Курсовая теория на тему Закон и законодательство
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Закон как высшая форма народного волеизъявления 5
1.1. Понятие и признаки законодательства закона 5
1.2. Принципы и требования законности 9
2. Место и роль закона в правовой системе российского государства 17
2.1. Конституционные положения о роли закона в правовой системе Российской Федерации 17
2.2. Соотношение законов и подзаконных нормативно-правовых актов 19
2.3. Систематизация законодательства 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Актуальность темы: На протяжении всего периода существования человечество множество раз пыталось найти самый эффективный регулятор общественных отношений, благодаря которому можно было бы оказывать влияние на все слои общества и каждой личности в отдельности. С течением времени появлялись разнообразные решения, но все они не приносили желаемого результата. Но уже ближе к нашей эре было придумано право.
По сути, это были санкционированные тем или иным государством, княжеством или иной территориальной формацией моральные нормы, используемые непосредственно в обществе. Подобный регламент стал прообразом существующего на сегодняшний день права в том смысле, в котором все люди его понимают.
Однако большой интерес представляет не только сама структура правовых норм в отдельно взятом государстве, но и механизм их непосредственной реализации. Этот процесс во все времена осуществлялся посредством официального веления со стороны власти. Как правило, такие веления оформлялись, а точнее, прописывались в специфических документах, которые сегодня носят название «нормативно-правовые акты».
Стоит отметить, что в Российской Федерации, как и других государствах, официальные документы, с целью обеспечения эффективности реализации их положений, входят в единую иерархичную структуру. Именно благодаря иерархии нормативно-правовых актов можно достигнуть наиболее точного регулирования отношений в обществе.
Целью работы является анализ места и роли закона в правовой системе Российской Федерации.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
— раскрыть понятие и признаки закона;
— рассмотреть принципы и требования законности;
— определить место закона в правовой системе России.
Объект исследования – система отношений связанных с правотворчеством.
Предметом исследования является сущность закона как акта правотворчества, который обладает юридической силой.
Степень научной разработанности проблемы: особенности закона в правовой системе Российской Федерации рассмотрены такими учеными-правоведами как Босова Е.Н., Быконя А.В., Головина А.А., Горбунов Е.И., Грибакин А.В., Колюка, Н.Н., Кручинин В.Н., Кручинин В.Н., Ромашов Р.А., Титова А.А. Щегуров М.С., Юрочкин М.А., Антонов М.В., Венгеров А.Б., Власенко Н.А., Дмитриев Ю. А., Пиголкин А. С., Головастикова А. Н., Нерсесянц В.С., Радько Т.Н., Рассолов М. М., Марченко, М. Н., Марченко М. Н., Матузов Н.И., Малько А.В., Хропанюк В.Н. и другими.
Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности закон и законодательства.
Методология исследования: Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.
Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // http://www.consultant.ru/popular/cons/
II. Основная и специальная литература
2. Антонов М.В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 497 с.
3. Босова Е.Н. Система, систематизация законодательства в Российской Федерации: перспективы развития // Вестник ВЭГУ. — 2014. — № 5. — С. 7-13.
4. Быконя А.В. Законы: понятие, виды и их особенности / А.В. Быконя // Проблемы современной науки и образования. — 2017. — № 17 (99). — С. 57-59.
5. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. М.: Дашков и К, 2019. 608 с.
6. Власенко Н.А. Теория государства и права. М.: 2017. 416 с.
7. Гасангулиев Г.М. Принципы, цели и задачи систематизации законодательства. // Евразийский юридический журнал. 2017. № 6 (109). С. 74-78.
8. Головина А.А. Актуальные тенденции развития системы российского законодательства / А.А. Головина // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. — 2018. — № 4 (44). — С. 102-110.
9. Горбунов Е.И. Закон как один из источников общего права // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 1. С. 152-155.
10. Грибакин А.В. Понятие юридического закона как парадигма философии права // Бизнес, менеджмент и право. 2013. № 1 (23). С. 082-087.
11. Дмитриев Ю. А., Пиголкин А. С., Головастикова А. Н. Теория государства и права. М.:Юрайт, 2017. 768с.
12. Колюка Н.Н. Некоторые аспекты генезиса научных взглядов относительно понятия «законность» / Н.Н. Колюка // Евразийский юридический журнал. 2017. № 9 (112). С. 75-77.
13. Кручинин В.Н. Понятие закона в России в конце XIX-начале XX вв. // Вопросы науки. 2014. № 5 (12). С. 4-11.
14. Кручинин В.Н. Развитие понятия закона и его форм с середины ХVIII по начало ХХ века в России // Вопросы науки. 2014. № 2 (8). С. 69-81.
15. Макуев Р. Х. Теория государства и права : учебник. — М. : Норма: Инфра-М, 2015. – 455 с.
16. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2016. — 766 c.
17. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Зерцало, 2017. 836 с.
18. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Дело, 2017. 529 с.
19. Мозженко И.И. Систематизация законодательства и ее признаки. // Конституционное и муниципальное право, 2015. № 12. С. 9-12.
20. Моргунов В.И. Концептуальные основы систематизации законодательства на современном этапе развития права и государства. // Вопросы экономики и права, 2015. № 36. С. 7-11.
21. Нерсесянц В.С. Философия права: учебник / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 2-3.
22. Носов С.И., Гавашели Т.В. Систематизация как фактор модернизации российского законодательства. // Право и образование, 2013. № 11. С. 25-27.
23. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров. М.: МГУ, 2018. 450 с.
24. Рассолов М. М. Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2015. 447 с.
25. Ромашов Р.А. Понятия «закон» и «конституция»: определение места в смысловой символике государства // Вестник Владимирского юридического института. 2013. № 1. С. 140-143.
26. Ударцев С.Ф. Правовая политика, систематизация законодательства и эволюция права. // Право и политика, 2015. № 5. С. 741-743.
27. Титова А.А. Еще раз о системе российского законодательства / А.А. Титова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2014. — № 4. — С. 58-62.
28. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. — 3-е изд., дополн. и испр. М.: 2017. 384 с.
29. Щегуров М.С. Понятие законности в юридической науке / М.С. Щегуров // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 11-1. С. 201-205.
30. Юрочкин М.А. Законность: теоретический аспект формирования понятия / М.А. Юрочкин // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2016. № 9-2. С. 336-339.
Фрагмент текста работы:
1. Закон как высшая форма народного волеизъявления
1.1. Понятие и признаки законодательства закона
Законодательство (и его система) — это совокупность всех федеральных законов, подзаконных, нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти, а также международных договоров, ратифицированных Россией.
С его помощью придается определенность и некая субъективность общественному праву.
Черты системы законодательства:
— направлена на защиту прав и интересов граждан, обеспечение безопасности людей, правопорядка;
— основана на принципах законности;
— имеет сложную и разветвленную структуру;
— выражает правовые нормы страны в определенный исторический период, могут изменяться со временем.
Основные признаки системы законодательства:
— Вторичный характер, субъективность (складывается на основе системы права целенаправленными действиями).
— И вертикальное (федеративное, иерархическое) строение, и горизонтальное (отраслевое).
— Охватывает ограниченное содержание права, при этом имеет множество нормативно-правовых актов.
— Динамика, подвижность, постоянный процесс.
— Видимость (отражает внешнее строение права).
— Включает совокупность законов и нормативно-правовых актов.
— Не может существовать без объективной системы права.
Возникновение закона исчисляется столетиями, закон как источник права всегда привлекал повышенное внимание исследователей. За период существования закона как источника права был накоплен немалый багаж знаний, выработалось определенное представление о явлении. При этом остается огромное поле для современных и будущих исследователей.
Закон является постоянно изменяющимся институтом, он привязан к конкретно-исторической правовой среде. В этой связи изменяются взгляды на закон, его признаки и черты.
В качестве самостоятельного источника права закон сложился достаточно давно и сменил правовой обычай (законы Хаммурапи – древний Вавилон, законы XII таблиц – Древний Рим, Русская Правда на Руси и пр.). В рабовладельческий и феодальный период законы в основном представляли форму систематизации существующих правовых обычаев или прецедентов. Признание верховенства закона произошло в период буржуазно-демократических революций. При этом следует отметить, что в ряде стран ведущую роль до сих пор занимает правовой обычай (например, некоторые страны Африки) .
Закон является высшей формой выражения государственной воли народа, в нем воплощается его суверенитет. Нормы, которые содержатся в иных нормативных актах, основаны на нормах закона, в них как бы развиваются и конкретизируются его положения, они производны от закона.
Отдельные ученые, например Г.Ф. Шершеневич, понимали закон в широком смысле, делая право и закон синонимами. В повседневной жизни использование термина «закон» с целью обозначения любого нормативного акта, которое исходит от государства, достаточно распространено и является допустимым. В тоже время, с юридической позиции это не совсем корректно. Приравнивание закона и других нормативных актов становится причиной некоторой запутанности в формах (источниках) права, что снижает эффективность правоприменения . Именно в этой связи, юридическая литература апеллирует понятием закона в узком смысле.
Определение закона может быть дано через его признаки. К основным признакам закона относятся:
— это письменный документ, закрепляющий юридические нормы, обязательные для исполнения.
— это результат деятельности специальных высших органов представительной власти, в том числе органов представительной власти субъекта страны. В исключительных случаях (референдум) закон является результатом голосования всего народа. Процедура, в которой принимается закон, а также вводятся изменения и дополнения к нему, строго определена и регламентирована.
— это нормативный акт, который обладает конкретной юридической силой в зависимости от его расположения в иерархии законом. Нормативные акты, находящиеся ниже закона, не могут ему противоречить. Также закон не может отменить какой-либо орган кроме того, что его принял.
— закон издается по важным вопросам, касающимся регулирования государственной и общественной жизни, то есть по главным проблемам в сфере правового регулирования общественных отношений в экономической, политической или социальной сфере.
— в законе содержатся первичные нормы, конкретизирующиеся и развивающиеся в иных подзаконных актах.
— в законе выражается воля большинства жителей страны .
В правовом государстве, как правило, именно закон является основой правовой системы, а также занимает первое место среди всех источников правового регулирования. Также закон тесно переплетается с моралью .
Закон имеет свою структуру, в которую входит: наименование принявшего закон органа; название; преамбула; содержание; опубликование закона и дата его вступления в силу; подпись компетентного должностного лица (как правило, глава государства или региона).