Организация и нормативно-правовые основы архивного дела Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Законодательная и нормативно-правовая база функционирования государственного архива

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Законодательная база государственных
архивов. 6

1.1.   Понятие законодательная база
государственного архива. 6

1.2    Развитие законодательной базы
государственного архива. 10

Глава 2. Нормативно-правовая база государственных архивов. 14

2.1.   Понятие
нормативно-правовая база государственного архива. 14

2.2.   Развитие
нормативно-правовой базы государственного архива. 20

Глава 3. Создание и подготовка законодательной и
нормативно-правовой базы государственного архива. 27

Заключение. 31

Список использованных источников и литературы.. 33

Приложения. 37

 



 

  

Введение:

 

Актуальность темы обуславливается тем, что
архивное дело является важной составляющей информационной и культурной сфер
жизнедеятельности общества, охватывает научные, организационные, правовые,
технологические, экономические и другие вопросы деятельности юридических и
физических лиц, связанных с накоплением, учетом, хранением архивных документов
и использованием сведений, в них содержатся. В современных условиях существенно
возрастает роль архивного документационно-информационного обеспечения
управленческих процессов, документального подтверждения прав граждан на
социальную защиту и обеспечение прав физических и юридических лиц на доступ к архивной
информации. Рыночные отношения создали массовый сектор негосударственного
документоведения и документооборота, который затрагивает интересы миллионов
граждан. Проявляется потребность в защите интересов государства относительно
документов, созданных государственными субъектами хозяйствования.
Преобразование архивных документов в товар требует установки действенного
государственного контроля за состоянием их сохранности. Немалый ряд проблем и
перспектив создает распространение электронного документоведения и
документооборота.

Современное состояние архивного дела
выдвигает множество проблем, требующих совершенствования законодательно и
нормативно-правовой базы, исходя из практики их применения. Так, особого
внимания заслуживают вопросы внедрения государственной регистрации документов
частных архивных собраний, как составляющей Федерального архивного агентства
(Росархива)[1].
В частности, планирование и организация пополнения документами культурного
наследия, находящимися за рубежом, и документами иностранного происхождения,
касающимися истории Российской Федерации, их выявления, постановки на учет и
организации доступа, относятся к актуальным задачам современного нормирования
отрасли. Вопросы нормирования при внедрении новейших
информационно-коммуникационных технологий призваны предупредить реальные угрозы
безвозвратной потери значительного сегмента ценной информации – электронных
документов и других ресурсов в электронном виде.

Исходя из вышеизложенного, представляется актуальным обзор и анализ основных
действующих законов, правил, методических рекомендаций, инструкций, перечней по
вопросам комплектования, учета, хранения, использования архивных документов (в
том числе электронных), и доступа к ним, с учетом основных достижений и проблематики
современного архивного законодательства федерального уровня – в т.ч. практики
его применения.

Историография
проблемы.
Ряд вопросов, связанных с изучением законодательной
базы и правового обеспечения сохранности архивных документов, затрагивался в
работах А.Н. Артизова, И.Л. Кузиной, Д.И. Раскина, О.В. Медведева, В.А.
Верижниковой, Л.Н.Марковичевой, О.В. Медведовой,
Е.С.
Сениной, А.С. Метлицкой и др.[2].

Вопросы нормативно-правового регулирования
работы электронных архивов и документов, в том числе зарубежного
законодательства, раскрыты в исследованиях Н.Г. Суровцевой, Е.А. Галямшиной,
О.В. Олейникова, О.В. Каплиной и др.[3]

Целью
представленной курсовой работы является изучение теоретико-прикладных
особенностей законодательной и нормативно-правовой базы функционирования
государственного архива.

Для достижения данной цели были поставлены
следующие задачи:

       раскрыть
сущность понятия законодательной базы государственного архива и особенности ее
развития в РФ;

       проанализировать
понятийный аппарат нормативно-правовой
базы государственного архива и основные этапы ее развития;

       рассмотреть процесс создания и подготовки законодательной
и нормативно-правовой базы государственного архива.

Объектом
исследования
являются государственный архив.

Предметом
исследования
выступает создание
и подготовка
законодательной и нормативно-правовой базы государственного
архива.

Теоретической
основой
проведенного исследования послужили научные труды
отечественных и зарубежных ученых, содержащих фундаментальные положения по
проблеме законодательная и нормативно-правовая база функционирования
государственного архива.

Работа структурно включает в себя
введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы и приложение.



[1] Официальный сайт Федерального архивного агентства
(Росархива).
URL: http://archives. ru/.

[2] Артизов А.Н.
Архивное законодательство России: система, проблемы и перспективы (к постановке
вопроса) // Отечественные архивы. 1996. № 4. С. 4-5; Кузина И. Л. Архивное
право. Комсомольск-на-Амуре, 2011; Раскин Д.И. Архивоведение. М.: Юрайт, 2016;
Верижникова В.А., Марковичева Л.Н. Современное архивное законодательство в
Российской Федерации / В.А. Верижникова, Л.Н.Марковичева // Современное
состояние инфосферы учреждений культуры: материалы III Международного
студенческого научно-практического форума. Науч. редакторы и составители Д.Н.
Грибков, О.О. Борисова. Орел-Минск, 18 марта 2020 г. Орел: Орловский государственный институт
культуры
, 2020. С. 92-94. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44272845;
Медведева О.В., Сенина Е.С. Формирование архивного законодательства в России //
Социально-экономические
явления и процессы
.
2012. URL:
https://cyberleninka.ru
/article/n/formirovanie-arhivnogo-zakonodatelstva-v-rossii;
Метлицкая, А. С. Правовое регулирование деятельности архива организации / А. С. Метлицкая // Молодой ученый. 2016. №5 (109). С. 501-504. [Электронный ресурс] –
URL: https://moluch.ru/archive/109/26565/ (дата обращения: 11.12.2020).

[3] Суровцева Н.Г.
Хранение электронных документов: зарубежный опыт // Вестник культуры и
искусств, 2017, № 4. С. 17–23; Суровцева Н.Г. Требования к системам
электронного документооборота и системам хранения электронных документов:
проблемы и решения // Вестник архивиста. 2019. № 1. С. 102–113; Галямшина, Е.А.
Проблемы и перспективы хранения электронных документов в государственных
архивах Свердловской области / Е. А. Галямшина // Молодой ученый. 2020. № 3
(293). С. 335-338. URL: https://moluch.ru/archive/293/66306/ (дата обращения:
01.12.2020); Каплина О.В. Вопросы комплектования электронными документами
Национального архива США (NARA) // Управление документами в цифровой экономике:
проблемы взаимодействия: Материалы II Международной научно-практич. конф.
Москва, 6 ноября 2019 г. / Под общ. ред. А.Б. Безбородова. М.: РГГУ, 2019. С.
244–251.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования
была достигнута цель – проанализированы теоретико-прикладные
особенности законодательной и нормативно-правовой базы функционирования
государственного архива, а также реализованы поставленные задачи.

Анализ сущность понятия законодательной
базы государственного архива и особенностей ее развития в РФ позволил
заключить, что архивное законодательство в России развивалось в соответствии с
сильным влиянием истории. Что касается современного этапа, на данный момент оно
охватывает целый ряд законодательных актов, основным из которых является ФЗ
№125 «Об Архивном деле в РФ». В настоящее время в законодательных актах
отражены все основные вопросы, касающиеся архивного дела в стране, действующее
архивное законодательство имеет четко отрегулированный механизм работы архивных
учреждений.

В результате рассмотрения понятийного
аппарата нормативно-правовой базы
государственного архива был сделан вывод о том, что в настоящее время в
законодательных и нормативно-методических актах отражены все основные вопросы
организации архивного дела в стране и деятельности архивов разных типов и
видов. Вместе с тем, пока еще юридически не закреплены четкие механизмы
комплектования АФ РФ, не разработаны однозначные критерии доступа к архивной
информации разного характера, не имеют правовой основы электронные архивы.
Таким образом, правовая и нормативно-методическая база архивного дела в стране
находится в стадии формирования и подлежит дальнейшему совершенствованию.

Таким образом, нормативно-правовая
база архивного дела в современной России включает систему законов и подзаконных
актов, регулирующих различные аспекты архивного дела. Она находится в стадии
развития, так как постоянно обновляется с учетом быстро меняющейся реальности.

В
условиях информатизации общества и преобладающей роли
информационно-коммуникационных технологий в архивной службе Российской
Федерации ускоряется процесс перехода от бумажного документа к электронному. В
2011 году была утверждена программа информатизации Федерального архивного
агентства и подведомственных ему учреждений на 2011–2020 годы. Программа
предусматривает подготовку архивов к приему и непосредственно сам прием
электронных документов длительных сроков хранения. Впервые в этой программе
упоминается о необходимости создания Центра хранения электронных документов,
как отдельного структурного подразделения. В 2016 году был утвержден системный
проект «Электронное правительство» с целью информатизации государственного и
муниципального управления всех ветвей власти. Проект предполагает переход
документооборота в органах власти на электронный документ для оптимизации их
деятельности, создания межведомственного информационного взаимодействия и
оперативного принятия решений.

Таким
образом, переход на электронный документооборот продиктован развитием и
повсеместным внедрением информационно-коммуникационных технологий. На
сегодняшний день Правительством был запущен ряд нормативных актов и Программ,
которые предусматривают переход государственных органов, органов муниципальной
власти и других организаций на электронный документооборот. В связи с этим, в
процессе осуществления деятельности этих организаций с течением времени в будет
увеличиваться объем электронных документов и документов на электронных
носителях. Это значит, что должна быть существенно обновлена законодательная и
нормативно-правовая база Государственного архива.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Законодательная база государственных архивов

 

1.1.        
Понятие
законодательная база государственного архива

В данном параграфе рассматривается
состояние законодательства по архивному делу в Российской Федерации,
анализируются основные законодательные акты, действующие в сфере архивного дела
и проводится их краткая характеристика

Архивы во всем мире считаются основной
составляющей частью культурного богатства, определяя конкретные особенности
каждого государства и обеспечивая информационные потребности общества[1].

В свою очередь, выполняя столь важную
миссию, архивное дело требует соответствующего его оптимальному управлению
законодательства, отражающего степень развития архивного дела данной страны,
уровень его демократичности и законности.

Разные формы организации архивной
деятельности характеризуются специфическими подходами к управлению этой
деятельностью, сопровождающимися общими и специальными законодательными, а
также нормативно-правовыми актами[2].

В настоящее время под архивным
законодательством следует понимать систему законов (Конституция РФ, федеральные
конституционные законы, федеральные законы) и подзаконных актов (указы и
распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты
федеральных органов исполнительной власти), регулирующих различные аспекты
архивного дела[3].

Законодательная база архивного дела в
современной России включает систему законов и подзаконных актов, регулирующих
различные аспекты архивного дела.  Законодательная
база включает 40 Указов и Распоряжений Президента Российской Федерации
(приложение, табл. 1), и 21 Федеральный закон (приложение, табл. 2).

В
2002 г. Указом Президента РФ был введен в действие новый Классификатор правовых
актов, по которому вопросы делопроизводства и архивного дела внесены в
законодательство в области информации и информатизации.

Итак,
законодательная база архивного дела в современной России включает систему
законов и подзаконных актов, регулирующих различные аспекты архивного дела.

Законодательство по архивному делу
претерпело множество изменений за последнее столетие и на данный момент имеет
налаженный регулирующий механизм в данной сфере.

В настоящие время под архивным
законодательством принято понимать систему законов и подзаконных актов, которые
регулируют различные сферы архивного дела. Такими источники архивного права
является: Конституция РФ, федерально-конституционные законы, федеральные
законы, а также указы и распоряжение Президента РФ, постановления
Правительства, ФЗ №125 «Об архивном деле в Российской Федерации»[4].

Прежде чем рассматривать современное
законодательство, действующее в архивной сфере, следует обратиться к масштабным
изменениям архивного права, которые произошли в последние десятилетия.

В начале 90-х годов XX века изменился
политический и экономический строй нашего государства. Данные изменения ставили
новый комплекс профессиональных задач перед архивным правом. Начало новым
реформам в архивной сфере было положено указами Президента РФ «О партийных
архивах» и «О передачи в госархивы документов бывшего КГБ СССР» от 24 августа
1991 года. Следствием издания таких указов стал доступ к ранее преимущественно
закрытым материалам архивов, перестал существовать партийный архивный фонд. В
этот же год было издано Постановление Совета Министров РСФСР «О развитии
архивного дела в РСФСР». Также были опубликованы два Постановления «Об
утверждении положения и Комитете по делам архивов при Правительстве РФ и сети
федеральных государственных архивов и центров хранения документации» и «О
временном порядке доступа к архивным документам и их использования».

На основе данных постановлений был
проведен ряд изменений. Итак, ранее секретный Центральный государственный архив
СССР претерпел преобразования в Центр хранения историко-документальных
коллекций и стал на тот момент публичным. Также, благодаря второму
Постановлению был впервые определен срок секретности архивных документов,
которые содержали государственную тайну – срок составлял 30 лет, а документов,
касающихся личной жизни, – 75 лет[5].

В 1993 году было принято много
законодательных актов, самым важным из которых стал акт «Основы
законодательства РФ об Архивном фонде Российской Федерации» от 7 июля 1993 года[6]. Этот акт был принят ввиду
изменений в политической, правовой и экономической сферах жизни общества. Можно
утверждать, что данным актом в нашей стране начала закладываться
демократическая база архивного законодательства.

Утверждалась целостность государственного
архивного дела, независимо от формы собственности на документы. Были впервые
определены две части Архивного фонда Российской Федерации: государственная и
негосударственная.

После появление данных актов далее
последовало введение целого ряда новых документов:

1. Указ Президента РФ «Об утверждении
Положения об Архивном фонде Российской Федерации и Положения о Государственной
архивной службе России»;

2. Распоряжение Президента РФ «О
сохранении исторических документов, связанных с деятельностью Верховного Совета
Российской Федерации»;

3. Постановление «О реализации
государственной политики в архивном деле» и др.



[1] Медведева О. В., Сенина Е. С. Формирование архивного
законодательства в России // Социально-экономические явления и процессы.
Тамбов, 2019. № 9. С. 190-195.

[2] Артизов А. Н. Архивное законодательство России:
система, проблемы и перспективы (к постановке вопроса) // Отечественные архивы.
1996. № 4. С. 4-5.

[3] Медведева О.В., Сенина Е.С. Формирование архивного
законодательства в России // Социально-экономические
явления и процессы
.
2012. 6 с. URL: https://cyberleninka.ru
/article/n/formirovanie-arhivnogo-zakonodatelstva-v-rossii.

[4] Федеральный закон
от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями) https://base.garant.ru/12137300/

[5] Медведева
О.В., Сенина Е.С. Формирование архивного законодательства в России // Социально-экономические
явления и процессы
. 2012.
URL:
https://cyberleninka.ru
/article/n/formirovanie-arhivnogo-zakonodatelstva-v-rossii.

[6]
Верижникова В.А., Марковичева Л.Н. Современное архивное законодательство в
Российской Федерации / В.А. Верижникова, Л.Н.Марковичева // Современное
состояние инфосферы учреждений культуры: материалы III Международного
студенческого научно-практического форума. Науч. редакторы и составители Д.Н.
Грибков, О.О. Борисова. Орел-Минск, 18 марта 2020 г. Орел: Орловский государственный институт
культуры
, 2020. С. 92-94. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44272845

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы