Курсовая теория Юриспруденция Юриспруденция

Курсовая теория на тему Законодательная власть в Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Законодательная власть в РФ.. 5

1.1. Федеральное собрание — парламент Российской
Федерации. 5

1.2. Совет Федерации Российской Федерации. 8

1.3. Государственная Дума Российской Федерации. 11

Глава 2. Органы законодательной власти субъектов
Российской Федерации. 14

2.1. Внутренняя организация законодательных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 14

2.2. Полномочия законодательных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации. 18

Глава 3. Законодательный процесс в РФ.. 21

Заключение. 24

Список использованной литературы.. 26

 

 



  

Введение:

 

Осуществление законодательной власти в Российской Федерации является
одним из признаков разделение властей, который стал необходимым для признания
государства демократическим. Суть системы разделения властей заключается в
создании такой системы власти, в которой невозможно ее сосредоточение в одном
государственном органе. На протяжении двадцати лет в РФ источником власти
является народ, осуществляющий свою власть через выборный законодательный
(представительный) орган.

В настоящее время изучение проблем совершенствования законодательной
власти в России, ее
исторической эволюции и перспектив, а также вопросов повышения эффективности
деятельности Государственной Думы и российского парламентаризма остается весьма
актуальным.

Степень разработанности темы. Вопросы законодательной
власти, принципов построения
законодательной ветви государственной власти рассматриваются в трудах таких
авторов, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Н.А. Богданова, И.В. Гранкин, Е.А.
Гуляева и др. Особый вклад в разработку идей парламентаризма внесли работы М.А.
Могунова «Скандинавский парламентаризм. Теория и практика», Н.В. Онишко
«Идейно-теоретические основания российского парламентаризма», В.А. Шеховцова
«Развитие российского парламентаризма». Вместе с тем многие аспекты
обозначенной тематики остаются дискуссионными.

Объектом исследования
курсовой работы являются общественные и правовые отношения, складывающиеся в
процессе построения законодательной власти в Российской Федерации.

Предметом исследования
курсовой работы выступают действующее законодательство Российской Федерации,
регулирующее построение законодательной власти в Российской Федерации.

Целью курсовой работы
является анализ законодательной власти в Российской Федерации.

Для достижения
поставленной цели необходимо решение следующих задач курсовой работы:

— изучить Федеральное
собрание — парламент Российской Федерации;

— рассмотреть Совет
Федерации Российской Федерации;

— рассмотреть Государственную
Думу Российской Федерации;

— охарактеризовать внутреннюю
организацию законодательных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации.;

— проанализировать полномочия
законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

— обобщить особенности законодательного
процесса в РФ.

Методологическую основу курсовой работы составили общенаучные, а
также частные методы познания: сравнительно-правовой, системно-структурный,
конкретно-социологический, формально-логический, логико-юридический и обобщения.
При осуществлении исследования применялись такие методы, как анализ, синтез,
индукция и дедукция, а также наблюдение, сравнение, моделирование.

Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ[1] и другие
источники по тематике курсовой работы.

Структурно курсовая
работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной
литературы.





[1] Конституция
Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с
учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к
Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря
2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ //
Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.

В качестве основного
критерия определения места законодательной власти в механизме разделения
властей выступают ее отношения с исполнительной властью. Федеральное Собрание
РФ, являющееся представительным органом и олицетворяющее законодательную ветвь
власти, не имеет статуса высшего органа власти, а потому призвано
сосуществовать и конструктивно взаимодействовать с иными властными органами в
пределах своей строго определенной компетенции и функционального предназначения
в общем механизме разделения властей.

Стабильное состояние
современного отечественного федерализма, а именно свободное легитимное избрание
депутатов законодательных (представительных) органов власти субъектов
Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации,
реализация принципа представительной демократии путем наделения полномочиями
представителя субъекта Российской Федерации в Совете Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации, может быть подвержено риску необоснованного
вмешательства в эти процессы со стороны федерации в силу неограниченности в
нормативном правовом регулировании по некоторым вопросам своей компетенции в
рамках предметов совместного ведения субъектов и Российской Федерации.

Статус Государственной
Думы РФ, в целом, остался неизменным с 1994 года, изменение избирательной
системы, а также разъяснения норм действующего законодательства со стороны КС
РФ повлияли на текущее место Государственной Думы в системе органов
государственной власти. По нашему мнению, для дальнейшего повышения статуса
Государственной Думы, как важнейшего представительного органа России и нижней
палаты Федерального Собрания, необходимо более четкое разграничение функций законодательной
ветви власти и Президента, возврат к пропорциональной системе выборов для
обеспечения функции политического представительства в Государственной Думе, а
также принятие базового закона о нормативно-правовых актах в РФ для четкого
понимания юридической силы каждого из этих актов.

Законодательные (представительные)
органы государственной власти создаются с учетом национальных традиций. Это,
как правило, прослеживается в наименовании органа. Каждый орган имеет свою
особую структуру: постоянные рабочие органы; структурные подразделения.
Формирование комитетов, комиссий обосновывается наиболее важным вопросами
общественной жизни субъекта.

Анализ федеральных и региональных
законов позволяет заключить о преимущественном отсутствии прямого указания
законодательных органов власти субъектов федерации в качестве контрольных
органов, но фактически, и это следует из их правового положения в системе
региональных органов власти, они таковыми являются. Через реализацию
представительной, законодательной и контрольной функций обеспечивается
удовлетворение потребностей населения субъекта федерации.

Учитывая рассмотренные точки зрения и особенности законодательного
процесса России, предлагаем выделить в нем следующие стадии: 1) внесение
законопроекта в Государственную Думу; 2) рассмотрение проекта и принятие
закона; 3) его обнародование.

Решить
проблему актуальности и своевременности принятия каких-либо законов, внесения
изменений в действующие законы или отмену устаревших законов по силам лишь
совместными усилиями законотворцев и граждан, путем обращения в законодательные
органы субъектов Федерации с предложениями.



 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Законодательная власть в РФ

1.1. Федеральное собрание — парламент Российской Федерации

 

Эффективность механизма
осуществления народовластия в первую очередь зависит от реального
гарантирования основ конституционного строя. Согласно правовой позиции
Конституционного Суда России к общим принципам организации законодательных
(представительных) органов государственной власти в Российской Федерации
относятся и принципы избирательного права, соблюдение которых делает выборы
подлинным народным волеизъявлением, а законодательный орган – действительно
представительным. Суд также особо подчеркивает, что предоставление равных
юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов, а
также иных правовых, организационных и информационных средств и способов
гарантирует соответствующее конституционному принципу народовластия в
демократическом правовом государстве действительное представительство народа в
выборных органах публичной власти[1].

Говоря о месте
законодательной власти в механизме разделения властей, нужно также обратить
внимание на то, что законодательные органы, согласно статье 11 Конституции,
представлены Федеральным Собранием Российской Федерации, которое является
двухпалатным законодательным органом.

Компетенция Федерального
Собрания отражается в российской Конституции, где четко обозначены полномочия и
вопросы ведения Совета Федерации и Госдумы при отсутствии возможности совместной
реализации палатами своих полномочий или их делегирования друг другу. Следует
подчеркнуть, что компетенцию Федерального Собрания нельзя сводить лишь к
законотворчеству — оно наделено рядом полномочий по формированию Правительства.
Нижняя палата парламента вправе решать вопрос о доверии высшему исполнительному
органу России. Вместе с тем, глава государства наделен возможностью оказывать
воздействие на парламент России через различные формы и механизмы. Они находят
выражение в полномочиях главы государства назначать часть членов Совета
Федерации, распускать Государственную Думу, применять президентское вето в
законодательном процессе. Также имеются механизмы непосредственного
«сдерживания» полномочий Федерального Собрания Правительством: запрет на внесение
некоторых законопроектов в Государственную Думу без предварительного заключения
Правительства.

Рассматривая и сравнивая
состав, а также порядок формирования Совета Федерации и Государственной Думы
Федерального Собрания, например, С.А. Авакьян ставит вопрос о соответствии
Совета Федерации признакам представительного органа, обусловливая это тем, что
члены Совета Федерации не избираются населением, а назначаются
представительными органами и главами субъектов Федерации. В этой связи он
предлагает либо «изменить концепцию федерального представительного учреждения и
признать, что одна его палата может состоять из делегированных представителей
субъектов Федерации; либо признать истинно представительным органом народа
России Государственную Думу (она и есть парламент), а Совет Федерации —
государственным органом представительства субъектов Российской Федерации; либо
ввести прямые выборы членов Совета Федерации населением субъектов»[2].

Значительными
возможностями обладает парламент в кадровой сфере. Прежде всего, это касается
судей высших судов, правом назначения которых обладает верхняя палата
парламента по представлению Президента России. На органы законодательной власти
также возложены функции Суда при объявлении амнистии или импичмента[3].

Статус Федерального
Собрания Российской Федерации можно рассматривать как[4]:

1.               
деятельность по реализации основных
функций парламента – представительной, законодательной и контрольной; 

2.               
процесс взаимодействия с другими высшими
органами государства в конституционном механизме разделения властей –
исполнительной и судебной;

3.               
сотрудничество с гражданским обществом,
непарламентскими политическими партиями, общественными объединениями,
некоммерческими организациями, профсоюзами и т.д.

В нашей стране
Федеральное Собрание Российской Федерации является высшим представительным и
законодательным органом. Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляет
государственную власть в стране наряду с Правительством РФ, Президентом РФ и
судами РФ.

Основная роль российского
парламента – Федерального Собрания РФ – в политической системе характеризуется
следующими особенностями: во-первых, парламент является общенациональным
государственным органом народного представительства и институционализации
господствующих в обществе интересов, политических настроений, выполняя функцию
соединения суверенитета народа с государственной властью; во-вторых, парламент
выполняет законодательную функцию, создавая нормативно- правовое обеспечение
жизнедеятельности человека в обществе.



[1] Постановление
Конституционного Суда РФ от 23.03.2000 №4-П // Собрание законодательства РФ. —
2000. — №13. — Ст. 1429.

[2] Авакьян С.А. Разделение властей: для
каких уровней применять? // Вестник Саратовской государственной юридической
академии. — 2018. — № 4 (123). – С.77.

[3] Магомедов Ш.Б.,
Шабанов, Х.М. К вопросу о месте и роли законодательной ветви власти в механизме
разделения властей: конституционно-правовой анализ // Юридический вестник ДГУ.
— 2019. Т. 30. — № 2. — С. 46-49.

[4] Мухаев Р.Т.
Система государственного и муниципального управления. В 2 т. Т. 1: учебник для
вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. – С.377.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы