Курсовая теория Иностранные языки Языкознание

Курсовая теория на тему Языковые средства выражения невербальных элементов коммуникации в тексте.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Явление невербальной коммуникации в системе лингвистических средств и факторов 5
1.1 Явление невербальной коммуникации и ее функции 5
1.2 Соотношение средств невербальной коммуникации и паралингвистических компонентов 8
Глава 2. Особенности использования невербальных компонентов тексте 15
2.1 Общие основы реализации невербальных компонентов коммуникации в тексте 15
2.2 Специфика реализации компонентов невербальной коммуникации в художественном тексте 17
Заключение 20
Список литературы 22

  

Введение:

 

Главная цель процесса общения и коммуникации людей состоит в том, чтобы достичь оптимального взаимопонимания. Для того, чтобы максимально точно передать свое сообщение, человеку доступен широкий спектр средств лингвистического и культурного происхождения. Так, например, кроме непосредственно словесного содержания сообщения в процессе коммуникации индивид применяет также невербальные средства коммуникации: паралингвистическая система и телесные знаки. При непосредственно общении субъектов между собой речевой и неречевой компонент процесса коммуникации представляют собой единое целое: жесты, мимика, поза, интонация сопровождают речь, и если реципиент понял смысл невербального компонента некорректно, то процесс коммуникации можно считать непродуктивным.
Невербальные элементы коммуникации позволяют передать значительный объем информации, в том числе в их основе лежит глубинный культурный слой, проявляющий ментальность собеседников и происходящие в его сознании умственные операции. Так, невербальные средства коммуникации помогают выявить не только специфические свойства характера и эмоциональное состояние конкретного субъекта, но также имеют непосредственное отношение к культурным характеристикам определенных наций.
При анализе текста следует фокусировать внимание на невербальных компонентах процесса общения, которые обозначены в нем посредством соматизмов и соматических речений – лексических средств, отображающих мимику, жесты, коммуникативно важные телодвижения и специфика фонации. В таких текстах автор совершает попытку максимально возможным образом отождествить ситуации коммуникации и диалоги с реальными, для чего обязательным является описание жестов, мимики и движений, которыми герой сопровождает свою речь. Помимо этого, описание внешнего поведения персонажей в процессе их общения в сюжете дает возможность читателю максимально точно воспринять и понять специфические характеристики их характера и личности, составить полноценную картину представлений о их жизни и деятельности, понять их интересы, эмоциональные состояния, отношение к миру и другим героям. Для этого читателю необходимо знать и понимать смысл соматизмов и соматических речений, применяемых в художественных текстах, за счет этого будет достигнуто более глубокое понимание смысла текста, адекватное его восприятие и трактовку.
Соматизмы и соматические речения также позволяют более глубоко понять характер героев. Необходимо, чтобы читатель умел определять такие компоненты в тексте, адекватно их воспринимать, соотносить с темой и контекстом произведения и получать информацию, позволяющую сформировать полноценный образ героя и его психологический профиль. Это обуславливает актуальность исследований в данном направлении.
Цель исследования: анализ и выявление особенностей невербальных элементов коммуникации, их роли и значения в тексте.
Объект исследования: невербальные компоненты коммуникации в тексте.
Предмет исследования: специфика применения невербальных элементов коммуникации в тексте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать определения паралингвистики, невербальной коммуникации и их специфику;
2. Изучить особенности и специфику выражения невербальных компонентов в тексте;
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученных данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ситуации реальной непосредственной коммуникации субъекты применяют все доступные им средства для решения собственных коммуникативных задач. Сообщение может быть транслироваться не только с помощью речи, или вербальной коммуникации, но и с помощью невербальной коммуникации — обмена информацией без помощи слов. В данном случае индивид, передающий сообщение, прибегает к тому потенциалу, который предоставляется ему его собственным телом: он передает информацию с помощью моторики (кинесики), жестов и мимики и фонационными средствами. Описанные элементы рассматриваются в качестве средств невербальной коммуникации только при условии, что они имеют определенную коммуникативную важность, иными словами, несут в себе существенную для общающихся информацию.
В зависимости от того, сопровождает ли адресант устную речь средствами невербальной коммуникации или передает информацию без помощи слов, используя только язык тела, можно дифференцировать элементы невербальной коммуникации (транслирующие информацию при абсолютном отсутствии устного сопровождения) и паралингвистических средствах (сопровождающих устное высказывание). Паралингвистические средства также следует рассматривать в качестве невербальных, но их использование сопровождает вербальное высказывание в обязательном порядке. Невербальная коммуникация представляет собой отображение компонента внутренней программы субъекта, иными словами, общей схемы сообщения, которое говорящий хочет передать. Средства невербальной коммуникации имеют большое значение в передаче и трактовке сообщения, т. к. оказывают значительное воздействие на суть информации, переданной вербальными средствами: подтверждают ее, дублируют, дополняют, опровергают и т. д.
В художественном тексте невербальная коммуникация выражается соматизмами и соматическими речениями, т. е. лексическими средствами, описывающими мимику, жесты, коммуникативно значимые телодвижения и фонационные особенности. Большое значение соматизмы имеют при изображении внутреннего мира персонажа в художественном произведении и создании его психологического портрета. Автор часто концентрирует внимание читателя на особенностях выполнения действия, на поведении героев, что содействует в формировании реалистичного образа героя в художественном произведении.
Образ персонажа не ограничивается его вербальными высказываниями. Невербалистика помогает полностью раскрыть его, изображает его психологические особенности, интенцию, отношение к миру и другим персонажам.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Явление невербальной коммуникации в системе лингвистических средств и факторов
1.1 Явление невербальной коммуникации и ее функции

Функционирование человека в социуме детерминируется, в первую очередь, возможностями его осуществления процессов общения и коммуникации. Язык представляет собой прямое выражение мысли, иными словами, того содержания, которое субъект желает передать другому человеку. Посредством языка и условно обозначаемого языка тела субъект получает возможность обмениваться информацией, излагать свои желания, точку зрения и т. д. Иными словами, можно говорить о том, что язык — это средство субъекта, живущего в социуме, которое позволяет человеку занимать в этом социуме определенную позицию.
Очевидно, что язык первичен в своей функции выражения человеческой мысли [6]. Коммуникация формируется в конкретных обстоятельствах, которые имеют большое значение в том, к каким инструментам и приемам прибегает говорящий. Если взять данный тезис в качестве основы, то можно дифференцировать вербальную и невербальную коммуникацию.
Непосредственно коммуникация в широком смысле функционирует как системы, внутри которой реализуется и взаимодействие субъектов, и процесс взаимодействия, и его методы. Говоря иначе, это общение и организация совместной деятельности людей. Вербальная коммуникация представляет собой основной метод общения и реализуется посредством языковых средств. Она способна выражаться как в устной, так и в письменной форме. Иными словами, можно с уверенностью говорить о том, что это язык ежедневного общения, устная и письменная речь.
Невербальная коммуникация не подразумевает применения вербальных средств (речевых и языковых); это обмен информацией, который осуществляется вне языковых средств общения. Средствами невербальной коммуникации и невербального общения выступает тело человека и конкретная ситуация, когда для осуществления собственных замыслов субъект использует параязыковые, или паралингвистические элементы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы