Курсовая теория на тему Законодательный процесс в федеральном собрании РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 5
1.1. Понятие законодательного процесса 5
1.2. Принципы законодательного процесса 8
2. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ФЕДЕРАЛЬНОМ СОБРАНИИ РФ 12
2.1. Законодательная инициатива как начальная стадия законодательного процесса в Федеральном Собрании РФ 12
2.2 Обсуждение законопроекта в Государственной Думе и его последующее отклонение или принятие 14
2.3 Одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона, или отклонение его 18
2.4. Актуальные проблемы реализации законодательного процесса в Федеральном Собрании Российской Федерации 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Законодательный процесс как конституционно-правовой институт Российского демократического государства обеспечивает деятельность законодательной власти, являющейся одной из важнейших ветвей власти российского государства. В ходе законодательной деятельности формируются правовые основы общественной жизни. В то же время определяющими особенностями и порядком осуществления деятельности, связанной с формированием национальной правовой системы, являются политические, экономические и социальные условия. Законодательная деятельность занимает самое важное, центральное место среди всех направлений парламентской работы, определяет характерную роль и место в системе разделения властей парламента. Впервые в наши дни за всю историю России формируется законодательный процесс, именно так как это принято понимать в цивилизованном демократическом обществе. Законодательная деятельность все более обретает черты подлинного парламентаризма, наполняясь адекватным содержанием. И главное — это организация законодательного процесса в условиях формирования правовой государственности в соответствии с принципом разделения властей и другими принципами правового государства.
Актуальность выбранной темы определяется ролью и значением закона, законодательства, законодательного процесса в современной государственной и общественной жизни, юридической силы в правовой системе российского государства, определяющей важную роль и значимость законодательного процесса в Российской Федерации.
Целью данной работы является анализ теоретических основ законодательного процесса Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
— определить сущность понятия законодательного процесса;
— охарактеризовать основные принципы законодательного процесса;
— рассмотреть порядок реализации законодательного процесса в Федеральном Собрании Российской Федерации;
— проанализировать актуальные проблемы реализации законодательного процесса в Федеральном Собрании Российской Федерации;
— на основании проделанной работы сформулировать соответствующие выводы.
Объектом исследования являются социальные отношения, возникающие между субъектами законодательной инициативы и субъектами деятельности по законотворчеству, а также между самими субъектами законотворческой деятельности.
Предметом исследования является законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ.
Также в работе широко использовались формально-логический, социологический, системный, структурно-функциональный и другие общенаучные методы, имеющиеся в современной юриспруденции.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составили труды отечественных и зарубежных ученых, по вопросам демократии, правового государства, принципа разделения властей, работы по основам конституционализма.
Практическое значение результатов работы определяется подготовкой предложений о совершенствовании законодательного процесса и его нормативно-правового регулирования.
Структура работы обусловлена поставленными в ней задачами и включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Процесс законотворчества-сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только объективно обусловленные, истинно выражающие общественную потребность законы, могут стать основой эфективного законотворческого процесса. Законодательный процесс имеет значение не только как процессуальная сторона законотворчества, отражающая его формальное содержание, но и является стабилизирующим фактором правовой системы общества. Для того что бы дать понятие законадательного процесса необходимо рассмотреть его признаки. Выделяют три основных признака: Законадательный прцесс состоит из нескольких стадий, последовательность которых устанавливает закон; результатом законодательного процесса всегда является создание закна — акта высшей юридической силы; законодательный процесс всегда осуществляется специальными субьектами. Исходя из этого, законадательный процесс можно определить как, регламентированную деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по разработке, внесению и рассмотрению законопроектов, а также принятию, одобрению, подписанию, официальному публикованию и реализации законов. Законодательный прцесс является стабилизирующим фактором правовой системы. Он имеет и процесуальную сторону законотворчества, которая отражает его содержание.
Серьезной проблемой является неэффективная федеральная законотворческая активность. Многие законы изменяются и дополняются уже через несколько месяцев или даже недель после их принятия, так как после принятия законов обнаруживается множество ошибок, которые приходится исправлять. Происходит это по причине изначально заниженных тебованиях к законопроектам, а так же не соблюдению стадий законодательного процесса. Так же по утверждению многих правоведов причина кроется и в изменчивой социальной практике. Устранить проблему можно за счет измения действующей практики законотворчества на стадии подготовки законопроекта. Здесь представляется возможным разработка проекта группой ученых-специалистов, которая смогла бы заменить ведомственный порядок подготовки законопроектов. Целесообразным было бы выносить важнейшие законопроекты на всенародное обсуждение, предварительно создав механизм подведения результатов обсуждения и их учета в законопроекте.
В заключение хотелось отметить, необходимо сказать о том, что за последние два года работы обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, предприняты значительные меры относительно совершенствования и придания большей легитимности порядку принятия государственных решений. Избранный курс требуется развивать и осуществлять постоянный поиск научно-обоснованных способов совершенствования выработки, принятия, реализации управленческих решений, от которых зависит исход множества управленческих ситуаций, возникающих в процессе реализации собственной профессиональной деятельности представителями Федерального Собрания России, и в конце концов, перейти к постановке новых задач и целей в сфере совершенствования процесса легитимации решений государственной власти.
Естественно список озвученных проблем не окончателен, необходимо глубокoе научнoе изучение этих вопросoв, разрабoтка на их oснове практических мер по сoвершенствованию законoтворческого прoцесса. Закoн, если даже oн вoплощает насущные интересы граждан, не будет рабoтать автoматически. Для его реализации требуется особый механизм, начинающий действовать на рганизационно-подготовительном этапе. Только так государство может влиять на государственный механизм и общество в целом для установления отношений, предписанных законом.
Фрагмент текста работы:
Законодательный процесс представляет собой явление общественной, государственной жизни, свойственное каждому демократическому обществу. Результатом этого процесса выступают правовые нормы, облекаемые в форму закона, что говорит о значимости исследуемого явления в правовом демократическом государстве, одним из основополагающих признаков которого выступает верховенство закона. Невзирая на обязательность законодательного процесса в правовом государстве, в практике и теории его реализации в России существуют определенные проблемы. Исходным притом необходимо считать отсутствие общего подхода к понятию законодательного процесса в российской науке и практике, а также понятия, характеризующего данное явление.
В частности, некоторые авторы характеризуют законодательный процесс в качестве деятельности законодательных учреждений власти государства по рассмотрению законодательных проектов, принятию и опубликованию законов, внесению в них изменений и их отмене. Иные опираются на определение законодательного процесса в качестве совокупности стадий, которые следуют одна за другой, а именно, принятия, одобрения и опубликования законов Государственной Думой, Советом Федерации. Данные подходы, в любом случае, сведены лишь к деятельности законодательных учреждений власти государства по созданию законов.
Объяснением этой ситуации, вероятно, может являться историческая традиция подобного понятия, а именно, непризнание советским государственным правом принципа разделения властей. Очевидно, что такая позиция не соответствует современным реалиям, а потому является довольно уязвимой.
Отдельной проблемой видится множественность понятий в характеристики законодательного процесса в литературе. Приведем наиболее распространенные варианты применения терминов: «правотворческий процесс»; «законотворческий процесс»; «законопроектный процесс»; «законодательная деятельность»; «законодательная процедура».
Притом, пользуясь понятиями правотворческий и законодательный процессы, следует полагать, что они соотносятся как часть и целое. По определению А.С. Пиголкина правотворческий процесс представляет собой «порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию, опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер».
Важно согласиться с данным определением, однако законодательный процесс отличается от правотворческого видом нормативного акта — продукта процесса, которым в законодательном становится нормативный акт в форме закона. Круг продуктов правотворческого процесса при этом гораздо шире, помимо законов, к ним можно отнести подзаконный акты, муниципально-правовые акты.
Использование понятий «законодательный процесс» и «законотворческий процесс». Основным критерием разграничения в данном случае является стадия, начинающая данные процессы. Так начальной стадией законодательного процесса будет разработка и внесение законопроекта уполномоченным субъектом, а первым формально-юридическим действием -использование права законодательной инициативы.
Противники этой позиции склонны к использованию понятия «законотворческий процесс». Они включают в законотворческий процесс работу по подготовке законопроекта, так Ю.А. Тихомиров, поддерживая термин законотворческий процесс, пишет, что «целью данного процесса является принятие закона, начиная от законодательной концепции до ее воплощения в конкретном законе или серии законов». Г.П. Ивлиев и Г.А. Гаджимагомедов определяют содержание процесса как регламентированную деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по разработке, внесению и рассмотрению законопроектов, а также принятию, одобрению, подписанию, обнародованию (официальному опубликованию) и реализации законов.