Курсовая теория на тему Ярмарка, как традиционная форма русского народного праздника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретически аспекты исследования русского народного праздника 5
1.1. Ярмарка как часть народной праздничной культуры 5
1.2. История ярмарки 9
Глава 2. Анализ ярмарки как традиционного гуляния 15
2.1. Гуляния на ярмарке, представления и герои на ярмарке 15
2.2. Современные аспекты ярмарок как традиционной формы русского народного праздника 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Введение:
Ярмарка – один из древнейших российских праздников. В Западной Европе первые ярмарки возникли в XII веке. Они представляли собой базары с розничной торговлей и с увеселительными мероприятиями, проводившимися в связи с религиозными и народными праздниками [18].
Актуальность данной темы состоит в том, что культурные запросы граждан постоянно возрастают, а значит, организаторы социально-культурной деятельности должны регулярно находить инновационные и необычные способы для того, чтобы проводить различные мероприятия, обновлять материально-техническую базу и т.д.
Цель современных ярмарок — сохранить традиции и обычаи.
Соответственно, сформулируем цель: охарактеризовать ярмарку как традиционную форму русского народного праздника.
Цель определяет задачи работы:
1. Рассмотреть русский народный праздник: его особенности и формы проведения.
2. Охарактеризовать ярмарку и ее отличительные черты.
3. Выделить особенности театрализованных представлений на ярмарке.
4. Рассмотреть современные аспекты ярмарок как традиционной формы русского народного праздника.
Объект исследования: ярмарка как традиционная форма русского народного праздника.
Предмет: особенности организации и проведения ярмарки.
В работе использовались такие методы, как:
— анализ научной, научно-методической и научно-практической литературы,
— анализ интернет-источников.
— анализ практической деятельности.
Степень разработанности вопроса: данные вопросы исследовали многие авторы. Проблемы организации ярмарки рассматривали Жаркова Л.С., Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. и др. Проблемы составления типологий и классификаций форм, методов и средств организации ярмарочных гуляний Новикова Г.Н., Григорьева Е.И. и др.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Русские ярмарки появились на рубеже XIV – XV вв., практически сразу же после исчезновения феодальной раздробленности и образования единого русского государства. В предшествующий период актуально говорить о погостах – местах для торговли и центрах сельской общины. Также существовали и торжки, на которых собирались многочисленные купцы и жители близлежащих деревень.
Ярмарки, в отличие от погостов и торжков, предполагали вовлечение в торговлю не только близлежайших территорий, но и отдаленных окраин. Поскольку торговля на погостах и торжках носила локальный характер, их нельзя сравнивать с ярмарками.
Ярмарки в полном смысле этого слова появляются только к XV в., когда в экономике намечаются тенденции развития рыночных отношений с расширением зоны географического охвата и вовлечением в них самых отдаленных территорий.
Ярмарки получают активное распространение в Петровскую эпоху, и непосредственной предпосылкой для этого служит мануфактурное производство.
Ярмарка была не просто местом скопления торговцев, где можно было приобрести практически любую утварь (зачастую – совсем ненужную). Чтобы потешить публику, устраивались показательные выступления шутов и скоморох. Часто их использовали, чтобы в более выгодном свете представить товар, и шуты послушно нахваливали зерно или лошадей. Животных, между прочим, на ярмарках продавалось очень много: здесь были не только лошади, пригодные для хозяйства, но и медведи. Многие животные были крадеными и старыми. Хитрые торговцы шли на самые разные ухищрения, чтобы поскорее сбыть живой товар с рук и получить за него деньги: лошадей перекрашивали в разные цвета, устанавливали седла и дуги, чтобы скрыть внешние дефекты.
Ярмарка служила не только местом сбыта товара и всеобщего увеселения. Здесь можно было приобщиться к самым разным занятиям и ремеслам, оценить последние достижения науки и техники.
Ярмарка длилась несколько месяцев в году, поэтому все, кто хотел, успевал запастись гостинцами и подарками как для себя, так и для родных.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретически аспекты исследования русского народного праздника
1.1. Ярмарка как часть народной праздничной культуры
Многие считают, что культурологический нюанс праздников, это то, что праздники как явление культуры — это последствие рвения людей к отдыху после интенсивных трудовых будней, своеобразная охрана от физиологической и нравственной усталости. Однако с этим утверждением разрешено согласиться только отчасти.
Истинный фактор происхождения праздников как вещества общечеловеческой культуры — это итог скопления людьми, человечеством в целом культурного эксперимента, беспристрастно нуждающегося в хороших, чем ежедневная жизнь, проявлениях [5,с.54].
Если разглядывать праздники как типичное изображение скопления людьми культурного эксперимента, нужно увидеть, что этот эксперимент — многообразен. Необходимо совокупно изучить производственный, бытовой, церковный, национальный, высоконравственный, эмоциональный, международный географический эксперимент как продукт человечной культуры [2,с.114].
Каждый из данных качеств представляет трудную структуру. Например, при исследовании географического элемента, которым накоплен культурный эксперимент, нужно учитывать климатические, ландшафтные, межэтнические и остальные стороны вопроса.
Соглашаясь с иными культурологами, которые считают, что торжественная цивилизация людей — это защитная реакция на бремя труда, нужно увидеть, что этот довод не единый. Однако в крайнее время он играет огромную роль вследствие повышения производительности труда, его интеллектуальной и физиологической напряженности.
Физическая усталость и эмоциональная напряженность ведет к плохим результатам дома, на работе, в кругу друзей.
И все это приводит к сознательному и бессознательному рвению людей к биосоциальной охране, одно из ярчайших проявлений которой отображается е в торжественной культуре.
Один из наиболее авторитетных отечественных исследователей феномена праздника М.М. Бахтин определяет его как специфическую форму человеческой культуры, имеющую первичный характер. Цивилизационное назначение праздника состоит в том, что именно через него происходит консолидация и объединение общества при помощи единой системы ценностей [4,с.34].
Возникновение праздника как особого культурологического явления может быть объяснено путем обращения к целому комплексу причин. В целом, мы можем выделить несколько обобщенных подходов к анализу сущности данного явления общественной жизни.
Начиная от наиболее упрощенного анализа культурологических аспектов праздников, согласно которому данное специфическое явление культуры стало своего рода следствием естественного, присущего от природы каждому человеку стремления к отдыху и расслаблению после завершения определенного этапа трудовой деятельности, то есть своеобразным защитным барьером, предохраняющим наших предков и нас самих от чрезмерной физической и моральной усталости.
Таким образом, любое праздничное событие может рассматриваться в качестве своеобразного отражения истории государства, на территории которого оно зародилось, миропонимания и мировосприятия его граждан в тот или иной период времени.
Многие элементы современной российской праздничной культуры имеют четко выраженное языческое происхождение, ставшее своего рода фундаментом, на который впоследствии наложились черты православного вероучения. К ним относятся праздник зимнего солнцеворота, встреча весны, день летнего равноденствия, праздник жатвы и так далее. Использование христианской церковью таких праздников и преобразование их при помощи приспособления к датам православного календаря, привело к тому, что в большие праздники русский народ соблюдал одновременно два типа обрядов: видоизмененные церковные, а также старинные языческие. Причем иногда ситуация складывалась таким образом, что церковное учение истолковывалось представителями народа в смысле противоположном и даже противоречащим догматам православия, что, конечно же, вызывало недовольство церкви и ее представителей [2,с.114].
Имевшие христианское происхождение праздники, значение которых осталось практически неизменным в российской праздничной культуре вплоть до настоящего времени, были связаны, как правило, с памятными днями священной истории христиан.
В ходе исторического развития российской праздничной культуры произошло постепенное стирание границы между языческой обрядовостью и христианскими традициями, возникли праздники, объединяющие в себе элементы и того, и другого (одним из наиболее ярких примеров такого синтеза является праздник Масленицы). Наряду с периодом становления российской государственности, в дальнейшем наиболее существенное влияние на современную праздничную культуру оказали два этапа в историческом развитии нашей страны: этап существования России в границах СССР, а также современный период истории Российской Федерации (с 2011 года и до настоящего времени). Из числа праздничных традиций, оказавших наибольшее влияние на современную российскую праздничную культуру, относящихся к первому названному нами этапу, мы можем выделить несколько, имеющих светский характер. Данные праздники являются элементами современной праздничной культуры и отражают фактор ее неоднородности, смешанности в ней самых разнообразных элементов. К таким праздникам относятся наиболее распространенные на территории нашей страны Новый год, День Победы, День народного