Курсовая теория на тему Взаимосвязь уровня прокрастинации и характеристик временной перспективы в период молодости
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования временной перспективы в молодости 6
1.1 Научные представления о феномене «прокрастинация» 6
2.1 Психологическая характеристика периода молодости 15
Глава 2 Анализ представлений о взаимосвязи прокрастинации и временной перспективы в молодом возрасте 20
2.1 Научные представления о феномене временной перспективы 20
2.2 Обзор исследований взаимосвязи прокрастинации и временной перспективы в молодости 27
Заключение 36
Список литературы 37
Введение:
Введение
Актуальность данного исследования имеет несколько причин. Во-первых, это связано с тем, что оно проявляется практически во всех видах деятельности человека, таких, например, как бытовая (работа по дому), академическая или связана непосредственно с профессиональной сферой. Также, существуют трудности в принятии решений, как незначительных, связанных с повседневными делами, так и тех, которые имеют жизненно важное значение.[1] Так, Н. Милгрем, один из исследователей прокрастинации, выделил пять видов данного явления.
Во-вторых, частотность проявления в молодом возрасте (18-35 лет). Это связано с необходимостью выполнять большое количество задач и быть активным в различных сферах — приобретение профессии, появление семьи и необходимости её обеспечивать, также, в этом возрасте люди чрезвычайно активны в плане социального взаимодействия (друзья, коллеги, одногруппники и тд.).
В-третьих, связь с временной перспективой возможна за счёт того, что в ней учитываются не только временные рамки (настоящее, прошлое, будущее), но и эмоциональный компонент, проявляющийся в страхах, ожиданиях, надеждах. Прокрастинация также связана с эмоциями, в большей степени негативными, т.к. человек откладывает что-то, дожидается дедлайнов, не успевает и результаты такой деятельности могут обернуться некачественно проделанной работой, дополнительными проблемами и стрессом. Также, анализ литературы по данной теме показал недостаток информации, связанный с нахождением предикторов прокрастинации.
Цель исследования: изучить взаимосвязь уровня прокрастинации и характеристик временной перспективы, тревожности, самооценки, перфекционизма.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня прокрастинации и характеристик личности.
Общая гипотеза: между уровнем прокрастинации и психологическими характеристиками существует значимая взаимосвязь.
Частные гипотезы:
Существует взаимосвязь между выраженностью характеристик временной перспективы и уровнем прокрастинации.
Существует прямая взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем прокрастинации.
Существует обратная взаимосвязь между уровнем самооценки и уровнем прокрастинации.
Существует прямая взаимосвязь между уровнем перфекционизма и уровнем прокрастинации.
Задачи:
1. Проанализировать специальную литературу и актуальные исследования, посвященные изучению прокрастинации.
2. Осуществить подбор методик для проверки выдвинутой гипотезы
3.Осуществить сбор эмпирического материала, проанализировать полученные данные и интерпретировать их.
4.Сделать выводы относительно взаимосвязи прокрастинации, её предикторов и временной перспективы и дать практические рекомендации для тех, кто столкнулся с данной проблемой.
В работе используются следующие методы и методики: для измерения прокрастинации была выбрана методика Шкала общей прокрастинации (General Procrastination Scale, Lay J.), которая предназначена для измерения прокрастинации в повседневной жизни; опросник временной перспективы Ф.Зимбардо(ZTPI); для измерения тревожности использовалась методика определения уровня ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированная Ю.Л.Ханиным; тест-опросник для определения уровня самооценки С.В.Ковалёва; опросник перфекционизма Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогоровой.
Теоретическая значимость и научная новизна заключаются в получении актуальных данных о прокрастинации и взаимосвязи её с временной перспективой. А также, в расширении знаний о том, что является предикторами прокрастинации.
Практическая значимость состоит в том, что результаты, полученные в данном исследовании, можно будет применить при составлении рекомендаций для людей, сталкивающихся с проблемой прокрастинации.
Текст работы:
Молодость представляет собой своеобразный этап онтогенеза, в рамках которого происходит множество важных процессов: завершение профессионального самоопределения, подготовки и определение своего места в профессиональном сообществе, создание семьи, определение временных перспектив личности. Именно в этом периоде личность, с одной стороны, отличается достаточно высокой активностью в профессиональном плане, общении, саморазвитии и самореализации. С другой стороны, часто в это время молодые люди сталкиваются с таким феноменом, как прокрастинация. В данном случае прокрастинация представляет собой склонность личности откладыванию выполнения важных дел на потом, замещая это рядом второстепенных, малозначимых занятий несмотря на то, что такая стратегия поведения характеризуется достаточно серьезными негативными последствиями для репутации личности и т.д.
Прокрастинация исследовалась многими отечественными и зарубежными учеными с учетом разных аспектов. Следует отметить, что часть исследований направлена на изучение взаимосвязи прокрастинации с временной перспективой личности, в том числе и в период молодости.
Обзор проведенных экспериментальных исследований по данной теме позволяет сделать вывод, что между данными показателями существует явная взаимосвязь. Так, для молодых людей с высоким уровнем прокрастинации характерно негативное восприятие своего прошлого, несколько фаталистическое представление о будущем и склонность к получению удовольствия в настоящем. Наоборот, молодые люди с низким и средним уровнем прокрастинации достаточно позитивно воспринимают прошлое, которое выполняет роль базы для развития, нацелены на успешность и продуктивность в будущем, что позволяет им продуктивно и активно действовать и строит модель собственного будущего в настоящем.
Заключение:
Введение
Актуальность данного исследования имеет несколько причин. Во-первых, это связано с тем, что оно проявляется практически во всех видах деятельности человека, таких, например, как бытовая (работа по дому), академическая или связана непосредственно с профессиональной сферой. Также, существуют трудности в принятии решений, как незначительных, связанных с повседневными делами, так и тех, которые имеют жизненно важное значение.[1] Так, Н. Милгрем, один из исследователей прокрастинации, выделил пять видов данного явления.
Во-вторых, частотность проявления в молодом возрасте (18-35 лет). Это связано с необходимостью выполнять большое количество задач и быть активным в различных сферах — приобретение профессии, появление семьи и необходимости её обеспечивать, также, в этом возрасте люди чрезвычайно активны в плане социального взаимодействия (друзья, коллеги, одногруппники и тд.).
В-третьих, связь с временной перспективой возможна за счёт того, что в ней учитываются не только временные рамки (настоящее, прошлое, будущее), но и эмоциональный компонент, проявляющийся в страхах, ожиданиях, надеждах. Прокрастинация также связана с эмоциями, в большей степени негативными, т.к. человек откладывает что-то, дожидается дедлайнов, не успевает и результаты такой деятельности могут обернуться некачественно проделанной работой, дополнительными проблемами и стрессом. Также, анализ литературы по данной теме показал недостаток информации, связанный с нахождением предикторов прокрастинации.
Цель исследования: изучить взаимосвязь уровня прокрастинации и характеристик временной перспективы, тревожности, самооценки, перфекционизма.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня прокрастинации и характеристик личности.
Общая гипотеза: между уровнем прокрастинации и психологическими характеристиками существует значимая взаимосвязь.
Частные гипотезы:
Существует взаимосвязь между выраженностью характеристик временной перспективы и уровнем прокрастинации.
Существует прямая взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем прокрастинации.
Существует обратная взаимосвязь между уровнем самооценки и уровнем прокрастинации.
Существует прямая взаимосвязь между уровнем перфекционизма и уровнем прокрастинации.
Задачи:
1. Проанализировать специальную литературу и актуальные исследования, посвященные изучению прокрастинации.
2. Осуществить подбор методик для проверки выдвинутой гипотезы
3.Осуществить сбор эмпирического материала, проанализировать полученные данные и интерпретировать их.
