Курсовая теория на тему Взяточничество и его виды. Правовой анализ составов преступлений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА.. 5
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВИДОВ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА 10
2.1. Получение взятки. 10
2.2. Дача взятки. 14
2.4. Мелкое взяточничество. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 26
Введение:
Курсовая работа посвящена
правовому анализу взяточничества и его видов.
Актуальность выбранной
темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время борьба государства со взяточничеством
как распространенная форма коррупцией находится в центре внимания мировой
общественности. Получение и дача взятки являются наиболее опасными видами
преступных деяний. Должностные лица органов государственной власти и органов
местного самоуправления совершая данные преступления не только используют
служебное положений вопреки интересам государственной и муниципальной службы,
но и причиняют существенный вред деятельности органов государственной власти,
органам местного самоуправления или создают угрозу причинения такого вреда.
Опасность получения или (и) дачи взятки обосновано тем, что они могут
сочетаться с иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями, например, с
организованным хищением имущества, незаконным изготовлением оружия и прочими
преступлениями. Кроме того, на современном этапе взяточничество принимает
устойчивые формы. Должностные лица, виновные в совершении взяточничества, могут
объединяться в организованные группы и преступные сообщества, охватывая и
регулирования масштабные управленческие и хозяйственные системы. Таким образом,
взяточничество постепенно пронизывает не только управленческие и властные
структуры, но и ряд правоприменительных органов.
Цель исследования −
провести комплексный правовой анализ взяточничества и его видов.
Задачи исследования:
1.Дать определение
понятия «взяточничество», указать виды взяточничества.
2.Провести
уголовно-правовой анализ получения взятки.
3.Проанализировать
механизм дачи взятки.
4.Указать особенности
посредничества во взятке.
5.Охарактеризовать
уголовно-правовые особенности мелкого взяточничества.
Предмет исследования −
взяточничество, виды взяточничества.
Объект исследования − общественные
отношения, регулируемые ст. 290, 291 УК РФ[1].
Анализ темы исследования
позволяет сделать вывод о том, что указанная проблема широко освещена
исследователями. Первый блок научной литературы, представленный работами
исследователей Барабанова Т.С., Корниясева Е.В., Богатырев С.И., Грибанова В.В.,
представляет определение понятия «взяточничества», указывает и характеризует
виды взяточничества. Второй блок специальной юридической литературы (Ермолаев
Н.А., Зинченко А.А., Иванова М.Д., Оканов Д.А.) представлен трудами, содержание
которых посвящено характеристике получения взятки, дачи взятки, анализу
особенностей посредничества во взятке, мелкого взяточничества.
Структура курсовой работы
обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованных источников. [1] Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. − 17.06.1996 г. − № 25. − Ст. 2954.
Заключение:
Анализ выбранной темы
исследования позволяет сделать следующие выводы:
1.Под понятием
«взяточничество» необходимо понимать объединение два состава должностных
преступных деяний − получение взятки и дачу взятки. Совершение взяточничества
направлено против:
— органов государственной
власти,
— интересов
государственной службы,
— интересов службы в
органах местного самоуправления.
Видами взяточничества
являются:
— получение взятки. Под
понятием «получение взятки» необходимо понимать принятие должностным лицом
органа государственной власти или органа местного самоуправления материальных
ценностей (предметов, денежных средств), получение имущественных выгод за
действия или бездействия в отношении и интересах лица, давшего взятку.
— дача взятки. Под
понятием «дача взятки» необходимо понимать преступное деяние, совершение
которого связано с склонением должностного лица органа государственной власти
или органа местного самоуправления к действиям или бездействиям по
предоставлению преимуществ в отношении лица, давшего взятку. Дача взятки может
подразумевать также и общее покровительство, и попустительство должностного
лица органа государственной власти и (или) органа местного самоуправления по
службе.
—
посредничество во взяточничестве. Под понятием «посредничество при
взяточничестве» необходимо понимать:
—
непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя,
—
непосредственную передачу взятки по поручению взяткополучателя,
—
иной вид способствования или общего покровительства в отношении лица, давшего
взятку.
2.Получение
взятки включает в себя: объект − общественные отношения, связанные с
осуществление государственной и (или) муниципальной службы; объективная сторона
− получение должностным лицом предмета взятки (лично, через посредника); субъект
− должностное лицо; субъективна сторона − вина должностного лица в получении
взятки (прямой умысел).
3.Дача
взятки включает в себя: объект − общественные отношения, связанные с
осуществление государственной и (или) муниципальной службы; объективная сторона
− действие или бездействие должностного лица в пользу взяткодателя, общее
покровительство и (или) общее попустительство по службе; субъект − вменяемое
лицо, достигшее возраста 16 лет; субъективная сторона − вина должностного лица
в виде прямого умысла.
4.Посредничество
при взятке включает в себя: объект − общественные отношения, связанные с
осуществление государственной и (или) муниципальной службы; объективная сторона
− передача взятки, иной вид способствования для достижения соглашения между
сторонами (взяткодателем и взяткополучателем); субъект − любое лицо, достигшее
возраста 16 лет; субъективная сторона − прямой умысел.
5.Мелкое
мошенничество включает в себя: объект − общественные отношения, связанные с
осуществление государственной и (или) муниципальной службы; объективная сторона
− форма деяния (получение взятки, дача взятки); действия и бездействия лица в
интересах лица, давшего взятку; оказание общего покровительства или
попустительства по службе; субъект − должностное лицо (при получении взятки);
лицо, достигшее возраста 16 лет (при даче взятки); субъективная сторона − прямой
умысел.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА В
соответствии со ст. ст. 290,291 УК РФ[1] под
понятием «взяточничество» понимается активное поведение должностного лица,
имеющее общественно опасный характер и подрывающее авторитет органа
государственной власти или органа местного самоуправления. Взяточничество
отражает как минимум два преступных деяния[2]:
—
получение взятки,
—
дача взятки. В ряде случаев происходит посредничество во взяточничестве.
Общественная
опасность взяточничества выражается в подрыве авторитета органа государственной
власти или органа местного самоуправления, нарушение интересов и принципов
деятельности государственной или муниципальной службы. В общем массиве
регистрируемых преступлений взяточничество занимает малую, но постоянно
увеличивающуюся часть. По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2019 г. органы
МВД РФ осуществляли уголовное преследование по коррупционным статьям УК РФ в
отношении 15940 лиц (соответственно, в 2018 году – 15908 лиц, в 2017 году – 15773
лиц)[3].
То есть удельный вес (рост) взяточничества в общей структуре преступности в РФ
составил 1,6 %.
Ст.
290 УК РФ выделяет два состава взяточничества как преступления −
квалифицированный (ч. 2 ст. 290 УК РФ) и особо квалифицированный (ч. 3-6 ст.
290 УК РФ). Ст. 290 УК РФ относит взяточничество к преступлениям небольшой
тяжести, тяжким или особо тяжким преступлениям в зависимости размера взятки
(значительный, крупный, особо крупный), правового статуса должностного лица,
совершившего преступление (иностранное должностное лицо, должностное лицо
публичной международной организации).
Как
и ст. 290 УК РФ ст. 291 УК РФ[4]
отражает три состава взяточничества − основной состав (ч. 1 ст. 291 УК РФ[5]),
квалифицированный состав (ч. 2 ст. 291 УК РФ[6]),
особо квалифицированный состав (ч. 3-5 ст. 291 УК РФ[7]).
В зависимости от размера взятки взяточничество может быть отнесено к
преступлениям небольшой тяжести, тяжким или особо тяжким преступлениям.
Примечание ст. 291 УК РФ[8]
характеризует основания освобождения от уголовной ответственности ввиду
принуждения к совершению взяточничества − стечение тяжелых обстоятельств,
деятельное раскаяние должностного лица. Особое значение примечание к ст. 291 УК
РФ[9]
приобретает по причине высокого уровня латентности взяточничества на
современном этапе.
Основными
объектами взяточничества являются:
—
порядок деятельности органов государственной власти, учреждений,
—
порядок деятельности органов местного самоуправления, учреждений,
—
интересы государственной и муниципальной службы в органах государственной
власти (учреждениях) или (и) в органах местного самоуправления. Дополнительными
объектами взяточничества выступают:
—
общественная нравственность,
—
материальные интересы потерпевшего лица.
Предметами
посягательства выступают:
—
деньги,
—
ценные бумаги,
—
иное имущество. Также в качестве предмета взяточничества могут рассматриваться
услуги имущественного характера, которые оказываются органами государственной
власти или органами местного самоуправления безвозмездно, но должны подлежать
оплате, в том числе, некоторые имущественные права[10].
В услугах имущественного характера и имущественных правах сложно выявить
стоимостную оценку, воздействие на которую влечет причинение вреда объекту
преступления. Они должны получить оценку в денежном, то есть имущественно
эквиваленте. Вместе с тем, в доктрине уголовного права РФ не ответа на вопрос о
том, стоит лиц признавать услугами лестную характеристику, хвалебную
статью в газете, интимную связь (если да, то на основании какого прейскуранта
давать им оценку в денежном (имущественном) эквиваленте. [1] Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. − 17.06.1996 г. − № 25. − Ст. 2954. [2] Барабанова Т.С., Корниясева Е.В. Проблемные вопросы
привлечения к уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве //
Противодействие коррупции на современном этапе: теоретические, законодательные
и практические вопросы. сборник научных трудов. − М.: 2017. С. 23. [3] Официальный сайт Генеральной
прокуратуры РФ // URL:
https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1817130/
(Дата обращения: 29.10.2020 г.). [4]
Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. − 17.06.1996 г. − № 25. − Ст. 2954. [5]
Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. − 17.06.1996 г. − № 25. − Ст. 2954. [6]
Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. − 17.06.1996 г. − № 25. − Ст. 2954. [7]
Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. − 17.06.1996 г. − № 25. − Ст. 2954. [8]
Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. − 17.06.1996 г. − № 25. − Ст. 2954. [9]
Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. − 17.06.1996 г. − № 25. − Ст. 2954. [10] Богатырев С.И. Проблемы документирования и
квалификации взяточничества на современном этапе // Роль бухгалтерского учета,
контроля и аудита в обеспечении экономической безопасности России. Сборник
научных трудов. Под общей редакцией Т.А. Сигуновой. − М.: 2018. С. 5.