Курсовая теория на тему Законотворческий процесс в России и за рубежом
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1.
Понятие и сущность законотворческого процесса. 5
1.1. Соотношение законодательного процесса
и правотворчества. 5
1.2. Принципы законодательного процесса. 9
Глава 2.
Особенности законотворческого процесса в Российской Федерации 14
2.1. Стадии
законотворческого процесса в Российской Федерации. 14
2.2.
Основные проблемы законодательного процесса в Российской Федерации и пути их
решения. 18
Глава 3.
Законотворческий процесс во Франции. 23
3.1. Стадии
законодательного процесса во Франции. 23
3.2.
Особенности законодательного процесса во Франции. 29
Заключение. 33
Список
использованных источников. 35
Введение:
До недавнего
времени доверие и надежда на государство как на защитника, гаранта
стабильности, безопасности и прогресса традиционно были сильны в общественном
сознании. Государство с определенной эффективностью обеспечивало сохранение и
организацию общественных отношений. Во многом это определялось довольно
устойчивым обтекаемым механизмом советского государства. Система, которая
оттачивалась десятилетиями, дала определенные результаты: государственный
аппарат, с точки зрения внутрисистемных связей, работал довольно плавно и
упорядоченно, но не всегда рационально. Стремительное развитие российской
действительности в последние годы застало застывшую систему государственных
органов в Советской России врасплох.
В наше время, когда
хорошо известно, что без правительства, без надзора, без законов и, конечно же,
без организаций, выполняющих все эти функции, жизнь в государстве невозможна.
Поэтому надо говорить, писать и реализовывать механизм государства. Конституция
Российской Федерации гласит: «Российская Федерация — Россия является
демократическим федеративным правовым государством с формой республиканского
правления». Процесс становления правового государства в России в настоящее
время продолжается, что также актуализирует необходимость исследования
законодательного процесса.
Закон является
нормативным правовым актом, регулирующим наиболее важные общественные
отношения, в связи с чем процесс его принятия является крайне важным аспектом
всей правовой деятельности в целом.
Для анализа помимо
российского законодательного процесса был взят законодательный процесс Франции.
Выбор именно Франции связан с тем, что данная страна, так же, как и Россия
относится к романо-германской правовой семье, что позволяет говорить ο
достаточной близости правовых систем этих стран.
На сегодняшний день
сравнительное правоведение играет важнейшую роль в правовых системах
государств, оно является незаменимым инструментом в совершенствовании
национальной правовой системы и в ее более глубоком понимании.
Объектом настоящего
исследования выступает законодательный процесс в Российской Федерации и во
Франции.
Предметом
исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие законодательный
процесс в России и во Франции, а также теоретические положения, выработанные в
данной сфере.
Целью исследования
является комплексный анализ законодательного процесса России и Франции.
Объект, предмет и
цель исследования обусловили необходимость постановки и решения следующих
задач:
–охарактеризовать
соотношение законодательного процесса и правотворчества;
–проанализировать
принципы законодательного процесса;
–рассмотреть стадии
законотворческого процесса в Российской Федерации;
–выявить основные
проблемы законодательного процесса в Российской Федерации и обозначить
возможные пути их решения;
–исследовать стадии
законодательного процесса во Франции;
–обозначить
особенности законодательного процесса во Франции.
Исследование носит
комплексный характер, используются как общенаучные, так и частно-научные методы
исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительный метод,
формально-юридический.
Теоретическую
основу исследования составили труды таких ученых как С. С. Алексеев, А. Д.
Керимов, Н. М. Коркунов, В. В. Лазарев, В. С. Нерсесянц. Анализом
законодательного процесса и правотворчества занимались многие исследователи,
выдвигая при этом различные взгляды и на соотношение данных понятий и на
количество стадий, выделяемых в рамках процесса создания закона. Данные
положения подробно обозначены в рамках настоящей работы.
Исследование
состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка
использованных источников.
Заключение:
В работе были
рассмотрены позиции видных российских теоретиков права, приведено детальное
описание каждой из стадий законодательного процесса, показано правовое регулирование
объекта исследования – законотворческого процесса – на примере России и
Франции.
Законотворчество
– самый важный вид правотворчества, так как его результатом являются акты
высшей юридической силы и регулирующие наиболее важные общественные отношения. Законодательная инициатива может исходить от
разных субъектов, она также может выражаться как во внесении предложения о
принятии закона, так и во внесении уже готового проекта закона. Обсуждение
законопроекта и его доработка проводятся в законодательном органе государства,
часто в порядке трёх чтений. Принятие и утверждение законопроекта
осуществляется двумя ветвями власти и кроме стадии законотворческого процесса
также является инструментом взаимного сдерживания законодательной и
исполнительной ветвей власти. Обнародование закона может осуществляться как в
официальной, так и в неофициальной форме.
Из всего
сказанного делается вывод, что
законодательный процесс – один из наиболее важных факторов правопорядка в
государстве. Ведь именно законы, принятые установленным способом, могут служить
защите прав и свобод, законных интересов граждан. В рамках
настоящей работы было рассмотрено соотношение правотворчества и
законодательного процесса.
Правотворчество является
созидательно-интеллектуальной, процессуальной, монопольной деятельностью
государства . Это значит, что: во-первых, создание норм права требует больших
умственных усилий, чтобы не допустить коллизий или пробелов при разработке акта
для урегулирования разного рода общественных отношений; во-вторых, существует
строго регламентированный порядок внесения предложений о принятии нормативного
правового акта, разработки его текста, принятия и промульгации, т.е. творение
права —это процесс; и в-третьих, правотворчеством может заниматься лишь государство,
оно имеет монополию на принятие норм права.
Законодательный
процесс — гораздо более узкое понятие, чем правотворчество, вообще
законотворчество — один из наиболее распространённых видов правотворчества.
Были
проанализированы базовые принципы, на которых основан законотворческий процесс.
Соблюдение таких принципов позволяет обеспечивать надлежащее качество
законодательного процесса, принятие качественных и справедливых законов,
регулирующих наиболее важные общественные отношения.
В целом,
законодательный процесс во Франции и в России являются достаточно похожими.
Одним из основных отличий является то, что во Франции первоначальное
рассмотрение законопроекта возможно по большинству видов законов в любой из
палат французского парламента, в то время как в России очередность действий в
данном аспекте более регламентирована. Также есть специфический механизм
«запланированного законодательного времени», предполагающий установление
определенных временных лимитов для законодательного процесса.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1.1. Соотношение законодательного процесса и
правотворчества Для того, чтобы лучше понять тему
настоящего исследования, уяснить что такое «законодательный процесс», следует
обратиться к родовому понятию – правотворчеству[1].
Правотворчество является
созидательно-интеллектуальной, процессуальной, монопольной деятельностью
государства[2].
Это значит, что: во-первых, создание норм права требует больших
умственных усилий, чтобы не допустить коллизий или пробелов при разработке акта
для урегулирования разного рода общественных отношений; во-вторых,
существует строго регламентированный порядок внесения предложений о принятии
нормативного правового акта, разработки его текста, принятия и промульгации,
т.е. творение права —это процесс; и в-третьих, правотворчеством
может заниматься лишь государство, оно имеет монополию на принятие норм права.
Правотворчество,
хотя и имеет некоторые отличия в разных государствах, всё же независимо от
принадлежности к стране служит одной цели —созданию и совершенствованию системы
правовых норм, которая была бы единой, внутренне согласованной и
непротиворечивой[3].
Правотворчество само по себе необходимо для регулирования общественных
отношений, государственного управления обществом, для своевременного
урегулирования вновь возникающих и уже изживших себя общественных отношений.
Учёные —
теоретики права В.В. Лазарев и С.В. Липень выделяют два вида правотворчества:
правотворческая деятельность государственных органов в пределах их компетенции
и непосредственное правотворчество народа. Первый вид правотворчества является
наиболее распространенным, последовательным, более всего отвечающим данному
выше определению правотворчества. Второй вид — правотворчество народа в ходе
референдума — достаточно специфический вид правотворчества, так как при
проведении референдума нужно решить ряд важных проблем: определить круг
вопросов, которые могут быть вынесены на референдум, правильно сформулировать
вопрос, добиться его недвусмысленности, учесть мнение меньшинства. [1] Теория государства и права : учебник для бакалавров /
В. В. Лазарев, С. В. Липень. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. :
Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2012. С. 178. [2] Теория государства и права : учебник / Л. А.
Морозова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2015. С. 132. [3] Теория государства и права : учебник / М. Н.
Марченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2019. С. 71.