Курсовая теория на тему Юмористические рассказы как предмет для чтения и анализа по русскому языку и литературному чтению в начальных классах.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА
1. ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКЕ. 7
1.1.Характеристика рассказа как литературного жанра. 7
1.2.Юмористическое произведение и требования к современному уроку 9
1.3.Роль юмористических
произведений в развитии познавательных способностей младших школьников. 18
1.4.Юмористический рассказ и его значение в процессе
воспитания. 20
ГЛАВА
2. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ.. 24
2.1.Использование методов и приемов по работе с юмористическими текстами 24
2.2. Описание технологии по работе с юмористическим текстом на уроке 27
Заключение. 33
Список литературы.. 35
Введение:
Тема
«Юмористические рассказы как предмет для чтения и анализа по русскому языку и
литературному чтению в начальных классах» является актуальной на сегодняшний
день темой для исследования. Актуальность исследования вызвана тем, что уроки
литературного чтения – это не только уроки развития речевых умений и навыков,
но и уроки погружения учащихся в мир художественной литературы, уроки
воспитания читательской культуры.
При
этом следует заметить, что культура читателя не сводится исключительно к умению
бережно обращаться с книгой. Культура чтения проявляется, прежде всего, в умении глубоко понимать смысл
читаемого, способности выбрать нужную и правильную книгу для чтения и понимать
необходимость чтения художественной литературы. Культура чтения определяющим образом
влияет на духовно-нравственное и эстетическое развитие личности обучающегося.
Современный
урок литературного чтения направлен на формирование основ читательской культуры
младшего школьника и его литературное развитие.
Литературное
развитие – это один из компонентов в общей системе обучения, развития и
воспитания младших школьников.
Основными
компонентами литературного развития исследователи называют: начитанность
ученика, высокий устойчивый интерес к чтению, специальные умения
самостоятельного читателя. При этом начитанность понимается как знание детьми
фамилий авторов произведений, к которым они обращаются, а также умений
правильно называть произведения, определять их темы и жанры.
Прийти
к достижению цели литературного развития можно только при условии включения
каждого ученика в активный познавательный процесс на уроке, осознанию его как
активного субъекта образовательного процесса.
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
направлен на то, чтобы научить ребенка учиться, овладеть универсальными
учебными действиями, достичь им определенных образовательных результатов.
В
лингвистической литературе изучению комического как основы юмористических
рассказов уделяется не достаточно внимания. Проблема изучения комического и
средств его выражения заслуживает постоянного изучения в современной научной
литературе. Средства и приемы комического привлекали к себе внимание уже в
период Античности. Уже тогда сформировалось утверждение, что сатирическое
произведение обладает огромной силой воздействия на внутренний мир человека,
создает неповторимое впечатление.
В
современных научных публикациях средства и приемы комического, как правило,
рассматриваются на материале художественной литературы. Исследователь нередко
находится под впечатлением индивидуальной творческой манеры писателя, что в
определенной степени препятствует выведению обобщений. Попытки подобных
обобщений наблюдаются лишь в некоторой части эстетической литературы,
посвященной вопросам теории комического[1].
Хотя
устойчивого определения понятию комического в литературе сегодня нет, многие
исследователи отождествляют комическое с различными понятиями, в том числе и со
смешным. По мнению Ю. Б. Борева[2], не все смешное будет комичным. Смех может
быть результатом воздействия нескольких факторов.
Природу комического нельзя считать однозначной, это
замечали многие теоретики. Они разделяли комическое на различные виды, взяв за
основу области, которые охватывает комическое. Так А.М. Макарян выделяет четыре
вида комического: смешное комическое; наивное комическое; односторонне
враждебное комическое и осуждающее комическое. Но эти разграничения, к
сожалению, не отвечали на вопрос о происхождении его природы комического.
Известный исследователь Б. Дземидок в своей
работе, посвященной теории комического, хотя и не рассматривает средства
комического, однако, уделяет особое внимание исследованию его форм и способов.
Он отмечает пять приемов создания комического: 1) видоизменение и деформация
явлений; 2) неожиданные эффекты; 3) несоразмерность в отношениях и между
явлениями; 4) мнимое объединение абсолютно разнородных явлений; 5) создание
явлений, которые по существу или по видимости отклоняются от логической нормы[3]. В
работе будут рассмотрены средства и приведены примеры их использования на
уроках начальной школы.
Итак, объектом исследования выступает
юмористический детский рассказ.
Предмет исследования — процесс работы над
юмористическим рассказом на уроках русского языка и литературы в начальной
школе.
Целью данной курсовой работы является определение
значимости юмористических рассказов при изучении русского языка и литературного
чтения в начальных классах.
Задачи курсового исследования:
— изучить и проанализировать научно-методическую и
психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
— обозначить роль юмористических рассказов для
развития познавательных способностей и нравственности обучающихся;
— определить наиболее эффективные методы работы
над юмористическим рассказом на уроках русского языка и литературы в младших
классах.
Теоретическая значимость исследования заключается
в обобщении представлений о работе над юмористическим рассказом в начальной
школе.
Теоретическая значимость заключается в возможности
использования описанных в работе методов и приемов работы с юмористическим
рассказом на уроках в начальных классах.
Методологической основой исследования выступают:
— общефилософский принцип объективности;
— логические методы анализа и синтеза;
— личностно-деятельностный подход.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы. [1] Кязимов Г. Теория комического. Проблемы языковых
средств и приемов // URL: www.uludil.gen.az (дата обращения: 01.11.2021) [2] Борев
Ю. Эстетика: Учебник // URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Borev/_04.php
(дата обращения: 02.11.2021) [3] Дземидок Б. О комическом // URL: https://www.studmed.ru/dzemidok-bogdan-o-komicheskom_9e6305e7095.html
(дата обращения: 01.11.2021)
Заключение:
Изучив
психологическую, педагогическую и методическую литературу, нами были
проанализированы аспекты формирования читательских умений у детей младшего
школьного возраста с помощью юмористических рассказов.
В период начальной школы на всю дальнейшую жизнь
закладываются основы личности человека. В это время дети наиболее быстро и
активно перенимают нормы поведения окружающих, овладевают связной речью —
средством коммуникации. Вообще, развитие речи ребенка можно считать одним из
важнейших показателей его психического развития.
В современных условиях вопросы развития речи у
детей приобрели особую актуальность – большое количество научных работ
педагогов, психологов, дефектологов исследуют проблему формирования связной
речи у детей.
Дети младшего школьного возраста из-за
недостатков развития связной речи страдают определенными недостатками и в
поведении, и в общении, так как связная речь играет чрезвычайно важную роль во
всестороннем развитии детей, более того – она является необходимым условием
этого развития.
Связная речь — не только самостоятельная форма
речевого общения, но и средство обучения детей, и средство, позволяющее
контролировать их знания. В процессе овладения речью дети получают ключ к
познанию мира предметов и явлений, осваивают диалог как главную форму речевого
общения. Дети в младшем школьном возрасте уже в состоянии понять юмор в
рассказе, овладеть смыслом рассказа. Они уже начинают чувствовать
выразительность и красоту языка. Все это способствует приобщению к
нравственному опыту, жизненной мудрости.
Виды и формы работы с юмористическими рассказами
весьма разнообразны, но все они в основном построены на базе трех основных
видов изучения: чтение, пересказ, инсценировка. Все три вида имеют свои
преимущества.
Во-первых, такая форма доставляет детям
множество позитивных эмоций, веселья, радости. На таком эмоциональном фоне
легче и полнее усваивается материал.
Во-вторых, совместная деятельность не только
приносит радость и детям, и взрослым, но и создает в классе комфортную
психологическую обстановку, помогает решению текущих педагогических задач.
В-третьих, это превосходный способ развития
чувств ребенка. Эмоционально выразительные рассказы, разговоры про героев, про
чувства, испытываемые ими, про трудности, преодолеваемые ими, подготовка к
инсценировке, разыгрывание сказки — все это прекрасно развивает восприимчивость
ребенка.
Таким образом, работа над юмористическими
рассказами помогает наиболее полному решению задач образовательного и
воспитательного плана. Сейчас вопросы эстетического и нравственного воспитания
детей имеют особенное значение.
Описанные
в курсовой работе методы и приемы организации уроков способствуют эффективному
развитию эмоционального восприятия произведений искусства, пробуждает в детях
творческое начало, способность самостоятельно мыслить, помогает в формировании
эстетического восприятия мира.
Современные
социокультурные реалии требуют разработки теории и методики использования
юмористических рассказов как средства воспитания ребенка. Юмористический
рассказ в силу своей глубокой эмоциональной насыщенности может оказать
комплексное воздействие на картину мира ребенка, определяя его мироощущение, а
следовательно, и стиль поведения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ КАК СРЕДСТВО
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКЕ
1.1.Характеристика рассказа как литературного жанра Рассказ – малая литературная форма, повествовательное произведение небольшого
объёма с малым количеством героев и ограниченное во времени.
В основе рассказа лежит повествование о каких-либо
событиях действительности, то есть главной, определяющей характеристикой жанра является
определенным образом выстроенный сюжет – осознанная и воплощенная писателем в произведении схема событий,
образующая систему, в которой раскрываются конфликт и характеры в определенных социальных
условиях.
Основная отличительная особенность рассказа
состоит в том, что в нем говорится об отдельном событии. Характер героев в силу
этого показан как уже сложившийся, определенный, количество персонажей является
ограниченным.
Повествование в рассказе представлено в небольшом
объеме, обеспечивающем тематическую однородность произведения. Жизненный
эпизод, избранный писателем для детского произведения, наделяется конкретным
смыслом.
Перечислим особенности рассказа, отличающие его от
других литературных форм:
— небольшой объём;
— в основу
сюжета положено чаще всего одно ключевое событие, остальные лишь обозначены
автором;
— небольшие количество действующих лиц;
— интерес автора к определенной теме;
— ограничение сюжета решением одного основного
вопроса, поднимающегося в произведении.
Выделим некоторые закономерности, присущие
рассказу.