Курсовая теория на тему Закон спроса и предложения в системе рыночного механизма
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Экономика спроса и предложения 5
1.1 Основы теории рыночного равновесия спроса и предложения 5
1.2 Сущность и основные элементы спроса 11
1.3 Сущность и основные элементы предложения 15
Глава 2 Рыночное равновесие спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения 19
2.1 Уравновешивающая функция цены 19
2.2 Регулирование цены. Нарушения рыночного равновесия цен 22
2.3 Эластичность спроса и предложения 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Введение:
Посетив любой рынок, мы понимаем, что суть рыночного процесса заключается в купле-продаже товаров. Основными игроками здесь являются продавцы и покупатели. Следовательно, вы можете понять рыночные модели, только поняв, что движет покупателями на рынке и что ищет продавец.
Каждому человеку нужно что-то хорошее. И если он не может сам произвести эти товары или если ему выгоднее их купить, то он приходит за ними на рынок. Конечно, у него должны быть деньги на покупку, так как на рынке ничего нельзя получить бесплатно. А это значит, что на рынке мы сталкиваемся уже не с потребностями как таковыми, а со спросом.
Любой рынок, независимо от его конкретного типа, базируется на трех основных элементах. Во-первых, это спрос. Спрос (платежеспособный) — это потребность в товарах на рынке, определяемая количеством определенных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.
Во-вторых, предложение. Предложение – это количество товара, доступного для продажи по данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением приводит к тому, что рыночные цены колеблются вокруг так называемой равновесной цены. Благодаря этим колебаниям устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается баланс спроса и предложения и, в конечном счете, баланс производства и потребления.
В-третьих, это цены. Изменение относительных цен служит ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Колебания цен влияют на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге определяют, кто будет потреблять продукт.
На постсоветском пространстве долгие годы рыночные и денежные отношения регулировались системой планирования и распределения. Сейчас ее заменила рыночная система. Если раньше в формировании производственно-потребительских отношений преобладали командно-административные методы, то сегодня в рыночных условиях действуют экономические методы, основанные на спросе и предложении. А экономическую ситуацию, сложившуюся на рынке под влиянием спроса и предложения, называют конъюнктурой рынка. Формирование этой системы позволило стать актуальными таким понятиям, как «спрос» и «предложение». Их необходимо изучать для успеха любого дела.
Целью данной курсовой работы является изучение законов спроса и предложения в рыночной системе.
Задачи курсовой работы, следующие:
1. изучить основы теории рыночного равновесия спроса и предложения;
2. рассмотреть сущность и основные элементы спроса;
3. проанализировать сущность и основные элементы предложения;
4. охарактеризовать уравнивающую функцию цены;
5. изучить регулирование цены. Цены «пола» и «потолка»;
6. рассмотреть нарушения рыночного равновесия цен;
7. проанализировать эластичность спроса и предложения.
Предмет исследования — экономические категории спроса и предложения.
Объект исследования — факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.
Заключение:
Важнейшими элементами хозяйственной жизни являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса: потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.
Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.
Изучение спроса на продукцию является важной задачей фирмы в условиях рынка. Одним из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме правильно выбрать стратегию поведения на рынке.
Эластичность спроса позволяет оценить, в какой степени изменение цен на товар, доходов покупателей, цен других товаров и т.п. повлияет на спрос.
Спрос может быть относительно эластичным или относительно неэластичным по цене. При относительно эластичном спросе изменение цены данного товара приведет к более существенному изменению спроса на него. При относительно неэластичном спросе — наоборот.
Перекрестная эластичность спроса, помимо оценки степени воздействия изменения цены одного товара на спрос на другой товар, может дать возможность охарактеризовать рассматриваемые товары, как взаимодополняемые или взаимозаменяемые.
Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения создают для фирмы возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж, в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.
В заключении своей курсовой работы, мы пришли к выводу, что в развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Экономика спроса и предложения
1.1 Основы теории рыночного равновесия спроса и предложения
В экономической науке законам спроса и предложения, влияющим прежде всего на формирование равновесной конкурентной цены, а также определяющим количество производимых и потребляемых благ, уделено достаточно внимания. Их исследовали меркантилисты и физиократы; созданы классические и современные маржиналистские теории. Идеи меркантилизма, физиократов, фритредерства разрабатывались и российскими экономистами, представителями «Вольного экономического общества», либеральными экономистами (И.В. Вернадский, Н.Х. Бунге и др.), сторонниками протекционизма в российской торговле (А. Шипов, Н.С. Мордвинов и др.). «Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова, опубликованная в 1724 г., на 52 года опередила знаменитый труд А. Смита «О природе и происхождении богатства народов» (1776).
