История отечественной культуры Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Яркие приметы культуры первого десятилетия 21 века

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения понятие примет и суеверий 4
1.1 Общее понятие примет культуры 4
1.2 Классификация примет 8
Глава 2. Выявление популярных примет первого десятилетия XXI века 13
2.1 Истоки происхождения популярных примет первого и второго десятилетия XXI века 13
2.2 Приметы россиян первых двух десятилетий 21 века и до современного периода 27
Заключение 32
Список литературы 34

  

Введение:

 

Актуальность темы. Прилив суеверия в настоящее время сильно идет на подъем. В последние годы появилось много сочинений о волшебстве, частью в форме исторического изложения, частью в форме перепечатки старинных сочинений о магии. Наряду со строго научными статьями печатаются также истории о привидениях и бабьи сказки.
Приметы вошли в обиход россиян, как неотъемленная часть их жизни. Это передаётся из поколения в поколение, и уже с детства люди плюют через левое плечо. Ещё в произведении «Слово о полку Игореве», что датируется XII веком, были написаны строки «…Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла…», «…Уже беду его стерегут птицы по дубам; волки грозу накликают по оврагам; орлы клектом на кости зверей сзывают; лисицы брешут на червленые щиты…». Каждая деталь предвещала беду, и люди чувствовали это.
Возможно, так и рождались народные суеверия. Но почему, не смотря на развитие науки и популяризации тезисов о том, что сверхъестественных сил не существует, люди в новейшем времени продолжают верить в приметы и поддаваться влиянию суеверий? Данная тема является актуальной, что подтверждается верой современных россиян в приметы и суеверия.
Таким образом, целью своей работы ставлю изучение самых ярких примет культуры первых двух десятилетий 21 века.
Исследуя выбранную цель выполнить такие задачи, как:
-изучение понятий приметы и суеверия;
-анализ классификаций и видов примет;
-рассмотрение истоков происхождения самых популярных среди россиян примет и суеверий и изучение литературы, содержащей материал о приметах и суевериях.
Объектом изучения служат известные приметы и суеверия первых двух десятилетий XXI века.
Предмет изучения: Яркие приметы культуры первого десятилетия 21 века.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Народные приметы и суеверия существуют столько же, сколько существует само человечество. Безусловно, приметы дошли до нас из самых далеких глубин древности и имея самые различные формы и проявления народные приметы и суеверия порой невероятно точно подмечают истинную суть происходящих процессов.
До сих пор в обыденной жизни нас окружают разного рода поверья, народные приметы и суеверия. Это существенная область народного мировоззрения, целый мир, складывавшийся на протяжении столетий. В верованиях русских крестьян жили сверхъестественные существа, которые наделяли особым смыслом весь окружающий мир.
К самым ярким приметам культуры первого десятилетия 21 века относятся такие:
Магическими свойствами в народном понимании обладает веник. Верят, что именно под ним живет домовой. Не зря существует примета забирать старый веник в новый дом, ведь домовой – хранитель семейного очага и благополучия. Также веник оберегает от сглаза и нечистой силы. А для того, чтобы домовой помогал и защищал хозяина, веник должен стоять в углу ручкой вниз. Понятно и то, что хранение веника в таком положении позволит увеличить срок его службы.
Распространенная примета, запрещающая свистеть в доме, тоже связана со сверхъестественным пониманием окружающего. Свист напоминает завывание ветра, который может причинить ущерб домашнему хозяйству, унести добро.
Мыть и подметать пол сразу после ухода родственника или гостя нельзя, потому что это может навредить этому человеку. Уничтожать еще сохранившиеся его мистические следы – все равно, что выгонять его из дому.
Хранить разбитую посуду – к несчастью. Такая посуда олицетворяет нецелостность, ущербность, и хранение ее в доме может навлечь разногласия в семью. Сюда же относится обычай бить посуду на свадьбе, что олицетворяет прощание невесты с девственностью.
Вечером мусор не выбрасывай: могут обворовать. После захода солнца, еще по древним славянским представлениям, начинает властвовать нечистая сила. Также мусор считается пристанищем неприкаянных душ, поэтому и опасно, и негоже избавляться от него ближе к ночи.
Икона упала – к покойнику. Причина этого поверья кроется в отношении к иконе как к покровительнице человеческой души. На иконах изображены те, кому человек молится о здоровье и благополучии, и падение святого образа воспринимается как потрясение. Подобные верования связаны с портретом человека и с разбившимся зеркалом.
По-особенному русский народ относился к хлебу, что очень заметно в приметах. Нельзя выбрасывать хлеб, лучше скормить его птицам, тем более что они олицетворяют души умерших. Хлеб – символ единства семьи, отсюда выражение «отрезанный ломоть» и примета если хлеб в печи раздвоился уедет кто-то из домочадцев. Отрезав кусок хлеба, не втыкай нож в каравай – к голоду. Хлеб – это одухотворенной существо, он все чувствует, может обидеться и лишить дом своего покровительства. Хлеб не выпекается – к разлуке или разорению. Считалось, что души умерших питаются ароматом выпекаемого хлеба, и если он не выпекается, значит, души предков не навещают дом, не оберегают его. Также запрещалось убираться дома, пока выпекается хлеб, а то достатка не будет. Любой шум может напугать и обидеть его. Хлеб надо уважать, и заниматься только одним делом.
Рассыпать соль – к ссоре. Все дело в том, что на Руси соль долгое время была очень дорогим продуктом. Также, соли боится нечистая сила (отсюда обычай встречать гостей хлебом-солью). Чтобы избежать неприятностей после того как рассыпали соль, народная мудрость советует трижды плюнуть через левое плечо или посмеяться. Ведь за левым плечом – черт, и такими действиями вы покажете, что не боитесь происков нечистой силы и не огорчаетесь из-за пустяка.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения понятие примет и суеверий
1.1 Общее понятие примет культуры

Примета – важная составляющая часть национальной культуры. Имея прямое отношение к культурным и этническим сферам человеческого общества, приметы отражают «языковую картину мира» его носителей. Они находятся в тесной связи со многими сферами жизни и быта человека, обобщают многолетние наблюдения людей над природными явлениями.
Несмотря на свою архаичность погодные приметы продолжают свое существование, что подтверждает особенности исследования их функционирования в современной речи. Необходимость изучения народных примет объясняется тенденциями, которые наблюдаются в современной лингвистике в связи с активным взаимодействием различных национальных культур, что стимулирует проведение исследований национальных языковых картин мира, особенностей языкового сознания разных народов, проявления национально-специфических черт человеческого опыта взаимодействия с окружающей действительностью [6,c.90].
На современном этапе своего развития, приметы все еще не имеют четкой классификации. Разные историки и лингвисты по-разному понимают понятие примета, относя ее, то в народных паремьях бытового значения (Г. Л. Пермяков), то сопоставляют с предрассудками и поверьям (Г. Я. Никифоровский), третья группа относят паремию к приметам, которые отображают погодные явления. К сторонникам третьей группе относятся современные лингвисты и историки Марьяна и Зоряна Лановик, которые характеризуют примету, как «устойчивое выражение, в котором определенные явления природы соответственно к смене времен года связывают с климатическими или погодными изменениями, которые влияют на последствия земледельческого труда: «Гром гремит – будет хлеб родит», «Два дождика имею – вероятно быть урожаю». Исследовательницы полагают, что они преимущественно употребляются в прямых значениях, без подтекста или чрезмерной художественной образности», и относят их к народной агрономии [3, с. 443].
Еще в первой половине XXI веке выдающийся географ и метеоролог-климатолог А.И. Воейков рекомендовал тщательно изучать народные приметы погоды, полагая, что в них можно найти зачатки древних знаний. «Как полководец изучает силы своего врага, так и мы должны знать свой климат, чтобы бороться с ним и победить его [5, с. 146]». Именно поэтому, для рассмотрения были выбраны, наименее исследовании, однако наиболее распространены в двух национальных культурах метеорологические приметы.
Несмотря на то, что первый телевизионный прогноз погоды был показан именно в Англии 11 ноября 1936 года, англичане продолжают черпать знания из в коренелых жизненных наблюдениях. О чем свидетельствует большое количество песен и поэзии, которые базировались именно на погодных приметах.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы