Курсовая теория на тему Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления,как мера процесуального принуждения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. Анализ института
задержания подозреваемого в совершении преступления. 5
1.1. Понятие
задержания лица по подозрению в совершении преступления. 5
1.2. Цели
задержания. 10
Глава II. Процессуальные
особенности задержания подозреваемого. 15
2.1. Порядок
задержания. 15
2.2. Надзор прокурора за законностью задержания. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 27
Введение:
Актуальность темы. Для
эффективной организации расследования преступлений правоохранительные органы
должны быть наделены соответствующими мерами государственного принуждения,
которые ограничивают права и свободы лиц, попадающих в сферу уголовного
судопроизводства.
В борьбе с преступностью
правоприменители применяют различные меры государственного принуждения. Общим
для этих мер является то, что все они регламентированы уголовно-процессуальным
законом, носят характер процессуального принуждения, используются только по
основаниям, указанным в законе, и с точным соблюдением установленных
процессуальных форм и гарантий.
Совершенствование
государственно-правовой политики Российской Федерации в области борьбы с
преступностью, а также ее составной части – уголовно-процессуального законодательства
– немыслимо без рационализации правового режима использования в ходе
расследования преступлений мер уголовно-процессуального принуждения (включая
меры пресечения). Зачастую именно с задержания подозреваемого и начинается
уголовное преследование. В ряде случаев задержание подозреваемого и проведение
с ним ряда следственных действий по закреплению доказательств является основой
раскрытия преступного посягательства. Именно значимость изучаемого правового
института и побуждает законодателя к постоянному совершенствованию правовой
основы его применения. Любые меры, связанные с ограничением прав и свобод
человека, нуждаются в детальной регламентации и гарантиях защиты в случае их
нарушения.
Степень
разработанности. Понятие задержания лица, подозреваемого в совершении
преступления, а также основания задержания и его процессуальный порядок были
исследованы в трудах таких авторов как Апостолова Н.Н., Безлепкин Б.T., Давыдов М.В., Ефимичев П.С., Розин Н.Н., Россинский С.Б., Руднев В.И., Гаврилов А.К., Ефимичев С.П., Михайлов В.А., Туленков П.М., Терентьева Е.Е., Шадрин В.С., Шепелева О.Р.,
Киевский В.В. и других авторов.
Целью
настоящего исследования является проведение анализа института задержания подозреваемого, как меры процессуального принуждения
Для
достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд следующих
задач:
1. исследовать понятие
задержание;
2. проанализировать основания и мотивы задержания лица по
подозрению в совершении преступления;
3.
охарактеризовать процессуальные
особенности задержания подозреваемого;
4. рассмотреть
особенности прокурорского надзора за законностью задержания.
Объектом
исследования являются
общественные отношения, складывающиеся в процессе задержания лица,
подозреваемого в совершении преступления.
Предметом исследования
является массив законодательства, научные исследования и материалы судебной
практики.
Методологическую основу курсовой работы составила
совокупность общенаучных и частно-научных методов исследования явлений и
процессов, включающая методы: материалистический, системного анализа,
сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.
Курсовая работа состоит из
введения, основной части, которая состоит из двух глав, последовательно
раскрывающих содержание курсовой работы; заключения, в котором делаются общие
выводы о результатах исследования, и списка литературы.
Заключение:
Уголовно-процессуальная деятельность
напрямую связана с применением в предусмотренных законом случаев мер, которые
существенно ограничивают права и законные интересы лиц, которые становятся
участниками уголовного процесса. В особенности, такие ограничения касаются лиц,
которые совершили запрещенные уголовным законом общественно опасные наказуемые
деяния.
Как в национальном, так и
международном законодательстве большое внимание уделяется закреплению основных
принципов применения мер уголовно-процессуального принуждения, особенно,
которые связаны с нарушением права на неприкосновенность личности, которое
признается естественным, неотъемлемым и принадлежащим человеку с рождения.
Признаки задержания:
кратковременный характер (составляет 48 часов); процедура, которая может быть
осуществлена только на досудебной стадии уголовного судопроизводства;
процессуальная мера, которая может быть применена только в отношении лица,
подозреваемого в совершении преступления; превентивный и неотложный характер
задержания; императивный характер задержания. Именно в связи с данным
обстоятельством, законодатель постарался наиболее полно отобразить тот перечень
оснований, который может оправдывать нарушение права на неприкосновенность
личности, гарантированное как Конституцией Российской Федерации, так и
международным законодательством.
Так, в
ст. 91 УПК РФ перечислены основания для задержания. Более того, такие основания
сознательно поделены законодателем на две группы.
Первая
группа является основаниями безусловными, наличие которых не ставит под
сомнение факт применения такой меры уголовно-процессуального принуждения, а,
как следствие, являются наиболее приемлемыми для применения на практике.
Вторая
же группа оснований применения данной меры уголовно-процессуального принуждения
содержат в себе основания условные, которые должны оцениваться лицом,
осуществляющим задержание в своей совокупности. То есть лицо, производящее
задержание, должно исходить из целесообразности нарушения права личности на
неприкосновенность и не иметь иного выхода для разрешения конкретной ситуации,
возникшей в результате расследования уголовного дела.
Статья
92 УПК РФ детально закрепила требования, предъявляемые к задержанию, а именно к
его процессуальной форме. В статье перечислены все необходимые сведения,
которые должны быть указаны в протоколе. Отсутствие указанных в ст. 92 УПК РФ
обстоятельств напрямую влечет за собой неправомерность задержания, даже
несмотря на то, что его производство было продиктовано в силу закона. При
составлении протокола задержания правоприменитель должен исключить формальный
подход, поскольку наличие ошибок в протоколе является недопустимым.
Задержание
является сложным по своему содержанию следственным действием, поскольку влечет
за собой совершение попутных, тесно связанных с задержанием следственных
действий. При этом, продолжительность их совершения ограничена временем,
отведенным на составление протокола – то есть тремя часами. Именно поэтому,
лицо, производящее задержание, должно предварительно готовиться к его осуществлению,
поскольку даже самые опытные сотрудники могут не охватить весь комплекс
действий, который предполагает данная мера принуждения. Плюс ко всему, всегда
необходимо учитывать такой фактор, как непредсказуемое поведение самого
задержанного, который может всячески препятствовать своим поведением
нормальному течению выполнения следователем или органом дознания всех
необходимых действий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. Анализ института задержания подозреваемого в совершении преступления 1.1. Понятие задержания лица по подозрению в
совершении преступления Уголовное судопроизводство –
урегулированная уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных
лиц, связанная с раскрытием, расследованием преступления и рассмотрением дела в
суде, а также система правоотношений, в которые вступают уполномоченные
субъекты друг с другом и с другими субъектами, вовлекаемыми в производство по
уголовному делу.
Основными
задачами уголовного судопроизводства, которые закреплены в ст. 6 УПК РФ,
являются:
1. Защита прав и законных
интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления.
2. Защита личности от
незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и
свобод.
При осуществлении
уголовного преследования уполномоченный орган (орган дознания, следователь)
обязан руководствоваться задачами осуществляемой деятельности, иметь базовую
направленность на установление истины по каждому уголовному делу, защиты
нарушенных прав потерпевших и привлечении виновных лиц к предусмотренной
законодательством ответственности[1].
В соответствии с
Конституцией Российской Федерации, международно-правовыми актами, такими как:
Всеобщая декларация прав человека, Международный Пакт о гражданских и
политических правах, Европейская Конвенция по правам человека – свобода и
личная неприкосновенность каждого человека являются неотъемлемыми правами, и
могут быть ограничены лишь в исключительных случаях.
Правоохранительные органы
при расследовании правонарушений используют разнообразные средства и методы для
достижения целей уголовного судопроизводства – назначение
уголовно-процессуальной деятельности не может достигаться посредством
необоснованного или незаконного ограничения конституционных прав и свобод
граждан.
Под мерами
государственного принуждения в российском уголовном процессе понимаются
определенные уголовно-процессуальным законом меры, которые носят принудительный
характер, реализуются независимо от воли и желания лиц, в отношении которых
избираются и связываются с определенным стеснением прав и свобод личности[2].
В своей статье А.Ф. Родин
отмечает, что «отсутствие единства в понимании предназначения задержания
начинается с разногласия в предложении самого определения задержания. Очевидно,
это вызвано тем, что данная мера государственного принуждения используется как
в административном, так и в уголовно-процессуальном законодательстве»[3].
Различные научные взгляды
о природе задержания подозреваемого, отсутствие законодательного единообразия в
этом вопросе сильно затрудняют нахождение «общего знаменателя», то есть
выработку унифицированной доктринальной позиции относительно его сущности и
определения его места как в системе правоохранительной деятельности в целом,
так и в системе уголовно-процессуального регулирования, в частности.
Любое задержание
представляет собой психологическое, материальное и физическое воздействия на
задержанное лицо. Только правильная оценка обстоятельств преступного
посягательства и справедливое применение мер уголовного принуждения в ходе
разбирательства по уголовному делу оправдывают применение ограничений прав и
свобод человека. Задержание как мера уголовно-процессуального принуждения
применяется: к подозреваемому, обвиняемому и осужденному. [1] Безлепкин Б.T.
Уголовный процесс в вопросах и ответах.: учеб. пособие. М.: Проспект, 2016. С.
185. [2] Уголовный процесс: учебник для среднего
профессионального образования / Под ред. Булатова Б.Б., Баранова А.М. —
7-е изд., пер. и доп. Москва: Издательство Юрайт,2020. 568с. [Электронный
ресурс] – Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/ugolovnyy-process-447282#page/1 [3] Родин А.Ф.,
Антропов А.А. Понятие и виды мер пресечения //В сборнике: WORLD
SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS сборник статей
XX Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. 2018. С. 240-243.