Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Законодательный процесс в Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение. 3

1.
Общая характеристика законодательного процесса. 5

1.1.
Понятие и признаки законодательного процесса. 5

1.2.
Принципы законодательного процесса. 8

2.
Стадии законодательного процесса в Российской Федерации. 12

2.1.
Основные стадии законодательного процесса. 12

2.2.
Факультативные стадии законодательного процесса. 15

3.
Проблемы совершенствования законодательного процесса в Российской Федерации  20

3.1.
Основные проблемы законодательного процесса. 20

3.2.
Пути совершенствования законодательного процесса. 24

Заключение. 28

Библиографический список. 30

  

Введение:

 

Законодательный процесс как конституционно-правовой институт
Российского демократического государства обеспечивает деятельность
законодательной власти, являющейся одной из важнейших ветвей власти российского
государства. В ходе законодательной деятельности формируются правовые основы
общественной жизни. В то же время определяющими особенностями и порядком
осуществления деятельности, связанной с формированием национальной правовой
системы, являются политические, экономические и социальные условия.
Законодательная деятельность занимает самое важное, центральное место среди
всех направлений парламентской работы, определяет характерную роль и место в
системе разделения властей парламента. Впервые в наши дни за всю историю России
формируется законодательный процесс, именно так как это принято понимать в
цивилизованном демократическом обществе. Законодательная деятельность все более
обретает черты подлинного парламентаризма, наполняясь адекватным содержанием. И
главное — это организация законодательного процесса в условиях формирования
правовой государственности в соответствии с принципом разделения властей и
другими принципами правового государства.

Актуальность выбранной темы определяется ролью и значением
закона, законодательства, законодательного процесса в современной
государственной и общественной жизни, юридической силы в правовой системе
российского государства, определяющей важную роль и значимость законодательного
процесса в Российской Федерации.

Целью данной работы является анализ теоретических основ
законодательного процесса Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается
решить следующие задачи:

— определить сущность понятия и признаки законодательного
процесса;

— охарактеризовать основные принципы законодательного
процесса;

— рассмотреть порядок реализации законодательного процесса на
различных стадиях;

— проанализировать актуальные проблемы реализации
законодательного процесса в Российской Федерации;

— предложить пути решения указанных проблем;

— на основании проделанной работы сформулировать
соответствующие выводы.

Объектом исследования являются социальные отношения,
возникающие между субъектами законодательной инициативы и субъектами
деятельности по законотворчеству, а также между самими субъектами
законотворческой деятельности.

Предметом исследования является законодательный процесс в
РФ.

В работе широко использовались формально-логический,
социологический, системный, структурно-функциональный и другие общенаучные
методы, имеющиеся в современной юриспруденции.

Теоретическую базу выпускной квалификационной работы
составили труды отечественных и зарубежных ученых, по вопросам демократии,
правового государства, принципа разделения властей, работы по основам
конституционализма.

Практическое значение результатов работы определяется
подготовкой предложений о совершенствовании законодательного процесса и его
нормативно-правового регулирования.

Структура работы обусловлена поставленными в ней задачами и
включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и
список использованной литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе проведенного исследования,
были сделаны такие выводы. Правотворчество является одним из основных направлений
в государственной политике. Правотворчеством 
необходимо называть особую форму государственной деятельности,
ориентированную на создание, отмену и изменение норм права. Данная деятельность
основывается на познании общественных потребностей и социальных интересов.
Законотворчество является своеобразным стержнем правотворчества в целом,
важнейшей его частью, поэтому законотворчеству присущи свойства, которыми
обладают все виды правотворчества.

То есть высшая юридическая сила
законов в системе нормативно-правовых актов, обусловлена соответствующими
особенностями их принятия. Назначение законодательного процесса в России
связано с его назначением во всем процессе законотворчества, поскольку он
является формально-юридическим проявлением законотворческой функции всего
государства. Следствие  последовательной
реализации всех процедур, из которых он состоит, — это новый официально
действующий закон.

Для обозначения процесса создания
новых законов наряду с понятием «законодательный процесс» достаточно часто используют
понятие «законотворческий процесс», проводя аналогию с правотворческим
процессом. Данные понятия вполне можно употреблять в качестве тождественных, и одновременно с тем, они
обладают не совпадающими смысловыми акцентами. Законодательный процесс – это
одна из составных частей законотворчества, отражающая процессуальную сторону
этого явления.

Типичными стадиями законодательного
процесса практически во всех странах мира являются: законодательная инициатива,
обсуждение законопроекта, принятие и опубликование (промульгация,
санкционирование) законопроекта. На ряду, с основными стадиями законодательного
процесса, существуют факультативные стадии.

Законодательный процесс в различных
странах обусловлен особенностями правовой системы, политикой государства, а
также особенностями историческими развития. Данные особенности могут
проявляться на отдельных стадиях процесса создания закона. На тех же стадиях
можно выявить различные проблемы законодательного процесса, исходя из того, что
правотворчество в целом сложное и многогранное правовое явление.

Важнейшей
проблемой законодательного процесса в настоящее время остается проблема
системности законотворчества. В настоящее время законодательство по-прежнему
развивается согласно принципу «Где существует проблема, там должен существовать
закон».

Однако
игнорируется то обстоятельство, что далеко не всегда в аналогичных ситуациях
должен помочь закон.

В
некоторых сферах законодательство не является устойчивым. Это относится, в
первую очередь, к социальному, бюджетному, налоговому законодательству.
Значимой проблемой является нереализованность конституционно зафиксированных
федеративных начал отечественного законодательства.

Законодательный
процесс в Российской Федерации — явление сложное и многоплановое. Рассматривая
проблемы, необходимо отметить, что российская правовая действительность
сформировалась не так давно, что само по себе оправдывает существования проблем
в различных правовых процессах. С помощью полного анализа, изучения данных
проблем, а также некоторого положительного заимствования, на мой взгляд,
законодательный процесс в России может быть модернизирован.



 

Фрагмент текста работы:

 

1. Общая характеристика законодательного
процесса

1.1. Понятие и
признаки законодательного процесса

Законодательный процесс представляет собой явление общественной,
государственной жизни, свойственное каждому демократическому обществу.
Результатом этого процесса выступают правовые нормы, облекаемые в форму закона,
что говорит о значимости исследуемого явления в правовом демократическом
государстве, одним из основополагающих признаков которого выступает
верховенство закона. Невзирая на обязательность законодательного процесса в
правовом государстве, в практике и теории его реализации в России существуют
определенные проблемы. Исходным притом необходимо считать отсутствие общего
подхода к понятию законодательного процесса в российской науке и практике, а
также понятия, характеризующего данное явление.

В частности, некоторые авторы характеризуют законодательный процесс в
качестве деятельности законодательных учреждений власти государства по
рассмотрению законодательных проектов, принятию и опубликованию законов,
внесению в них изменений и их отмене.[1]
Иные опираются на определение законодательного процесса в качестве совокупности
стадий, которые следуют одна за другой, а именно, принятия, одобрения и
опубликования законов Государственной Думой, Советом Федерации.[2]
Данные подходы, в любом случае, сведены лишь к деятельности законодательных
учреждений власти государства по созданию законов.

Объяснением этой ситуации, вероятно, может являться историческая традиция
подобного понятия, а именно, непризнание советским государственным правом
принципа разделения властей.[3]
Очевидно, что такая позиция не соответствует современным реалиям, а потому
является довольно уязвимой.

Отдельной проблемой видится множественность понятий в характеристики
законодательного процесса в литературе. Приведем наиболее распространенные
варианты применения терминов: «правотворческий процесс»; «законотворческий
процесс»; «законопроектный процесс»; «законодательная деятельность»;
«законодательная процедура».

Притом, пользуясь понятиями правотворческий и законодательный процессы,
следует полагать, что они соотносятся как часть и целое. По определению А.С.
Пиголкина правотворческий процесс представляет собой «порядок осуществления
юридически значимых действий по подготовке, принятию, опубликованию
нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы,
носят официальный характер».[4]

 Важно согласиться с этим
определением, но законодательный процесс отличен от правотворческого разновидностью
нормативного акта — результата процесса, которым в законодательном является
нормативный акт в виде закона. Круг результатов правотворческого процесса притом
намного шире, кроме законов, сюда относятся подзаконные акты,
муниципально-правовые акты.

Употребление понятий «законотворческий процесс» и «законодательный
процесс». Важнейшим критерием разграничения в этом случае выступает стадия, которой
начинаются эти процессы. В частности, начальной стадией законодательного
процесса является разработка и внесение законодательного проекта уполномоченным
субъектом, а первым формально-юридическим действием — применение права
законодательной инициативы.

Противники данной позиции склоняются к употреблению понятия
«законотворческий процесс». Они включают сюда деятельность по подготовке законодательного
проекта. В частности, Ю.А. Тихомиров, поддерживая понятие законотворческого
процесса, полагает, что «целью этого процесса выступает принятие закона,
начиная от законодательной концепции до ее реализации в отдельном законе либо в
серии законов».[5] Г.П.
Ивлиев и Г.А. Гаджимагомедов характеризуют содержание процесса как
регламентированную деятельность компетентных органов государственной власти и
должностных лиц по разработке, внесению и рассмотрению законопроектов, а также
принятию, одобрению, подписанию, обнародованию (официальному опубликованию) и
реализации законов.[6]

Понятие «законодательной деятельности» используется ввиду мнения о том,
что наиболее широким понятием, включающим в себя деятельность всех возможных
участников как законотворческого, так и законодательного процессов,
осуществляемую в особой процессуальной форме, направленную на достижение
определенного результата — вступления в силу нового законодательного акта,
является понятие «законодательная деятельность.



[1]Васильев Р.Ф. Законодательный
процесс: понятие, институты, стадии: Москва, Юриспруденция. 2015. – С. 22

[2] Баглай М.В. Конституционное право
Российской Федерации: М., Норма. 2015. – С. 167

[3] Авакьян С.А. Конституция России:
природа, эволюция, современность: М., 2017. – С. 97

[4] Право в современном обществе.
Сборник статей. – Минск, 2008. – вып. 3. – С. 214

[5] Тихомиров
Ю. А. Теория закона [Электронный
ресурс] //znanium.com/catalog/product/365054

[6] Ивлиев Г.П., Гаджимагомедов Г.А.
Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности: М.,
2008. – С. 47

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ 5
1.1. Понятие и принципы законодательного процесса 5
1.2. Стадии законодательного процесса 11
2. ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 18
2.1. Проблемы законодательного процесса и качества законотворчества 18
2.2. Направления развития и совершенствования законодательного процесса в РФ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

 

  

Введение:

 

Законодательный процесс в Российской Федерации — явление многогранное. Процесс издания законов является одной из основных функций государства, при этом его обязанностью является не только принятие законов, но и модернизация механизмов их создания. Именно совершенствование законотворчества является одним из способов повышения эффективности всей системы правового регулирования, что и обусловило актуальность данной курсовой работы.
Проблема выявления и исследования тенденций развития федерального законодательного процесса, обусловленная его динамическим характером остается перманентно актуальной. Практика подтверждает необходимость обновления устаревшей законотворческой процедуры, внедрения и использования новых информационных технологий в законотворчестве, совершенствования отдельных процессуальных этапов и элементов.
Объектом исследования курсовой работы являются общественные и правовые отношения, возникающие в процессе развития законодательного процесса в Российской Федерации.
Предмет исследования курсовой работы – система законодательного процесса в Российской Федерации.
Цель курсовой работы заключается в изучении состояния законодательного процесса в Российской Федерации.
Для раскрытия темы курсовой работы определены следующие основные задачи:
— раскрыть понятие и принципы законодательного процесса;
— изучить стадии законодательного процесса;
— выявить проблемы законодательного процесса и качества законотворчества;
— определить направления развития и совершенствования законодательного процесса в РФ.
Методологическая база курсовой работы сформировалась в результате изучения и использования большого теоретического материала, нормативно-правовых актов, официальных документов, литературных источников и публикаций по проблемам законодательного процесса в Российской Федерации. Это вызвало необходимость применения разнообразных методов исследования, в числе которых системный, структурно-функциональный, поисковый, а также метод сравнительного правоведения.
Нормативную базу курсовой работы составили международные правовые акты, Конституция РФ , конституционные и федеральные законы РФ, нормативные акты Президента и Правительства РФ, соответствующие, относящиеся к исследованию акты министерств и ведомств.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют проблемы законодательного процесса в Российской Федерации
С учетом поставленной цели и задач определялась структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная основа и значимость курсовой работы.
В первой главе курсовой работы изучена общая характеристика законодательного процесса в РФ.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ особенностей законодательного процесса в современной России.
В заключении обобщены результаты курсовой работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Понятие законодательного процесса в Российской Федерации заключается в том, что – это деятельность определенных законодательством Российской Федерации, связанная с реализацией права законодательной инициативы, обсуждением, в том числе с привлечением общественности, принятием, подписанием и официальным опубликованием, изменением и отменой законов Российской Федерации.
Принципы законодательного процесса в России имеют важное значение, поскольку они создают правовую базу для нормативно установленного порядка принятия законов и тем самым способствуют повышению качества принимаемых законов.
Изучив и проанализировав в первой главе курсовой работы различные существующие в теории права точки зрения по вопросу определения и структурирования стадий законодательного процесса, мы приходим к выводу, что все они строятся на полярно противоположных представлениях о его сущностной характеристике и содержании. Тем не менее стоит отметить, что в каждом государстве законодательные процессы имеют свою специфику. Особенности законодательного процесса в России дают возможность дифференцировать его на отдельные стадии, многие из которых отсутствуют в структуре законодательного процесса той или иной страны.
Учитывая рассмотренные точки зрения и особенности законодательного процесса России, предлагаем выделить в нем следующие стадии: 1) внесение законопроекта в Государственную Думу; 2) рассмотрение проекта и принятие закона; 3) его обнародование.
Изучая проблемы законотворческого процесса в России, необходимо отметить, что правовая действительность в принципе не может быть абсолютно идеальной, но таким образом нельзя оправдывать существование недочетов в правовых процессах. Необходимо стремиться к лучшему, прогрессировать. Жизнеспособность законов обеспечивается разнообразными факторами. С помощью полного анализа, изучения данных проблем законодательный процесс в России может быть модернизирован.
Обобщающими предложениями для оптимизации современного законодательного процесса являются:
— необходимо урегулировать процесс разработки и принятия законодательных актов на уровне нормативного правового акта, имеющего обязательную силу для всех обладателей права законодательной инициативы и участников законодательного процесса, а не только в регламентах палат, ведомственных регламентах, которые, как показывает практика, могут иметь противоречия.
— необходимо дополнительно урегулировать институт общественных консультаций.
— предусмотреть создание Советов, в том числе, по общественному диалогу, закрепив за ними значимый статус, подобно государственным советам в ряде зарубежных стран.
— установить обязательность вынесения наиболее важных законов на общественные консультации и публичные слушания.
— закрепить принципы пропорциональности и субсидиарности в законодательном процессе.
— в правовое регулирование законодательного процесса прежде всех положений внести правило об уважении и соблюдении фундаментальных прав человека и гражданина, а также основ конституционного строя.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ
1.1. Понятие и принципы законодательного процесса

Каждый день законодательные органы Российской Федерации рассматривают и изучают законопроекты, анализируют возможность приспособления будущего закона в уже существующей правовой системе, реальность применения его на практике, и по итогам рассмотрения законопроекта принимают новый закон либо отклоняют его. Процесс законодательства занимает большую часть времени работы парламента.
Законодательный процесс тщательным образом регламентирован и строго формализован .
Законодательный процесс существует во всех современных демократических государствах, являясь их фундаментальным признаком – верховенством закона. Законотворчество является правообразующим фактором любой правовой системы. Его результатом выступают нормы права, облеченные в форму закона и подзаконных актов, которые являются элементом механизма правового регулирования государственной деятельности.
Необходимо отметить, что после распада СССР наше государство претерпело масштабные преобразования. Российская Федерация, учитывая недостатки «социалистического строительства», взяла на плечи тяжелое бремя реформирования и взяла курс на гуманистический подход социальных отношений в обществе, и приоритетом в поставленных задачах устремилось на гарантированной безопасности личности, охране прав и свобод граждан и прочее. Реформы неизбежно затронули сам законодательный процесс, что подстегнуло к появлению нового подхода к созданию правовой системы, в котором законодателю было необходимо убрать недостатки, но при этом сохранить и продолжить дальнейшее развитие полезного опыта, накопленного годами.
Более того, законодатели при реформировании законодательного процесса подошли к вопросу юридически грамотно и профессионально, изучили и проанализировали зарубежный опыт, и по итогу создали надежную правовую систему, правовую базу, и тщательно, поэтапно проработали всю процедуру законотворческого процесса в Российской Федерации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы