Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Законотворчество в РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В РФ 5
§ 1. Понятие закона как основного источника права в РФ 5
§ 2. Сущность законотворчества в РФ 7
§ 3. Принципы законодательного процесса в РФ 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ 14
§ 1. Субъекты законодательного процесса в РФ 14
§ 2. Стадии законодательного процесса в РФ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В современном демократическом правовом государстве основным регулятором общественной и государственной жизни является закон. Закон, в идеале, выступает своего рода балансом интересов различных социальных слоев общества. Баланс интересов – категория динамическая. Он может смещаться в ту или иную сторону под влиянием усиления или ослабления различных социальных групп. И здесь особая роль принадлежит парламенту, выполняющему, не только законодательную, но и представительную функцию.
Ежегодно принимается большое количество законов, однако их качество оставляет желать лучшего. Полагаем, не последнюю роль играет здесь отрегулированность законодательного процесса.
П.А. Крашенинников справедливо отмечает, что «значительное влияние на законодательный процесс могут оказывать лоббистские усилия со стороны исполнительной власти, крупного капитала, отдельных отраслей экономики и региональных властей. Причем «движение» таких усилий зачастую бывает разнонаправленным, так что определить вектор законодательной политики подчас бывает очень непросто» . Во многом это обуславливается тем, что до сих пор нет легального определения лоббизма, хотя, по мнению многих политологов и юристов, данное явление достаточно широко распространено, в том числе и в законотворческом процессе.
Степень научной разработанности темы. Проблема законотворчества в Российской Федерации находит свое отражение в современных научных публикациях. В частности, следует отметить работы А.И. Абрамовой «Право законодательной инициативы: проблемы обеспечения и защиты»; А.И. Херсонцева «Дефекты правотворчества и качество законодательных актов»; Д.А. Керимова «Законодательная техника», а также ряд других.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в законодательном процессе Российской Федерации.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие законотворчество в Российской Федерации.
Цель исследования – рассмотреть особенности законотворчества в Российской Федерации.
Задачи исследования:
• рассмотреть понятие закона;
• раскрыть сущность законотворчества в РФ;
• исследовать принципы законодательного процесса в РФ;
• рассмотреть участников законодательного процесса в РФ;
• охарактеризовать стадии законодательного процесса в РФ.
Методологическую основу работы составляет массив современных методов познания и освоения действительности. Важнейшим методом, на котором основано проведённое исследование, является диалектический метод познания. Наряду с ним при написании работы применялись такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, формализация, сравнение; ряд специальных методов познания, среди которых особо следует выделить системно-структурный, формально-логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, а также методы изучения и анализа статистических данных.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Процесс правотворчества является сложным социальным и правовым процессом, который направлен на создание нормативно правовых актов и формирование системы законодательства в целом, которое опосредует, с одной стороны, объективная реальность и необходимость регулирования в обществе и субъективная воля законодателя, с другой.
Высшей законодательной властью в государстве наделен парламент. Парламент РФ представлен Федеральным Собранием РФ, которое является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ).
Из полномочий Федерального Собрания РФ и его функций в плане обеспечения народных интересов плавно вытекает право законодательной инициативы. Возможность, которой обладает данный коллегиальный орган, является наиболее значимой и самой важной. В рамках законодательной функции сформирована вся государственно-правовая система, гарантирующая полноценное регулирование общественных отношений во всех сферах.
Нормативно-правовое закрепление потребностей представляет собой подготовку и принятие документов, прямо предусмотренных Конституцией РФ. В других случаях издаются законодательные акты, необходимость принятия которых обусловлена темпами развития общественных отношений в соответствующей отрасли.
Охарактеризовать законодательную функцию Федерального Собрания РФ (по Конституции действительно принадлежащую парламенту), правильнее было бы так: подразумевается установление и гарантия правопорядка; допускается преобладание изданных нормативно-правовых документов над обычаем, прецедентом; предполагается нацеленность на партнерские отношения, координационный союз и сотрудничество с другими ветками власти; обеспечивается стабильность государственного и общественного уклада; задаются правовые основы для развития и совершенствования управленческого аппарата. Невозможно провести полноценный анализ законодательной функции Федерального Собрания РФ без учета достижений в данной отрасли. Немаловажным моментом является и то, что преимущественная часть нормативно-правовой базы, действующей на территории государства, принята законодателями за непродолжительный период существования РФ как самостоятельной державы. Парламентариями были изданы сотни законов, регулирующих правоотношения федерального и гражданского значения.
Вместе с тем механизмы реализации правотворческих полномочий Государственной Думы и законодательных функций Совета Федерации Федерального Собрания РФ несовершенны и имеют ряд негативных моментов. Трудности и разногласия между двумя представительными палатами неоднократно были замечены в подходах к созданию нормативно-правовой базы в целом и разработке новых законопроектов. Для устранения проблем важно сформулировать первостепенные задачи, решение которых позволило бы усилить взаимодействие всех властных государственных структур в процессе правотворчества.
Преодоление негативного опыта исполнения законодательной функции Федеральным Собранием РФ поспособствует уточнению перечня полномочий парламента в ходе повышения качества принятия правовых актов и корректировки уже действующих документов.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В РФ

§ 1. Понятие закона как основного источника права в РФ

На сегодняшний день главным источником права в странах романо-германской правовой семьи считается нормативно-правовой акт. Представление о его теоретической сути и многообразии дает возможность хорошо разбираться каждому гражданину в действующем законодательстве.
Законодательный процесс, направленный на создание законопроектов, а также их последующее рассмотрение, и как следствие принятие либо отклонение, сам по себе является очень сложным и трудоемким, для чего требуется обширные специальные познания и умения во многих сферах социальной жизни и деятельности общества, а не только в сфере юриспруденции.
Однако в этом и заключается проблема настоящего времени, поскольку специалистов сейчас достаточно много, но к глубокому сожалению тех специалистов, которые бы профессионально и качественно разбирались во многих отраслях права остаются в дефиците, поскольку Российское право, такое же необъятное, как и наша огромная великая страна.
В юридической науке наряду с научно выработанными и нормативно закрепленными категориями существуют термины и понятия, имеющие неоднозначную трактовку и различное смысловое содержание. К их числу относятся понятия «источник» или «форма» права, трактовка которых носит дискуссионный характер, в связи с чем, в науке и в юридической практике не достигнуто единства точек зрения относительно понимания источника права.
Относительно соотношения понятий «форма права» и «источник права» сложилось несколько точек зрения. Одни авторы считают, что источник права и форма права – это обособленные самостоятельные понятия, обладающие собственным содержанием, аргументируя это тем, что форма права указывает на способы официального закрепления и внешнего существования юридических норм, а источники права – это истоки и факторы социального характера, обуславливающие существование права и его внутреннее содержание. Сторонники противоположной точки зрения исходят из тождественности указанных категорий . Источники права, по их мнению, есть способ выражения государственной воли – то есть форма права.
Доминирующей в настоящее время является третья позиция, опирающаяся на компромиссный характер, согласно которой источники и формы права рассматриваются в качестве понятий, совпадающих лишь частично в формально юридическом смысле. На наш взгляд, дискуссионность трактовки понятий объясняет наличие различий в правопонимании. В связи с чем, предлагается под источниками права понимать исходные принципы и нормы правового регулирования, а под формами – способы их официального закрепления, информационные, документальные, фактические носители, содержащие эти нормы .
Несмотря на разнообразие и значительную специфику действующих источников права, всем им присущи некоторые общие черты. Источник права есть конечный итог правотворческой деятельности определенных субъектов, управомоченных формировать право, так своеобразие действующих в обществе источников права обусловлено спецификой их происхождения. Источник права имеет нормативный и официальный характер. Источник права нацелен на стабильность, предсказуемость. Он фиксируется в определенных письменных формах, поэтому обеспечивается их доступность, общеизвестность, единообразное понимание и применение на практике.
Важнейшим свойством источников права является их иерархичность, благодаря чему они и внешне выражают, и организуют, структурируют государственную волю.
Все нормативные правовые акты (НПА) соответствуют определённой форме и процедуре принятия. НПА способен устанавливать, отменять, изменять юридические параметры права. Как предписание общего назначения, понятие такого акта распространяется на определённый вид отношений (а не на одно отдельно взятое).
В России важнейшим и основным источником права является закон, который представляет собой нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие вопросы внутригосударственной жизни, принятый в особом процессуальном порядке законотворческим органом.
Закон обладает такими признаками, как: принятие специально уполномоченным законодательным органом государственной власти; направлен на регулирование значимых общественных отношений; особый процессуальный порядок принятия; обладание высшей юридической силой; общеобязательность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы