Курсовая теория на тему Закон-как источник государственного (Конституционного) права России: понятия, общая характеристика, виды.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Общая характеристика закона как источника
конституционного права РФ 5
1.1. Система источников конституционного права РФ.. 5
1.2. Понятие, признаки и роль закона как источника
конституционного права РФ 10
Глава 2. Характеристика видов закона в Российской
Федерации как источников конституционного права РФ.. 16
2.1. Конституция РФ как основной закон. 16
2.2. Федеральные конституционные законы и
федеральные законы. 22
Заключение. 26
Список литературы. 28
Введение:
Поскольку правовая система России базируется на
закрепленном в ст. 2 Конституции РФ[1]
положении, что человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью,
признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина — обязанность
государства, закон должен быть ориентирован, прежде всего, на человека, на
удовлетворение его материальных и духовных потребностей, на гуманизацию всего
стиля жизни.
Многообразие подходов к пониманию закона обусловлено
тем, что в каждой правовой системе существует большое разнообразие форм или
источников права, которые имеют различную значимость и выполняют разную
регулятивную роль.
Закономерным выглядит внимание отечественных
теоретиков права и конституционалистов к вопросам понятия и особенностей закона
как основного источника конституционного права России. Для установления природы
законы, его сущности, предмета регулирования, формы, функций, места и роли в
механизме правового регулирования и в правовой системе государства, требуется
комплексный подход, включающий обоснование рассматриваемого явления.
Объектом исследования курсовой работы являются
общественные отношения, связанные с формированием и выражением норм российского
конституционного права в такой форме права как закон, с определением места и
роли закона в правовой системе Российской Федерации, выявлением оптимального
предмета законодательного регулирования.
Предметом исследования курсовой работы выступают
конституционно-правовые нормы, регламентирующие деятельность законодательных
(представительных) органов государственной власти Российской Федерации и ее
субъектов в сфере законотворчества.
Целью
курсовой работы является анализ особенностей закона как источника
государственного (конституционного) права России.
Задачи
курсовой работы:
—
рассмотреть систему источников конституционного права РФ;
—
раскрыть понятие, признаки и роль закона как источника конституционного права
РФ;
—
изучить Конституцию РФ как основного закона;
—
проанализировать федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Методологическую основу курсовой работы составляют диалектический
метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического
материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется
системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов
эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический,
сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу курсовой работы
составили Конституция РФ, федеральные законы РФ.
Эмпирической основой
курсовой работы
являются правовые акты российского законодательства. Автором изучены учебная
литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи
исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной
проблематики.
Теоретическая
значимость темы курсовой работы обоснована спецификой
современного этапа развития закона как источника государственного (конституционного)
права России.
Структурно курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы. [1] Конституция Российской Федерации: (принята
всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
Заключение:
Проведенное исследование в
рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные
теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1.
На современном
этапе развития прослеживаются тенденции изменения системы источников
конституционного права Российской Федерации, которые выражаются как в появлении
новых источников, таких, например, как решения Конституционного Суда Российской
Федерации, так и в изменении подходов к пониманию сущности традиционных
источников права. Помимо существующих непротиворечивых источников права
существуют проблемы в определении иерархичности и соподчиненности источников
права, в разграничении их по предметам ведения и полномочиям, в определении
содержания и сущности источника. Наличие актуальных проблем порождает
несовершенство правового пространства, тем самым влияет на выработку решений
для их эффективного устранения.
2. Закон – это
нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый специально на то
уполномоченными представительными органами в соответствии со специальной
формально определенной процедурой и регулирующий наиболее важные общественные
отношения.
В Российской Федерации
существуют различные видов законов. Также существует особая группа законов,
действующая со времен СССР и РСФСР, которые применяются в части, не
противоречащей Конституции РФ, однако с развитием общества и по ходу издания
новых федеральных законов и нормативно-правовых актов число таких законов
сокращается.
3. Конституция — это не только эффективный
регулятор важных социально-политических отношений и связей, но и некий образ,
идеальный план «желаемого будущего», рассчитанный на перспективу. Действующая
российская Конституция не исчерпала свой позитивный потенциал. Конституционные
нормы и принятые на ее основе разнообразные правовые предписания должны
неуклонно осуществляться, обеспечивая права и свободы граждан.
Конституция
РФ является правовым актом программного характера в системе законодательства и
в системе права в целом. Во-первых, Конституция РФ является учредительным
документом, под влиянием которого происходит процесс развития отраслей права,
законодательства, а также процесс формирования новых правовых институтов.
Во-вторых, этот характер вытекает из сущности Основного закона как правового
акта, обладающего наивысшей юридической силой в государстве.
4. К числу федеральных
конституционных законов относятся наиболее значимые законы, регулирующие
основополагающие положения: «чрезвычайное и военное положение; порядок принятия
в Российскую Федерацию и образования в ее составе новых субъектов; порядок
изменения статуса субъекта Федерации; описание и порядок официального
использования государственного флага, герба, гимна; назначение референдума;
статус Уполномоченного по правам человека; порядок деятельности Правительства
РФ; статус Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ
и иных федеральных судов; порядок созыва Конституционного собрания».
Федеральные
законы являются источниками в том случае, если регулируют
конституционно-правовые отношения, то есть отношения в области системы органов
государственной власти и местного самоуправления, их формирования,
функционирования, принципов деятельности и разграничения полномочий. Также
закрепляют правовую связь человека с государством (институт гражданства, статус
беженца, лиц без гражданства и т.д.), предусматривают механизм реализации прав
человека и гражданина.
Таким
образом, источники конституционного права призваны в продолжение Конституции
Российской Федерации регулировать наиболее важные правовые отношения в
государственном праве.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общая характеристика закона
как источника конституционного права РФ
1.1. Система источников
конституционного права РФ Источники конституционного права в значительной степени выражаются
в способах выражения правовых норм, социальных норм, составляющих предмет
конституционного права в соответствии с их содержанием.
В узкой перспективе источник является правовым актом, с
установленными стандартами и высшей юридической силой.
К источникам конституционного права могут относиться следующие
источники: правовые акты международного права, общепризнанные принципы и нормы
нормативных актов, решения Конституционного Суда Российской Федерации и
субъектов Федерации. конституционных (уставных) судов России.
Принимая во внимание систему нормативных правовых актов, а также
вопрос об иерархии источников конституционного права, мы можем выделить три
уровня:
— нормативные
правовые акты, действующие на территории Российской Федерации (федеральные):
Конституция, законы Российской Федерации, законы, принятые в СССР и РСФСР,
действующие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, заявлениями,
положениями (положения, принятые президентом, Федерального собранием,
правительством);
— региональные
правовые акты: законы, указы, иные нормативные акты, изданные законодательными
(представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
Существует определенное соотношение для федерального законодательства и
законодательства по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с
Конституцией Российской Федерации законы и иные нормативные акты субъектов
Российской Федерации не могут опровергнуть федеральные законы, принятые под
юрисдикцию Российской Федерации или совместную юрисдикцию Федерации и субъектов
Российской Федерации 5 статьи 76). Помимо федеральной юрисдикции и вопросов
общей юрисдикции, Российская Федерация принимает свое собственное
законодательство, которое отменяет федеральный закон (статья 76, часть 6)
нормативные акты, применимые к территории муниципалитета: карты муниципальных
образований, другие нормативные акты, изданные представительными местными
органами власти.
Конституция Российской Федерации является основным источником
конституционного права России. Конституция устанавливает основы социальной и
государственной системы, системы государственной власти. Конституция обладает
высшей юридической силой в системе российского законодательства. Законы и иные
правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, не противоречат
Конституции Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Конституции Российской
Федерации).