Однако в педагогической литературе рождение классической экономической теории традиционно связывают с именем А. Смит. В широком смысле это касается теории рыночного равновесия, экономических закономерностей формирования конкурентных цен спроса и предложения, объемов предложения товаров и их потребления обществом. В поисках законов рыночных цен А. Смит создал трудовую теорию стоимости, которую К. Маркс положил в основу своей теории эксплуатации наемного труда. Но формирование равновесных рыночных цен на основе спроса и предложения существенно отличается от ценообразования, которое Д. Рикардо и К. Маркс объясняли на основе трудовой теории стоимости.
Теоретические разработки А. Смита о мере и источнике ценности иногда называют «парадоксом Смита». В «Богатстве народов» (кн. 1, гл. IV) этот парадокс раскрывается на примере разницы в меновой стоимости и полезности для потребителя таких товаров, как обычная вода и бриллианты. Такой парадокс не возникает при обмене обычными товарами и имеет место простой обмен продуктами. В этом случае рыночное ценообразование, основанное на балансе между спросом и предложением, определяется предельной полезностью товаров, продаваемых и потребляемых участниками обмена. В соответствии с принципом предельной полезности стоимость (стоимость) есть функция степени полезности товара или услуги. При этом стоимость является не имманентным свойством вещи, а субъективной формой выражения представления о ней каждого конкретного участника обмена. А. Смит указывал, что вопросы установления меры и источника стоимости обмениваемых товаров представляют собой предмет крайне абстрактный, поэтому в этом вопросе многое остается неясным. Между интерпретациями существует разрыв, так как она является и «источником», и «мерой стоимости», т. е. теорией трудовой стоимости, и меновой стоимостью, проявляющейся непосредственно в обмене, на рынке. Как известно, подход А. Смит в этом вопросе двоякий. Для выяснения важнейших принципов, экономических законов, определяющих меновую стоимость товаров, он пытался показать, по его собственному замечанию, во-первых, меру стоимости всех товаров, их действительную цену; во-вторых, структуру этой реальной цены, ее составные элементы и, наконец, показать обстоятельства или условия, под влиянием которых все части рыночной цены изменяются в ту или иную сторону, отклоняясь от цены «естественной». Двойственность подхода А. Смит мешает смешению вопросов измерения стоимости, ее критериев при производстве товаров и определения стоимости товаров в процессе обмена. Важная часть этих вопросов рассматривается в «Богатстве народов» (книга 1, главы V, VI и VII).
Теория издержек производства А. Смита исходит из его теории затрат труда как «реальной», «естественной» цены товара. Именно эта часть теории А. Смита, который впоследствии был развит К. Марксом для обоснования идеи эксплуатации рабочих для извлечения прибавочной стоимости. Другая часть теории меновой стоимости и реальной стоимости А. Смита, а именно рыночная цена, определяемая спросом и предложением, была отвергнута К. Марксом как несостоятельная, субъективистская, непригодная для количественного измерения предельными величинами потребностей людей. В то же время К. Маркс отверг идею рыночного ценообразования в целом, так как она ничего не внесла в его теорию классового антагонизма.
Для А. Смита ответ на вопрос, чем объясняются реальные ценовые отношения, был, в общем-то, очень точен: рыночная цена в настоящее время зависит от спроса и предложения. Однако «сейчас» может быть длиннее или короче, а спрос и предложение очень динамичны и колеблются вверх и вниз. Поэтому вопрос о том, что является критерием определения «естественной» (или «нормальной») цены товара, остался без ответа.
Как уже отмечалось, А. Смит искал решение этой проблемы в трудовой теории стоимости. На рынке, в процессе обмена, меновая стоимость товара выступает как форма, внешнее выражение «первоначальной» стоимости труда, затраченного на производство этого товара. Но стоимость и меновая стоимость не тождественны ни количественно, ни по существу. Меновая стоимость не может определяться трудом, затраченным на производство обмениваемого товара. «Естественная» цена товара, по А. Смиту, определяется не только трудом, но и совокупными денежными затратами на его производство. Денежное выражение всех затрат на производство товаров имело форму «натуральной» цены важнейших первичных ресурсов — труда, земли и капитала. Таким образом, в денежном выражении эти ресурсы представлены в виде заработной платы, ренты и прибыли. А. Смит считал их важнейшими элементами стоимостной структуры товара, его «естественной» цены и его меновой стоимости; таковы были начала его теории издержек производства.