Региональное управление и территориальное планирование Курсовая теория Экономические науки

Курсовая теория на тему Закономерности и условия развития местного самоуправления в регионе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение. 2

1.
Основы местного самоуправления в РФ.. 4

1.1
Конституционные принципы развития местного самоуправления в РФ.. 4

1.2
Законодательное регулирование местного самоуправления. 11

2.
Особенности организации местного самоуправления в субъектах РФ.. 16

2.1
Органы местного самоуправления в субъектах РФ: виды, основные полномочия по
развитию территорий муниципального образования. 16

2.2
Финансово-экономические основы развития муниципальных образований: проблемы и
перспективы.. 24

Заключение. 31

Список
использованных источников. 32

 

  

Введение:

 

На современном этапе развития Российского государства особое
внимание уделяется вопросам организации управления территориями. Согласно
основному закону — Конституции Российской Федерации, имеет
место быть распределение управления между субъектами федерации и
местным самоуправлением. Местное самоуправление представляет собой
один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно
является одновременно формой самоорганизации граждан и — в этом
качестве — составной частью гражданского общества, уровнем публичной
власти (инструментом демократического участия граждан в управлении
общими делами) и элементом рыночной экономической системы, восполняя
пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации
хозяйственной деятельности). Для граждан Российской Федерации местное
самоуправление понимается в качестве весьма объективной и необходимой
реальности, что необходимо учитывать. Конституция Российской Федерации
гарантирует наличие местного самоуправления на всей территории страны,
вне зависимости от региона, что имеет особую практическую значимость.

Местное самоуправление находится несколько обособленно от
системы
государственной власти, как в организационном, так и в правовом аспекте.
Соответственно, условно можно обозначить два самостоятельных вида
деятельности:

— государственное управление, на которое возлагается
разрешение
различных государственных вопросов;

— муниципальное управление — разрешает возникающие вопросы
местного значения, а также осуществляет управление муниципальным
образованием.

Местное самоуправление представляет собой одну из форм
реализации
народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление принято
считать именно децентрализованной формой управления, для которой свойственна и
некоторая доля самостоятельности. В качестве основного,
базисного признака местного самоуправления выделяют автономность
местных органов, которые как раз и выступают органами местных
самоуправляющих территориальных сообществ. Местное самоуправление
основывается на том, что признается свобода полномочий местных
сообществ, а также союзов.

Местное самоуправление, являясь относительно новым
институтом,
представляет собой интерес, как с теоретической, так и с практической
стороны. Так, часть исследователей полагают, что положения российского
законодательства, регулирующие особенности местного самоуправления в
России до сих пор носят весьма поверхностный характер.

Таким образом, объектом являются органы местного
самоуправления, а его предметом — закономерности и условия развития местного
самоуправления в регионе.

Цель исследования – проанализировать закономерности и
условия развития местного самоуправления в регионе.

Задачи исследования:

1.               
Рассмотреть конституционные принципы развития
местного самоуправления в РФ;

2.               
Изучить законодательное регулирование местного
самоуправления;

3.               
Рассмотреть Органы местного самоуправления в
субъектах РФ их виды, основные полномочия по развитию территорий муниципального
образования;

4.               
Проанализировать проблемы и перспективы
финансово-экономические основы развития муниципальных образований.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Местное самоуправление в большей мере осуществляется именно
людьми, которые в то же время выступают в роли граждан данной страны путем
референдума, проведения выборов, каких-либо иных форм прямого волеизъявления,
через выборные, а также иные органы самоуправления местного характера.

Развитие местного самоуправления создает специальные
предпосылки, которые обычно приводят к единению общества, государства и его
граждан, а также к укреплению Российской Федерации, и ее субъектов, служат
конкретной формой решения национально-культурных вопросов.

Различные основы конституционной направленности
самоуправления местного характера конкретизируются в специальном Законе о
местном самоуправлении, согласно 2 пункту 1 статьи которого самоуправление на
местном уровне в России выступает в качестве некой своеобразной формы
осуществления народом своей власти, при этом данная форма действует в
конкретных пределах, которые в свою очередь были установлены Конституцией,
разными законами федерального уровня а в тех ситуациях, которые установлены
федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации,
самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и
через специальные органы местного самоуправления определенных вопросов местного
значения основываясь на личных интересах граждан при этом учитывая
исторические, и иные местные традиции.

Отсюда получается, что под местным самоуправлением обычно
понимается какое-либо право и, конечно, способность граждан осуществлять
местное самоуправление в рамках закона под свою ответственность, а также в
собственных интересах заниматься значительной частью дел общественной
направленности.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Основы местного самоуправления в РФ

1.1 Конституционные принципы развития местного
самоуправления в РФ

Тема местного самоуправления становится все более важной.
Факты доказали, что только с развитием различных социальных, экономических,
политических, правовых и других гарантий может быть надежным и эффективным
надзор за местной автономией. Кроме того, для эффективного осуществления
существующих законодательных гарантий должно существовать государственное и
муниципальное учреждение, которое в пределах своих полномочий умело применяет
соответствующие правовые средства и меры для соответствия международно-правовым
актам, Конституции Российской Федерации и действующему государству.
Законодательные нормы с учетом исторических и других факторов. В связи с
особенностями современного российского общества и социального состава страны,
местные традиции. В развитии муниципальных учреждений и органов местного
самоуправления государство играет ведущую роль, поскольку оно направлено на
защиту прав граждан и юридических лиц, а свободные и законные интересы свободны
от произвольных и незаконных действий. Важно, чтобы в рамках существующих
законов были предусмотрены правовые средства для защиты прав собственности
субъектов муниципального права в форме прямой демократии, для решения проблем
местного значения, для принятия мер юридической ответственности против местных
властей и должностных лиц, а также национальных учреждений. Делового контроля.
Эффективное использование государственных средств для решения социальных
проблем граждан и повышения уровня жизни городских и сельских поселений.

Важно то, кто выполняет государственные и муниципальные
задачи, в какой степени, в каком регионе и в какой степени решаются различные
вопросы местного значения. Не менее важным является правовой метод,
используемый для проведения надежного и эффективного надзора за местными
связями с общественностью. С точки зрения обеспечения прав человека важна степень
преемственности конституции и правовых гарантий местной автономии, поскольку
«это не вторичная задача социальной трансформации, а главная цель
трансформации»[1].

Представляется, что основными целями систематического
правового обеспечения конституции местного самоуправления являются следующие.
Чтобы обеспечить внутреннее единство и согласованность конституционных норм,
цель состоит в том, чтобы стабилизировать российскую систему местного
самоуправления, которая развивалась с точки зрения ее устойчивого развития в
последние несколько десятилетий в направлении не ухудшения, а, наоборот,
согласно Ценности и принципы, содержащиеся в Основном законе, были улучшены
государством.

Анализ конституционно-правовых норм показывает, что принципы
и нормы конституционных законов (особенно их понятия и категории) являются в
высшей степени абстрактными, и в то же время "концентрация энергии на
нормах (которые имеют большое значение для конституции) возрастает с уделением
особого внимания законодателям и правоохранительным органам»[2].
Однако трудно понять глубокое содержание конституционных принципов и норм (при
необходимости также важно их основное юридическое значение). Чрезмерный
энтузиазм по поводу политических аспектов проблемы привел к тому, что люди
недооценили мнение о том, что политика все еще является лишь частью более общей
проблемы — правового бихевиоризма — человеческой деятельности как многогранного
знания и воли.

Хотя конституционные и правовые гарантии местной автономии
достаточно абстрактны, их нельзя полностью отделить от предметной области.
Французский ученый-шутник Луи Бурдо считает, что заверение можно рассматривать
как нормативное явление в контексте частичной полезности, потому что каждая
норма в иерархии и взаимодействии устанавливает принципы, которые помогают
достичь общих целей[3].

Например, старая конституционная гарантия включает право на
обжалование защиты конституционных прав, апелляции против общественных
защитников Конституции Испании, лесной налог в Нью-Брансуике в соответствии с
Конституцией Канады и бесплатное обращение с бедными в соответствии с
Конституцией Италии[4]. В
то же время эта гарантия как часть системы правовых гарантий создала
предпосылку для сохранения, развития и защиты местной автономии, одной из основ
конституционного строя Российской Федерации. Сочетание декларативных норм и
условий, применимых к этим гарантиям, обеспечивается обязательным и
целенаправленным характером конституции и правовых норм юридических лиц,
которые должны соблюдать конституционные нормы и соответствующие законы. Также
важно, чтобы уполномоченные субъекты публичной власти занимали ответственную
позицию по реализации прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц,
находящихся под защитой закона (в основном, социально значимых институтов). От
этого во многом зависит формирование хорошо развитого механизма
государственного управления и самоуправления в обществе, а также обеспечение
необходимого уровня коммуникации между институтами гражданского общества и
структурами права, демократии и социального статуса в диалоге.

Помимо признания и отражения в Конституции и действующих
законах, важные аспекты системы правовой защиты должны также обеспечивать
реализацию государством, общественно-политическими организациями, должностными
лицами и гражданами[5]. С
точки зрения правоприменения правовые аспекты гарантий особенно важны. В этом
случае универсальность, полноту и полноту можно отнести к базовым принципам
реализации правовых гарантий. Тогда принцип гарантии можно отличить от базовых,
отраслевых и других специфических аспектов.

Что касается местной автономии, можно выделить два типа
конституционных гарантий. Во-первых, мы должны обеспечить основу и принципы
стабильности и функциональности муниципального управления. Во-вторых, гарантия
создает предпосылки для эффективного осуществления гражданских прав в области
местной автономии. Это показывает, что необходимо проводить различие между
общими конституционными гарантиями и специальными конституционными гарантиями
местной автономии. Однако для развития местного самоуправления также важно,
какие условия (материалы) и средства (материалы и процедуры) созданы
государственными учреждениями для обеспечения надежного и эффективного
функционирования муниципальных и автономных учреждений. Также важно, чтобы
материальные условия для развития муниципальных учреждений и учреждений
предшествовали применению правовых средств, которые являются основными
средствами государственной власти, главным образом надзора и контроля, имеют
общую направленность, систематические взаимосвязи и внутреннюю согласованность.
Пол.

Масштабы и направления использования гарантий в публичном
праве в значительной степени зависят от права выбора гарантий, а реализация
гарантий зависит от пожеланий отдельного субъекта Конституции. Предоставить
конституционные гарантии людям в каждой из наших стран (Конституция Российской
Федерации, статья 17, пункт 1, пункт 2, пункт 2), и у каждого есть выбор
способов защиты своих прав (статья 45 Конституции Российской Федерации). ).
Федеральный), но необходимость принятия мер зависит от защиты прав или
юридических фактов, защищающих их.

Следовательно, конституция и правовые гарантии местной
автономии могут рассматриваться как часть общей системы специальных правовых
гарантий и рассматриваться как независимые и независимые правовые категории.



[1] Гончаров И.В. Проблемы
прав человека при обеспечении безопасности государства // Вестник Московского
университета МВД России. 2008. № 10.

[2] Бондарь Н.С. Буква и дух
российской Конституции: 20-летний опыт гармонизации в свете конституционного
правосудия // Журнал российского права. 2013. № 11.

[3] Bourdeau Louis. Théorie des sciences: Plan de
Science intégrale.
Paris, 1882.

[4] Конституции зарубежных
государств: учебное пособие / сост. В.В. Маклаков. 5-е изд., испр. и доп. М.:
Волтерс Клувер, 2006.

[5] Хазов Е.Н. Конституционные
гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и
проблемы реализации: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2011.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование закономерностей и условий развития местного самоуправления 4
1.1. Характеристика института местного самоуправления 4
1.2. Факторы, влияющие на развитие местного самоуправления 12
Выводы по 1 главе 17
ГЛАВА 2. Анализ закономерностей и условий развития местного самоуправления в регионе 18
2.1 Проблемы, возникающие при определении закономерностей и условий развития местного самоуправления в регионах России 18
2.2. Пути решения существующих проблем развития местного 21
самоуправления в регионах России 21
Выводы по 2 главе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

 

  

Введение:

 

Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти; публичная власть населения административно-территориальной единицы, которая основана на его самоорганизации и самодеятельности, обладает большей или меньшей административной самостоятельностью и не входит в систему государственной власти .
В настоящее время в сферах публичной власти и социального управления усиливаются, по мнению ряда исследователей, тенденции, свидетельствующие о наличии проблем в функционировании российской системы МСУ, о росте влияния органов государственной власти на деятельность структур МСУ, а значит, об укреплении управленческой вертикали и централизации власти. В работах этих ученых отмечается, что на уровне государства предпринимаются меры, направленные на встраивание муниципальных органов власти в структуру управленческой вертикали и на установление контроля над низовыми институтами представительства интересов российских граждан. В результате муниципалитеты утрачивают самостоятельность и становятся техническим инструментом управления на местах. Они превращаются в органы, обладающие ограниченным набором полномочий, находящиеся в зависимости от вышестоящих государственных властных институтов. Эти органы оказываются не обеспеченными финансовыми ресурсами, не самодостаточными и слабо подотчетными гражданам.
Актуальность данной курсовой работы заключается в необходимости рассмотрения закономерностей и условий развития местного самоуправления в регионах России. Объект исследования — общественные отношения, возникающие в ходе применения норм, регулирующих доходы бюджетной системы Российской Федерации. Предмет исследования — особенности, присущие закономерностей и условий развития местного самоуправления в регионах России. Цель написания данной курсовой работы — выявление содержания закономерностей и условий развития местного самоуправления в регионах России. Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:
1. Рассмотрение теоретических основ развития местного самоуправления в регионах России;
2. Анализ закономерностей и условий развития местного самоуправления в регионах России;
3. Исследование проблем закономерностей и условий развития местного самоуправления в регионах России и выявление путей их решения.
Суть проблемы: выявление элементов, влияющих на формирование закономерностей и условий развития местного самоуправления в регионах России
Научная новизна заключается в рассмотрении перспектив развития закономерностей и условий развития местного самоуправления в регионах России. Теоретическую базу и основу источников составляют отдельные положения и выводы отечественных ученых — специалистов в различных отраслях системы государственных финансов России: C.B. Карамзина, Э.А. Берлин, И.Г. Владимирова, Б.Н. Габричидзе И.И. Дюмулена и других.
Практическая значимость заключается в выявлении проблем и перспектив экономического развития муниципальных образований России
Методы, используемые в работе — сравнительно — сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В условиях кризиса международных отношений и геополитической напряженности последних лет глобализация зачастую воспринимается едва ли не как посягательство на государственный суверенитет.
В любом случае это процесс ослабления территориальных, культурных, социальных, правовых барьеров, что не может не сказываться на местном самоуправлении, как первичном уровне публичной власти.
Вполне уместно допустить, что усиление международных санкций в отношении России отразится на тех глобализационных процессах, в которых так или иначе участвуют институты государственной и публичной власти.
Несмотря на очевидный кризис глобализации, который практически единодушно констатируют и политики, и эксперты, и ученые, она продолжает оказывать влияние в том числе и на российское общество, его институты и государственность. Глобализация происходит на разных уровнях и в разных сферах – как в политической, социальной, экономической плоскостях, так и в информационно-коммуникативной. Динамичное развитие последней сферы за последние десятилетия сделало решающий вклад в усиление процессов глобализации во всем мире. При этом такое усиление взаимной зависимости стран, народов, общностей может быть как фактором прогресса и процветания, новых возможностей, так и нести новые угрозы и конфликты.
Необходимо разграничивать глобализацию как объективное явление, обусловленное развитием информационных технологий, и механизм воздействия на внутренние процессы в государстве. Именно поэтому крайне важен правовой анализ этих процессов.
Серьезной проблемой российской системы МСУ, по мнению многих исследователей, собственно и является дефицит активности снизу, слабая готовность самих граждан к участию в муниципальных практиках. И связано это с тем, что властные структуры МСУ достаточно слабо заинтересованы в активизации рядовых граждан. В настоящее время органы МСУ, в значительной степени, зависимые от региональной власти, не считают необходимым опираться на население, зачастую не учитывают позицию граждан, их мнения, преобладающие настроения в осуществлении своей деятельности и принятии решений. В свою очередь, многие граждане, для которых такая позиция муниципальных органов является очевидной, не ориентированы брать на себя ответственность за дела, настоятельно требующие их активного, заинтересованного участия. Однако именно местные сообщества, состоящие из активных граждан, играют важную роль в развитии системы МСУ. Активность представителей местного сообщества является чрезвычайно значимой для функционирования муниципалитета. Считается, что даже доходы МСУ зависят от настроений жителей. Там, где жители настроены на работу и взаимодействие, собираемость налогов выше, а значит, местные бюджеты испытывают меньше проблем. Поэтому в настоящее время особенно актуальными становятся исследования, направленные на анализ самоуправленческого потенциала населения российских регионов, являющего собой совокупность представлений и поведенческих установок жителей муниципальных образований, соответствующих характеристикам субъектности. Одним из важнейших индикаторов уровня самоуправленческого потенциала населения, указывающих на ориентацию граждан к использованию тех или иных моделей социального поведения, является характер представлений о природе МСУ.
Очевидно, что местное самоуправление в условиях глобализации также играет свою роль, определение которой представляет научный интерес. Тем более важно понять, насколько на этот процесс повлияли международные санкции против России. И если политическая оценка санкционному режиму даётся регулярно и обозначается как официальная позиция российской власти, то правовой статус санкций против Российской Федерации внутри страны в настоящее время только формируется. Это же касается и нормативно-правовой базы в данной сфере. Более того, правовой режим санкций внутри страны только становится предметом научного интереса в рамках юридических наук.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретическое исследование закономерностей и условий развития местного самоуправления
1.1. Характеристика института местного самоуправления
Институт местного самоуправления, хотя и является одним из старейших, эволюционирует и продолжает оставаться полем для юридических дискуссий: коллективно или индивидуально право на местное самоуправление; является ли это право правом человека или гражданина и пр.
Разнообразие подходов государств к организации жизнедеятельности местного сообщества предопределяет многообразие типов организации местной власти. Факторами, определяющими выбор той или иной модели организации местного управления, являются административно-территориальное устройство, исторические, географические, демографические особенности, политический режим, реализуемая правовая система и местный муниципальный опыт.
С учетом перечисленных выше критериев, в политико-социологической литературе оформилось несколько различных классификаций систем местного самоуправления в разных странах. Эти модели отличаются по порядку формирования органов местного самоуправления, предметам ведения местного самоуправления, характеру и особенностям взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти. Более правомерной представляется позиция тех авторов, которые акцентируют внимание на четырех моделях местного самоуправления: англо-саксонской, континентальной, смешанной и советской.
Англо-саксонская модель муниципального управления в научной литературе еще называется первой муниципальной системой. Начиная с Вильгельма Завоевателя, самоуправляющимся английским общинам была предоставлена широкая автономия не только в исполнении предписаний королевской власти, но и в собственном нормотворчестве, а также в политическом управлении местными делами.
Основными признаками англосаксонской системы являются:
• высокая степень автономности;
• отсутствие уполномоченных представителей центрального правительства, опекающих местные органы на местах;
• избрание населением не только представительных органов, но и отдельных муниципальных должностных лиц;
• органы местного самоуправления имеют право предпринимать только те действия, которые прямо предписаны им законом;
• органы местного самоуправления напрямую не подчинены органам государственной власти;
• в компетенцию органов местного самоуправления входит: управление полицией, социальными службами, пожарная охрана, местные дороги, строительство и эксплуатация жилья, спортивные сооружения, общественный транспорт и др.
Данная в настоящее время в Великобритании, США, Зеландии, Канаде, Индии и других из числа британских колоний доминионов.
Так, в Великобритании, где сохранять позиции модель местного отсутствуют полномочные правительства. Однако государственный за муниципальной осуществляют министерства делам окружающей образования, здравоохранения и Британское законодательство пределы полномочий органов, нередко финансовые рычаги на них.
Континентальная модель (французская система) основывается на сочетании прямого государственного управления и администрирования с местным самоуправлением на конкретных территориях. Одной из таких форм взаимодействия может быть административная опека, широко применявшаяся до 50-х гг. XX в. в Западной Европе. В этом случае решения органов местного самоуправления не могут вступить в силу без одобрения назначенного государством местного администратора.
Таким образом, главной особенностью данной модели является сочетание местного самоуправления и местных администраций (органов государственной власти местного уровня), выборности и назначаемости.
Также можно выделить следующие черты:
• строгая иерархией в системе управления, где местное самоуправление является нижестоящим звеном по сравнению с государственной властью;
• чёткое регламентирование функций органов местного самоуправления и местных администраций;
Континентальная модель в настоящее время распространена в странах Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия, Нидерланды, Португалия), в большинстве стран Латинской Америки, Ближнего Востока и франкоязычной Африки.
В смешанной модели местного самоуправления присутствуют некоторые черты англо-саксонской и континентальной моделей, хотя при этом имеется и собственная специфика. Местное самоуправление автономно, но испытывает сильное влияние со стороны государства. На органы местного самоуправления возложено исполнение как собственных, так и переданных государственных полномочий.
Смешанная модель получила своё распространение в Германии, Австрии, Японии, России, Казахстане, Белоруссии.
Вообще, важнейшим этапом развития местного самоуправления в России считается земская (Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г.) и городская (Городовое положение 1870 г.) реформы Александра II, которые были проведены еще в дореволюционное время. Тогда были созданы выборные губернские и уездные земские собрания и губернские и уездные земские управы, которые заведовали местными хозяйственными делами и являлись исполнительными органами.
Местное самоуправление в современной Российской Федерации – это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление признается и гарантируется статьей 12 Конституции России (глава 1), что на практике означает отнесение местного самоуправления к основам конституционного строя Российской Федерации. Также в тексте Конституции заложены основные принципы устройства и функционирования органов местного самоуправления (глава 8).
В круг вопросов местного значения входят те, что затрагивают проблемы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Обычно, их перечень приводится в Уставе муниципального образования. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это означает, что по предметам своего ведения органы местного самоуправления уполномочены принимать решения самостоятельно без оглядки на главу субъекта РФ.
Институты местного самоуправления, муниципальные образования функционируют в открытой глобальной среде. Международные санкции в отношении России сделали эти процессы более заметными.
Органы местного самоуправления отделены от органов государственной власти, а их самостоятельность имеет под собой экономическую основу — местный бюджет, местные налоги (сборы) и муниципальную собственность.
Правовую основу современного местного самоуправления РФ составляют:
• Европейская хартия местного самоуправления
• Конституция Российской Федерации
• общепринятые принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации
• федеральные конституционные законы
• Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также другие федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации
• конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
• уставы муниципальных образований
• решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан
• иные муниципальные правовые акты
Особенно важным источником является Европейская хартия о местном самоуправлении, разработанная и принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. Согласно документу, местное самоуправление означает право и действенную способность местных органов регулировать и управлять в рамках закона, под собственную ответственность и в интересах населения значительной частью общественных дел.
Данный документ также устанавливает обязательную силу отдельных положений, таких как: гарантии защиты территории местным самоуправлением, право местного самоуправления определять свои внутренние административные структуры и др. Кроме того, включены положения об условиях осуществления полномочий на местном уровне, об источниках финансирования органов местного самоуправления, об административном контроле деятельности органов местного самоуправления. Хартия также закрепляет право органов местного самоуправления на объединение и право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий.
Местное самоуправление во всех странах мира переживало периоды то расцвета, то упадка. Но самое интересное то, что органы самоуправления того времени волновали примерно те же вопросы, что и сейчас. Все модели местного самоуправления создаются для одной цели — для обеспечения достойной жизни населения и решения проблем местного значения.
В современных условиях роль органов местного самоуправления (далее МС) в управлении развитием муниципального образования (далее МО) стремительно возрастает, поскольку происходит деконструкция сущности управления социально-экономическим развитием как МО, так и регионального социально- экономического развития и развития страны в целом. При определении стратегических первостепенных задач развития территорий (далее РТ) происходит понимание того, что необходимо ориентироваться на потребности, приоритеты, интересы и мнения населения, проживающего на территории МО. Муниципалитету важна активная позиция и участие населения в управлении процессами РТ. Такое участие населения можно осуществить через различные инструменты, которыми могут являться:
— выборы;
— проведение опросов и составление перечня потребностей населения;
— осуществляя личный прием граждан администрацией МО;
— проведение голосования по поводу осуществления каких-либо проектов посредством интернет-опросов.
Вышеперечисленные инструменты в той или иной степени помогут представить объективную картину потребностей населения, а в соответствии с потребностями в дальнейшем необходимо построить стратегию РТ. Практическая реализация такого подхода к управлению РТ осложняется некоторыми обстоятельствами. Во многих администрациях МО не в полном объеме используется организационно – управленческий потенциал для РТ. Значительное количество МО не владеет инструментами стратегического планирования. Во многих существующих планах и программах РТ поставленные для достижения цели не отвечают реальным потребностям населения. Многие планы и программы развития, разработанные на муниципальном уровне управления не содержат продуманного пути их реализации, что приводит к появлению расхождений в системе поставленных целей и недостаточности ресурсов для достижения данных целей, а в результате этого не достигаются плановые показатели реализации стратегии и, соответственно, стратегия реализуется неэффективно. В данных условиях проблема управления развитием МО становится особенно актуальной, поскольку органы МС нуждаются в эффективной управленческой деятельности, обеспечивающей устойчивое развитие МО. Для решения проблемы неэффективности использования организационно-управленческого потенциала, а также повышения уровня владения кадрового потенциала инструментами стратегического планирования необходимо систематическое повышение квалификации кадров, занимающихся данным видом деятельности на муниципальной службе. Значительное количество муниципальных служащих не могут организовать свое рабочее время, в следствии этого процесс развития территории осложняется, чтобы минимизировать данный фактор, препятствующий развитию территории, необходимо проведение стимулирующих мероприятий в целях повышения эффективности использования рабочего времени.
Развитие муниципальных территорий является контролируемым процессом, вносимым изменения в социальную и экономическую сферы деятельности и приводящим к повышению качества жизни населения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью», соответственно, от того как эффективно орган МС распорядится данной собственностью будет зависеть развитие МО. Также Конституция РФ говорит нам о том, что «структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».
«Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения». Приоритетом муниципальной экономической политики для РТ является эффективность ведения муниципального хозяйства и увеличение на этой основе поступления денежных средств в местный бюджет, необходимых для решения задач связанных с улучшением качества жизни населения проживающего на территории МО.
В современных условиях органы МС проводят самостоятельную экономическую политику, направленную на поддержку малого бизнеса и привлечение инвестиций. Экономическую политику на муниципальном уровне можно воспринимать как комплекс мер, проводимых органами МС направленных на развитие экономического потенциала территории и повышение эффективности его использования, а также повышение конкурентоспособности предприятий находящихся на территории МО.
Главной целью муниципальной экономической политики будет являться повышение качества жизни населения, обеспечение занятости населения, создание надежной налоговой базы для местного бюджета, который может позволить реализовывать важнейшие социальные целевые программы.
На современном этапе Россия находится в состоянии экономического кризиса и одной из важных механизмов выхода страны из кризиса является организация эффективного МС.
Эффективность муниципального управления может быть измерена и оценена посредством различных критериев, способствующих достижению определенных результатов:
— критерий эффективности управленческого потенциала МО;
— критерий определения эффективности использования ресурсов (природных, производственных, информационных, человеческих, инновационных, инвестиционных, финансовых и др.) МО;
— прогноз поддающихся или неподдающихся процессов управленческому влиянию.
Для устойчивого РТ необходимо привлечение инвестиций в различные сферы деятельности МО.
Природу муниципальной инвестиционной политики следует представить как адресную и научно обоснованную деятельность органов МС по привлечению инвестиционных ресурсов для разрешения вопросов социально-экономического РТ. Содержание местной инвестиционной политики состоит в том, чтобы:
— определить социальные и экономические проблемы, имеющие приоритет перед остальными сферами жизнедеятельности территории;
— сделать выбор и обосновать систему целей инвестирования, определить эффективные пути их реализации;
— разработать комплексные меры, направленные на привлечение на территорию средств, достаточных для реализации намеченных целей;
— осуществлять согласование инвестиционной политики с вышестоящими органами управления;
— осуществлять формирование системы контроля за ходом реализации намеченных мер по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов.
Муниципальная финансовая политика является основным элементом социально-экономической политики, проводимой органами МС в интересах населения МО. Сущность муниципальной финансовой политики можно определить как привлечение и рациональное использование ресурсов, составляющих финансовую основу МС, в интересах населения, проживающего на территории МО.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы