Курсовая теория на тему Закон как источник права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты законодательной деятельности 5
1.1. Понятие законов и нормативно-правовых актов 5
1.2. Классификация законов и НПА 7
2. Особенности законодательного процесса в РФ. Подготовка и принятие НПА 11
2.1. Стадии законодательной деятельности 11
2.2. Подготовка, принятие, вступление в силу, отмена и приостановление муниципальных НПА 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Введение:
Законодательный процесс, как и любая иная деятельность государства, детально регламентируется специальным законом. Его соблюдение является необходимым условием признания каждого вновь принимаемого закона в качестве регулятора общественных отношений. На сегодняшний день люди постоянно соприкасаются с нормами, зафиксированными в законах и подзаконных нормативных актах: с их запретами, дозволениями и требованиями, с необходимостью их соблюдения и исполнения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении.
Законодательство играет огромную роль в жизни человека и общества и предполагает знание о том, каким образом оно формируется и развивается, в чем суть законотворчества. Современный законодательный процесс в Российской Федерации проходит в сложно политической обстановке, определенной состоянием недостаточно высокого развития экономических и социальных отношений внутри государства. Экономическая и социальная действительность заставляет законодателя стремиться к эффективному и своевременному регулированию той или иной группы общественных отношений. Необходимость усложнения и совершенствования парламентских процедур прохождения законопроекта в законодательном органе государственной власти требует от законодателя и других субъектов законодательного процесса наличия определенного уровня правосознания, правовой культуры и иных навыков, являющихся гарантами принятия закона, отвечающего интересам общества.
Введение в действие закона означает создание условий, позволяющих субъектам общества эффективно и беспрепятственно удовлетворять многообразные интересы и потребности. Это, в свою очередь, приводит к качественному и количественному изменению таких потребностей, что вызывает необходимость в установлении новых нормативных регуляторов (т.е. принятии новых законов для регулирования развивающихся отношений в обществе).
Актуальность выбранной темы состоит в том, что законотворчество является одной из самых важных задач государства, которое должно не только принимать законы, но и постоянно совершенствовать их. Совершенствование законотворчества является одним из путей повышения эффективности всего механизма правового регулирования.
Цель работы – изучить закон, как основной источник права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. определить понятие законов и нормативно-правовых актов;
2. отразить классификацию законов и НПА;
3. изучить особенности юрисдикции законов;
4. определить стадии законодательной деятельности;
5. изучить особенности подготовки, принятия и вступления в силу, отмена и приостановление муниципальных правовых актов.
Объектом изучения стал НПА.
Предметом изучения стали особенности НПА.
Степень изученности темы высока в силу ее актуальности. Вопрос изучался многими специалистами, среди которых: А.Н. Широков, С.Н. Юркова и пр.
Теоретическая база: нормативно-правовое законодательство РФ, труды российских специалистов в сфере государственного управления и тематические ресурсы сети Интернет.
Методы изучения: метод теоретического анализа, метод классификации и структуризации.
Структура работы: введение, основная часть, заключение и список литературы.
Заключение:
Исходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать ряд выводов:
• Закон – это нормативный акт, который издается высшим представительным органом государственной власти и обладает высшей юридической силой. В РФ действуют следующие виды законов: Конституция, или Основной закон; федеральные законы и федеральные конституционные законы. Все эти нормативно-правовые акты подразделяются по сфере действия. Определено, что законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.
Нормативный государственный акт – это закон, который принимается в установленном порядке референдумом или органом законодательной власти. Закон всегда выражает волю народа, обладает высшей юридической силой, с помощью чего регулирует особо важные общественные отношения.
Применение правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Основывая свои законные требования на правовой норме или защищаясь с ее помощью от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.
• Основным документом, определяющим текущую финансово-экономическую политику, является Закон о федеральном бюджете. Его принятию придается социально-политическое значение, а разработка осуществляется по особой процедуре, которая устанавливается Бюджетным Кодексом РФ. В Государственной думе данный закон принимается в четырех чтениях.
• Акты Президента РФ и Правительства РФ оказывают непосредственное влияние на управляемость страной. Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные ведомственные акты, также являющиеся источниками гражданских прав и обязанностей. Министерство юстиции РФ осуществляет государственную регистрацию нормативных актов министерств и ведомств в срок до 15 дней с даты получения ведомственного нормативного акта. Акты, не прошедшие регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не могут служить основанием для регулирования соответствующих отношений, применения санкций.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты законодательной деятельности
1.1. Понятие законов и нормативно-правовых актов
Закон — исходящее от верховной власти правило, устанавливающее права и обязанности субъектов. Современное юридическое понимание закона выражается через определения закона как принятого в особом порядке «первичного правового акта2 по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающего общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой» .
В юридическом смысле закон представляет собой нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений .
Понимание закона сводится к определению его формы выражения, при этом содержательная часть закона формулируется как общая государственная воля, регулирующая важные общественные отношения.
Таким образом, современное юридическое понимание закона сужается, и частности (о которых упоминают классики российской юриспруденции), не выраженные в форме закона, — это нормы, не имеющие высшей юридической силы. Но и иерархический признак по юридической силе — современный атрибут.
Нормативно-правовой акт — это содержащий нормы права официальный документ, принимаемый определенными субъектами, и являющийся общеобязательным для всех граждан государства.
Нормативный правовой акт представляет собой документ, который облечен в установленную законом форму, издан в рамках компетенции, предоставленной уполномоченному органу государства или должностному лицу, а также другим социальным структурам или на основании результатов референдума при соблюдении процедуры, установленной законом, состоящий из общеобязательных правил поведения, рассчитанных на применение неопределенным кругом лиц. Нормативные правовые акты, как правило, создаются органами государства, которые обладают правом принятия решений нормативного характера по определенному кругу подведомственных им вопросов . Данные акты направлены на выражение воли государства в лице его государственных органов. Поэтому они обладают властным, авторитарным, официальным, обязательным характером.
Юридическая сила нормативного правового акта – это совокупность свойств акта регулировать общественные отношения, порождать юридические последствия. Юридическую силу акта характеризуют следующие свойства: иерархичность нормативных правовых актов между собой, то есть их соотношения между собой; обязательностью исполнения нормативных актов.
Нормативно-правовые акты обладают определенными, присущими им признаками, к которым относятся следующие:
• наделены правотворческим характером;
• издаются в рамках компетенции государственного органа или должностного лица;
• имеют определенные реквизиты;
• должны соответствовать Конституции РФ и другим НПА;
• подлежат обязательному доведению до граждан и организаций.
Предлагается более подробно рассмотреть каждый из обозначенных признаков:
• Правотворческий характер. Нормы права, обозначенные в НПА, могут устанавливаться, изменяться или отменяться. Из актов произрастают знания о нормах права, так как они являются неким их носителем.
• Издание в рамках компетенции органа или должностного лица. Отступление от этого принципа влечет за собой принятие нескольких нормативных решений, что может вызвать противоречия в законе.
• Обладание определенными реквизитами. НПА всегда составляются в форме документа и имеют ряд реквизитов: вид, наименование, принявший его орган, дата принятия, место и номер. Форма должна быть письменной, чтобы обеспечить единообразность в понимании акта, ведь за неисполнение предписанных в нем норм может последовать наказание в виде санкций.
• Соответствие Конституции РФ и другим законам. В данном случае речь идет о тех актах, которые имеют большую юридическую силу по сравнению с принятым нормативным правовым актом .
• Обязательное доведение до граждан и организаций. Нормативно-правовой акт должен быть опубликован, только после этого государство получает возможность требовать его соблюдения.