониманию и трактовке профессиональных терминов в общении
специалистов, а также преподавателей с учениками. Понятие являются категориями,
в которых закрепляются достижения в различных областях науки и практики.
Свободный профессиональными терминами и понятиями, реализация их в практической
деятельности — основа успеха работы специалиста в области физической культуры.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы