Курсовая теория на тему Взгляды Аристотеля на проблему психического в трактате «О душе».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Аристотелевская проблема души. 5
2. Отражение основных
аспектов тратката «О душе». 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
Введение:
Долгое время деятельность человека объяснялась
наличием в его теле определенной субстанции или силы души. Представление о душе
существовало в древности и предшествовало появлению первых научных взглядов на
ее природу и происхождение. Первые научные представления о душе были направлены
на объяснение природы души и ее функций. Они возникли в рамках античной
философии и составили учение о душе. Прежние анималистические, мифологические
представления начинают уступать место попыткам истолковать душу с точки зрения
натурфилософской картины мира.
Родоначальником психологии как науки считается
древнегреческий философ Аристотель (Стагирит) — (384-322 гг. До н.э.). Заслуга
Аристотеля заключалась прежде всего в том, что он смог логически точно
обосновать роль и место психологии в системе других наук и обнаружить тесную
связь между психологией и естествознанием. Психика, по мнению мыслителя, должна
исследоваться не только на основе наблюдений за фактами психической жизни, но и
с учетом эмпирических исследований (конечно, учитывая уровень науки эпохи
Аристотеля), знания о соматических процессах. происходящие в организме человека.
В философии античной эпохи понятием «душа» обозначали
жизненную силу, активное жизненное начало. По мнению мыслителей, душа была
присуща не только человеку, но и животным и растениям.
Основное положение психологии Аристотеля —
определение души как формы тела, а именно первой энтелехии физического тела,
обладающего в возможности жизнью. Вопрос о соотношении тела, души и ума —
наиболее дискуссионный в философии Аристотеля, поскольку касается проблемы
бессмертия души. Именно поэтому очень актуально рассмотреть учение Аристотеля о
душе, которому принадлежит первый собственно психологический трактат «О душе»
(«De anima»).
Многие исследователи пытались по своему объяснить и растолковать учения
Аристотеля: А. Бычко, Б. Бычко, В. Д. Литвинова, С. Сухарева и др. В их трудах
всесторонне рассматриваются особенности философской мысли этого периода.
Значительная внимание уделяется проблематике учений о душе, в том числе и в
трактате Аристотеля.
Объектом исследования выступил трактат Аристотеля «О душе».
Предмет исследования — особенности учения Аристотеля о душе человека.
Цель исследования — проанализировать учение Аристотеля о душе на основе
его трактата.
Задачи исследования:
1. изучить проблему души с точки зрения аристотелевского подхода,
2. определить основные аспекты трактата Аристотеля «О душе».
Для достижения поставленной цели и решения исследовательских задач
использованы научные методы, применяемые в современной философские науки. Среди
них:
— компаративный метод, с помощью которого проанализированы
религиозно-философские взгляды Аристотеля и определены его историческое место;
— системный метод, с помощью которого рассмотрено религиозно-философские
взгляды.
В работе также использованы методы и принципы историзма и научной
объективности.
Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка
литературы.
Заключение:
Аристотель рассматривал
психологию как часть натурфилософии и много писал о философии разума. Этот
материал появляется в его этических трудах, в систематическом трактате о
природе души (De anima) и в ряде небольших монографий по таким темам, как
чувственное восприятие, память, сон.
Сама сущность души определяется ее отношением
к органической структуре. Не только люди, но и животные и растения обладают
душами, внутренними принципами животной и растительной жизни. Аристотель говорит,
что душа — это «реальность тела, в котором есть жизнь», где жизнь означает
способность к самоподдержанию, росту и воспроизводству. Если рассматривать
живую субстанцию как соединение материи и формы, то душа — это форма
естественного — или, как иногда говорит Аристотель, органического — тела.
Органическое тело — это тело, которое имеет органы, то есть части, выполняющие
определенные функции, такие как рты млекопитающих и корни деревьев. Аристотель
упорядочивает души живых существ в иерархии. У растений есть вегетативная или
питательная душа, которая состоит из сил роста, питания и воспроизводства.
Кроме того, животные обладают способностями к восприятию и передвижению — они
обладают чувствительной душой, и каждое животное имеет по крайней мере одно
чувство, причем прикосновение является наиболее универсальным. Все, что можно
почувствовать, может испытывать удовольствие; следовательно, животные,
обладающие чувствами, также имеют желания. Кроме того, люди обладают силой
разума и мысли (logismos kai dianoia), которую можно назвать разумной душой.
То, как Аристотель структурировал душу и ее способности, влияло не только на
философию, но и на науку на протяжении почти двух тысячелетий.
Для него душа — это не
внутренний нематериальный агент, действующий на тело. Душа и тело отличаются
друг от друга не больше, чем отпечаток печати отличается от воска, на котором
он отпечатан. Более того, части души — это способности, которые отличаются друг
от друга своими действиями и объектами. Сила роста отличается от силы ощущения,
потому что рост и чувство — это два разных вида деятельности, а зрение
отличается от слуха не потому, что глаза отличаются от ушей, а потому, что
цвета отличаются от звуков.
На том же уровне иерархии,
что и чувства, которые представляют собой когнитивные способности, существует
также аффективная способность, которая является средоточием спонтанного
чувства. Это часть души, которая по своей сути иррациональна, но может
управляться разумом. Это средоточие желания и страсти; когда он попадает под
влияние разума, он является средоточием нравственных добродетелей, таких как
отвага и воздержание. Самый высокий уровень души занят разумом или разумом,
средоточием мысли и понимания. Мысль отличается от чувственного восприятия и
является прерогативой людей на земле. Мысль, как и ощущение, суждения; но
ощущение касается частностей, тогда как интеллектуальное знание касается
универсалий. Рассуждения могут быть практическими или теоретическими, и,
соответственно, Аристотель различает мыслительную и умозрительную способность.
Аристотель признает часть
человеческой души, которая отделима от тела и бессмертна. Здесь и в других
местах у Аристотеля можно обнаружить, помимо его стандартного биологического
представления о душе, остаток платоновского видения, согласно которому
интеллект — это отдельная сущность, отделенная от тела. Никто не смог добиться
полностью удовлетворительного примирения между биологическими и
трансцендентными линиями в мысли Аристотеля.
Фрагмент текста работы:
1. Аристотелевская проблема души Человечество всегда интересовалось вопросом природы
человека и его души.
Однако, именно у Аристотеля, происходит
разделение биологической и социальной природы человека. Биологическое же не
главное, оно является лишь основой становления человека как общественного
существа. Определяющим для него является социальное. Именно это является
главной мыслью его трактата «О душе».
Издавна человек чувствовал наличие в
себе специфического бестелесного начала, которое наделено силой управлять
делами, влиять на жизнь. Название этого начала — «душа», которая является
посредником между человеком и миром, единством эмоционально-чувственным
переживанием, ума и воли. На протяжении многих веков проблема существования
телесного и духовного была объектом всестороннего изучения и многочисленных
дискуссий.
Мыслители указывали, что мир
человеческого бытия — это не только господство духовности, поскольку в нем
находит свое место и бездуховность, носителем которой является также человек.
Противоречивость человеческой сущности становится противоречием человеческого
мира, которую человек выстраивает и в котором живет. Душа человека является
центром и носителем как духовного, так и бездуховного. В ней содержатся не
только разнообразные качества духовности, но и определенный потенциал личности,
источник ее деяний.
В философии античной эпохи понятием «душа» обозначали жизненную силу,
активное жизненное начало. По мнению мыслителей, душа есть не только у
человека, но и у животных и растений. Сократ считал, что душа имеет два начала:
благодаря первому — умному — человек способен рассуждать, а второе — неразумное
— является причиной того, что человек испытывает жажду, голод, влюбляется, или
у него возникают другие страсти и желания. Сократ говорил, что душа с помощью
волевой части борется с различными поездами. Смысл