Курсовая теория на тему Японские лаки. История возникновения и развития. Технические и художественные особенности. Мастера.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Японские лаки. История возникновения и развития 5
1.1. Исторический аспект техники и искусства лакирования 5
Глава II. Технические и художественные особенности японских декоративных лаков 8
2.1. Традиционные техники работы с лаком уруси 9
2.2. Технология изготовления лака 11
Глава III. Мастера лакового искусства 13
Заключение 15
Список использованной литературы: 17
Введение:
В переводе с английского слово «Japan» (Япония), кроме названия страны, означает еще и «японский лак», «лакирование», «черный лак», «японское лакированное изделие». Именно лаковое искусство является одним из национальных достояний Японии, принесшим всемирную славу этому государству с древних времен.
На сегодняшний день, эксперты и коллекционеры технику японского лака считают, что она «являет собой безупречный вкус и самое изысканное ремесло среди прикладных искусств всего мира».
Актуальность данной работы определяется тем, что японские лакированные изделия представляют достаточно большой интерес не только для коллекционеров, но и для разных категорий граждан во всем мире.
Данная тема выбрана потому, что декоративное искусство вместе предметами интерьера формируют окружающую материальную среду человека внося в нее духовное и эстетическое начало. Искусство Японии всегда привлекало своей выразительностью, экспрессивностью и самобытностью. Японцы стремятся приукрасить все окружающие их повседневные предметы, превращая каждое в произведение искусства.
Изучив данную тему, можно узнать много интересного о японских техниках лакирования изделий, так как такие изделия являются произведениями ручной работы и демонстрируют не только эстетический вкус, но и фантазию мастера-художника.
Объект исследования: японские лаки, история и особенности.
Предмет исследования: техники декоративного покрытия японским лаком.
Цель данного исследования: является рассмотрение японских художественных лаков.
Задачи: принимая во внимание, что японская технология изготовления лакированных изделий имеет многовековые традиции, мною выделено несколько наиболее важных задач: рассмотреть технологии изготовления лака, а также проанализировать традиционные техники работы с японским лаком.
Технологические секреты лакирования мастера не раскрывали. Лаки были не только предметом роскоши, лаковые покрытия увеличивали срок службы предметов во влажном тропическом климате.
Но постепенно, несмотря на меры предосторожности, эти секреты стали известны в странах Юго-Восточной Азии, что происходило одновременно с распространением буддизма. К тому же лаки и лакировщики попадали в соседние страны в ходе военных конфликтов и посредством торговых контактов.
Заключение:
В Японии искусство с многовековыми традициями, за два с половиной века чуть ли не были забыты из-за иностранного влияния.
Резко уменьшилось количество художников по лакам. Школа Коами, насчитывавшая 16 поколений последователей мастера по лакам Коами Митинага (1408-1478), со смертью последнего представителя школы, Каванобе Иттё (1830-1910) пришла в упадок.
В 30-е годы 20 в. в своих авторских работах художники начинают применять синтетические красители в составе лаков. Стали проявляться склонность к авангардным решениям в изделиях, отход от традиционных форм и рисунков.
Мастера декоративно-прикладного искусства Японии создали уникальный стиль декоративного лака, творчески переработав искусство Китая, добились необыкновенной выразительности и красоты в своих произведениях.
Лаковые изделия создавались для аристократии и высших сословий, поэтому техники декора отличались разнообразием и высоким уровнем развития, благодаря чему лак стал экспортироваться в страны Европы и Азии.
В данной работе мною были рассмотрены японские художественные лаки, рассмотрен процесс изготовления лака, а также проанализированы традиционные техники работы с японским лаком.
И в заключении хочется еще раз отметить, что японские лаковые изделия на самом деле не так просты, как может показаться.
Существует множество традиций украшения лаком, которые прочно укоренились в разных регионах Японии. Японский лак непростой материал, он меняет свои свойства в процессе использования.
Лак уруси сложный и уникальный, так как сохнет во влажных условиях, максимальную прочность приобретает через год использования. В большинстве техник лак наносится огромным количеством слоёв (иногда более 100). При этом каждый слой перед нанесением следующего должен полностью высохнуть.
Характерные черты лака отличаются в зависимости от региона. Отличается и само производство лака. Где-то лак сохнет дольше, где-то сок лакового дерева собирают раньше или позже.
Сейчас в Японии большой спрос на продукцию традиционных ремёсел, и то, в какой технике выполнено лаковое изделие, является важной деталью для покупателей.
Одна из важных эстетических особенностей лаковых изделий — то, что они меняются по мере старения, но это происходит красиво.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Японские лаки. История возникновения и развития
1.1. Исторический аспект техники и искусства лакирования
Наиболее ранними лаками Японии (6 в. н.э.) – принято считать лаки китайского производства. Торговые отношения древне-японского государства Ямото с Китаем были особенно интенсивны в 3-5 вв.
Однако, несмотря на то что самым ранним упоминанием об изготовлении лака, по мнению японцев, является кодекс Тайхорё (701 г.), технология производства лака завезена в Японию в 6-7 вв. до н.э. из Китая через Корею. Ремесленники из этих стран переселившись в Японию, тем самым поспособствовали развитию лакового мастерства.
Изначально, японская лаковая скульптура имитировала бронзовую — в трактовке поверхности и ее золочения. Но по мере строительства монастырей в цветах оформления скульптур стали преобладать канонические и более естественные тона.
Процесс изготовления был заимствован в Китае, но очень быстро японская лаковая скульптура стала очень высокого качества, что стала доминировать над скульптурой, сделанной из дерева. Выполненные в технике kanshitsu («сухой лак») фигуры состоят из множества тканевых слоев, смоченных лаком, уложенных на основу. Поверхностные детали изготавливались смесью, в состав которой входил: лак, зола, опилки, измельченный глиняный камень и другие материалы. Техника представлялась в двух вариантах:
• Каншитцу (дайшин-каншитцу) — слои ткани наносились на глиняную форму. После высыхания лака глину удаляли и получали изделие с внутренней полостью. Изделие получалось легким и твердым. Поверхность полученного изделия подвергали тщательной обработке, часто золочению и окраске. При помощи этой техники чаще всего изготавливались сосуды.
• Каншитцу (мокушин-каншитцу), основой техники было резное дерево. Данный метод использовался как правило для изготовления скульптур.
В период Камакура (1192-1333) в Японии, в результате смуты, вызванной борьбой между кланами Минамото и Тайра, власть захватили военные, установлен феодальный сёгунат и оформлен самурайский кодекс — бусидо; возросло влияние секты дзен; коренным образом изменились этические представления общества