Курсовая теория на тему Юридический состав административного правонарушения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Общая характеристика административного правонарушения как основания административной ответственности 5
§1. Административная правонарушение: понятие, признаки, квалификация 5
§2. Юридический состав административного правонарушения 11
Глава II. Юридические лица как субъекты административного правонарушения 17
§1. Административно-правовой статус юридического лица в административно-деликтных отношениях 17
§2. Особенности определения вины юридического лица 21
Заключение 26
Список использованной литературы и источников 29
Введение:
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что административные правонарушения – явление, затрагивающее практически каждого, административное законодательство очень динамично, с каждым днем перед наукой административного права ставятся все новые вопросы, которые необходимо изучить, дать научную оценку с целью дальнейшего нормативного урегулирования. Кроме того, обеспечение правопорядка и законности являются одними из ключевых функций любого современного государства. Актуальность темы также связана с тем, что до настоящего времени в науке не получили полного исследования вопросы о поведении, которое противоречит социальным нормам, не выработано четкого понятия административного правонарушения и его сущности, нет единого мнения по вопросу о количестве элементов административного правонарушения и его признаков. Таким образом, все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы.
Объектом исследования курсовой работы выступают общественные отношения, в которых находят свое выражение признаки и элементы административного правонарушения, которые в своей совокупности представляют состав последнего.
Предмет исследования курсовой работы составляют правовые нормы, устанавливающие состав административного правонарушения; проблемы соотношения элементов и признаков состава административного правонарушения; общие и отличительные черты состава административного правонарушения.
Цель курсовой работы состоит в проведении комплексного общетеоретического исследования юридического состава административного правонарушения, его элементов и признаков.
Указанная цель достигается через ряд последовательных задач курсовой работы:
— раскрыть понятие, признаки и квалификацию административного правонарушения;
— изучить юридический состав административного правонарушения;
— рассмотреть административно-правовой статус юридического лица в административно-деликтных отношениях;
— проанализировать особенности определения вины юридического лица.
Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах правоведов по проблемам юридического состава административного правонарушения.
Методология и методы курсовой работы. При исследовании юридического состава административного правонарушения использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.
Нормативно-правовую базу курсовой работы составили: Конституция Российской Федерации , а также другие нормативно-правовые акты .
Структура курсовой работы определяется целями и задачами: она состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Административное правонарушение представляет собой общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации предусматривается административная ответственность.
Благодаря изучению литературы в области административного права мы пришли к выводу о наличии следующих признаков, определяющих административное правонарушение:
Во-первых, это деяние, выраженное как в форме действия, так и бездействия. При этом не выраженные вовне мысли, чувства не являются правонарушением;
Во-вторых, это деяние, которое могло быть совершенно как физическим, так и юридическим лицом;
В-третьих, деяние, являющееся по своей сущности противоправным действующему законодательству (нарушает нормы права);
В-четвертых, деяние, являющееся виновным, сопровожденным психическим отношением физического лица к данному деянию, либо связанным с непринятием всех зависящих от юридического лица мер по недопущению данного деяния;
В-пятых, деяние наказуемое. Иными словами, за совершения данного деяния предусмотрено административное наказание, что регламентировано Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существуют следующие элементы состава административного правонарушения:
1. Объект административного правонарушения — это общественные отношения, которые охраняются нормами административного права и которым противоправным деянием наносится вред.
2. Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, которые характеризуют внешнее выражение определенного правонарушения (место, время и др.).
3. Субъект административного правонарушения — это физическое или юридическое лицо и их характеристика (возраст, особенности административно — правового статуса, вменяемость и др.).
4. Субъективная сторона административного правонарушения — это психологическое отношение субъекта к противоправному деянию, выраженному в действии или бездействии, и его последствиям. Данный элемент состава административного правонарушения характеризуется виной субъекта административного правонарушения. Вину различают в двух формах: умысел и неосторожность. Виновность деяния свидетельствует о том, что оно совершено умышленно либо по неосторожности.
В ходе рассмотрения важной составляющей — административно-правового статуса юридических лиц — предписанные законом обязанности юридических лиц, неисполнение которых влечет ответственность, нами была дана характеристика административной ответственности, рассматриваемых субъектов права, и были обозначены проблемы как привлечения юридических лиц к административной ответственности, так и исполнения уже назначенного наказания. На основании чего можно утверждать, что институт коллективного субъекта в административном праве нуждается в правовом регулировании для более эффективного влияния на правонарушения юридических лиц и защиты законных интересов субъектов административного права.
Административная ответственность юридических лиц представляет собой самостоятельный вид финансово-правовой ответственности, заключающийся в претерпевании юридическим лицом неблагоприятных последствий, которые налагаются на организацию по решению уполномоченного органа в связи с совершением юридическим лицом административного правонарушения с целью восстановления нарушенных прав и интересов и предупреждения совершения новых правонарушений.
Категория вины юридического лица следует все- таки понимать с поведенческой концепции и должна она включать совокупность двух обстоятельств, т.е. возможность соблюдения организацией установленных норм и правил, а также непринятие всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Считаем, что необходимо ввести норму в КоАП РФ по аналогии со ст. 104.5 проекта ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, в связи с введением института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц», изложив ее следующим образом: «Административная ответственность за совершение правонарушений применяется в отношении организаций, обладающих в соответствии с законодательством РФ статусом юридического лица, за исключением органов государственной власти и органов местного самоуправления».
Фрагмент текста работы:
Глава I. Общая характеристика административного правонарушения как основания административной ответственности
§1. Административная правонарушение: понятие, признаки, квалификация
Каждый год в Российской Федерации совершается огромное количество противоправных деяний, затрагивающие различные сферы общественной жизни. Именно поэтому, общество устанавливает определённые границы дозволенного поведения. Если человек выходит за эти границы, то считается, что он совершил правонарушение. Именно этим и обуславливается актуальность данной темы. Ведь для успешной борьбы с правонарушениями, для начала, необходимо разобраться с понятием и видами правонарушений.
В юридической литературе правонарушения в зависимости от степени общественной опасности принято разделять на преступления и проступки.
К проступкам относятся административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Наиболее общественно опасными из них считаются административные правонарушения.
«В соответствии с КоАП РФ, а именно ч. 1 ст. 2.1 данного Кодекса, под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
В настоящий момент в науке не представлено четкого определения термина «административное правонарушение», хотя существует большое количество различных точек зрения относительно данного понятия. Авторы совершенно по — разному оценивают административное правонарушение и описывают его сущность .
Для наиболее полного понимания термина «административное правонарушение», необходимо осуществить анализ подходов к его определению, которые предлагаются различными авторами. На основе рассмотренных подходов представляется возможным выработать собственное определение.
В первую очередь, необходимо отметить, что административное правонарушение – основание административной ответственности, одна из форм противоправных деяний, которые посягают на общественные интересы, а потому требует наиболее тщательной разработки в части относящихся к ней документально оформленных положений.
Итак, рассмотрим несколько позиций авторов по отношению к определению сущности термина «административное правонарушение»: Некоторые авторы занимают теоретическую позицию, основанную на понимании административного правонарушения как нарушения административно — правовой нормы, в отношении которого налагается наказание, исходящее от властных полномочий органа государственного управления, а не в судебном порядке ; Другая позиция определяет административное правонарушение как нарушение или неисполнение административно — правовых норм, которые определяют определенные правила поведенческой деятельности в различных отраслях управления и снабжаются административной санкцией ; Наиболее интересной в части определения содержания термина является позиция, которая основывает определение на сущности административного правонарушения как общественно вредных действий или бездействия, которые нарушают предписания административно — правовых норм, обеспечиваются санкциями в виде конкретных наказаний, и регулируемые ими общественные отношения в сфере государственного управления, которые отличаются от преступлений меньшей степенью общественной опасности и потому влекут за собой административную ответственность .
Таким образом, можно выделить общие признаки административно правонарушения:
1. общественная опасность;
2. конкретное деяние физического или юридического лица;
3. противоправность;
4. виновность;
5. наказуемость
Так в работах В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева, Денисова Ю.А. и других специалистов в области административного права выделяются именно эти признаки административного правонарушения.
«Практическая значимость признаков правонарушения выражается в том, что установление их наличия в конкретном деянии позволяет рассмотреть его в качестве административного правонарушения, т.е. фактического основания административной ответственности» . Иными словами, чтобы деяние как правовое явление можно было признать административным правонарушением, оно должно обладать абсолютно всеми указанными чертами.
Общественная опасность или вредоносность деяния означает, что причиняется реальный вред или существует угроза причинения вреда общественным отношениям, охраняемым правом.
Двумя возможными вариантами противоправных деяний физических и юридических лиц являются:
Действие — это активное нарушение установленного запрета, правила, нормы стандарта;
Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в не совершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежавших на нём обязанностей.
Также административное правонарушение всегда должно нести противоправный характер, т. е. нарушать нормы действующего административного законодательства. Если деяние не является противоправным, то оно не может повлечь за собой наступление административной ответственности.
Виновность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние является результатом свободного волеизъявления.
Так, в ст. 2.2 КоАП РФ разъясняются существующие формы вины (умышленное совершение административного правонарушения и по неосторожности):
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.