4.Сделать выводы относительно взаимосвязи прокрастинации, её предикторов и временной перспективы и дать практические рекомендации для тех, кто столкнулся с данной проблемой.
В работе используются следующие методы и методики: для измерения прокрастинации была выбрана методика Шкала общей прокрастинации (General Procrastination Scale, Lay J.), которая предназначена для измерения прокрастинации в повседневной жизни; опросник временной перспективы Ф.Зимбардо(ZTPI); для измерения тревожности использовалась методика определения уровня ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированная Ю.Л.Ханиным; тест-опросник для определения уровня самооценки С.В.Ковалёва; опросник перфекционизма Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогоровой.
Теоретическая значимость и научная новизна заключаются в получении актуальных данных о прокрастинации и взаимосвязи её с временной перспективой. А также, в расширении знаний о том, что является предикторами прокрастинации.
Практическая значимость состоит в том, что результаты, полученные в данном исследовании, можно будет применить при составлении рекомендаций для людей, сталкивающихся с проблемой прокрастинации.
Список литературы:
Глава 1 Теоретические основы исследования временной перспективы в молодости
1.1 Научные представления о феномене «прокрастинация»
Определено «прокрастинация» было впервые применено в научном исследовании П. Рингенбахом в 1977 году в труде «Прокрастинация в жизни человека». Параллельно с этой работой было опубликовано исследование «Преодоление прокрастинации» А. Эллиса и В. Кнауса. Базой для создания этой книги стало обобщение клинических наблюдений и и попытки когнитивного объяснения данного феномена. В дальнейшем была создана и научно-популярная книга «Прокрастинация: что это такое и как с ней бороться» (Burka, Yuen, 1983) [16].
В середине 1980-х гг. западными психологами было реализовано научное изучение феномена прокрастинации, на основании которого была выпущена работа «Прокрастинация: теория, исследования, совладание», выпущенная иностранными учеными – представителями различных научных направлений. Помимо этого, в зарубежной науке были разработаны и разнообразные методики, ориентированные на исследования явления прокрастинации (Aitken, 1982; C. Lay, 1986; McCown, 1987; Tuckman, 1991).
Для отечественной же психологии это определение представляется достаточно новым. Первые исследования в данном направлении стали реализовываться примерно на протяжении последних двадцать лет, однако говорить о достаточном уровне исследованности данного конструкта нельзя говорить и в настоящее время. В зарубежных психологических исследованиях, где началось исследование явления прокрастинации как личностного параметра, основным количеством исследователей указывается на отрицательное влияние прокрастинации на эффективность реализации деятельности (C. Lay, 1997; M. Akinsol, A. Tell, 2007) [15]. К эффектам прокрастинации можно отнести не только уменьшение степени эффективности и продуктивности деятельности, но и яркие, интенсивные эмоциональные проявления, спровоцированные собственным неуспехом, переживанием вины, неудовлетворенностью результатами.
Феномен прокрастинации, согласно наблюдениям К. Лэй (C. Lay, 1997), традиционно выражается в деятельности, результат которой имеет весьма большое значение для личности. Говоря иначе, определение «прокрастинация» (от англ. procrastination – задержка, откладывание; от лат. procrastinus – на завтра) в психологической науке предполагает предрасположенность субъекта к постоянному промедлению, отлыниванию, откладыванию дел на потом. При этом, как подчеркивает К. Лэй (C. Lay, 1986), человек сосредотачивается на разнообразных второстепенных делах и объектах, только чтобы не заниматься решением основной задачи. Тем не менее в научных психологических исследованиях до сих пор не сформировалось единого понимания термина «прокрастинация». Так, канадский психолог П. Стил (P. Steel, 2007) интерпретирует прокрастинацию как «добровольное откладывание субъектом запланированных дел, несмотря на ожидаемые негативные последствия из-за задержки» [17]. Также он указывает, что субъект может отодвигать как начало определенной деятельности, так и его окончание, несмотря на осознание того, что данная стратегия поведения не позволяет ни при каких обстоятельствах получить ни материальных, ни моральных вознаграждений. С подобным представлением согласен также и К. Лэй (C. Lay, 1986), который указывает на то, что «прокрастинация – добровольное, иррациональное откладывание намеченных действий, невзирая на то, что это дорого обойдется или возымеет негативный эффект для личности» [10].
Первая типология различных форм прокрастинации была разработана Н. Милграмом совместно с Дж. Батори и Д. Моурером (N. Milgram, G. Batori, D. Mowrer, 1993), которые дифференцировали пять главных ее типов:
1) бытовая или ежедневная прокрастинация, которая проявляется как отодвигание ежедневных бытовых дел, которые следует осуществлять постоянно (хозяйственные дела, покупка продуктов, уборка и т. д.);
2) прокрастинация в принятии решений, даже не слишком важных;
3) невротическая прокрастинация, которая соотносится с отодвиганием принятия решений, способных оказать существенное влияние на жизнь в целом (выбор профессии, создание семьи и т. д.);
4) компульсивная прокрастинация (бытовая и поведенческая, а также прокрастинация в принятии решений). Данные четыре типа прокрастинации могут быть характерны одновременно для одной личности;
5) академическая прокрастинация, которая выражается, как отодвигание реализации учебных заданий [13].
В дальнейшем описанная классификация была доработана Милграмом и Тенне (Milgram, Tenne, 2000), которые позднее интегрировали выделенные пять типов прокрастинации в два:
1) прокрастинация в выполнении заданий;
2) прокрастинация в принятии решений [14].
Проанализированные концепции зарубежных психологов стали объектом интереса и для российских исследователей, и на границе XX–XXI вв. явление прокрастинации стало активно изучаться и в России. Начала реализовываться достаточно интенсивная деятельность по приспособлению к специфике российского контингента зарубежных методик, целью которых выступает исследование феномена прокрастинации. В настоящее время российские исследователи применяют кальку определения «procrastination» с английского языка, однако рассматривают возможность выработки собственного термина, например, предлагаются такие варианты, как «промедление», «отлынивание» и наиболее приемлемый вариант – «откладывание».
Следует отметить, что в зарубежных исследованиях прокрастинация исследуется весьма активно в течение последних тридцати лет, однако российские ученые стали заниматься данными феноменом только в начале нового столетия; труды отечественных ученых имеют, в значительной мере, практическую направленность и нацелены на анализ источников прокрастинации и взаимосвязи ее с разнообразными поведенческими процессами и личностными характеристиками Помимо этого, опубликован значительный объем статей, в которых интегрируется мировой теоретический и практический опыт, это исследования Я. И. Варваричевой, В. С. Ковылина, Н. Навроцкой, О. А. Шамшиковой и И. Н. Кормачёвой.
Я. И. Варваричева начинала исследование явления лени и указывала на то, что «что психологические механизмы, стоящие за ленью и прокрастинацией, во многом сходны», параллельно совершила попытку адаптации шкалы общей прокрастинации К. Лэй для измерения «ленивого поведения». Я. И. Варваричева также осуществляла исследование соотношения прокрастинации с тревожностью и степенью умственного развития [3]. Согласно полученным данным, статистически значимой корреляции между уровнем прокрастинации и уровнем интеллекта не было выявлено, однако итоги данного исследования дали возможность сделать вывод, что среди явных прокрастинаторов личностной тревожности.
Прокрастинацию, как коррелирующее с ленью явление, также изучали В. В. Воробьева, Н. Е. Боровская, Е. П. Ильин, Е. Л. Михайлова, С. Т. Посохова, И. С. Якиманская. В общем, исследователи указывали, что несмотря на то, что лень и прокрастинация не могут рассматриваться, как идентичные понятия, однако базой для последней являются механизмы, в значительной степени совпадающие с теми, которые становится источниками формирования лени, например, нарушения мотивации и воли [9].
Рассматривая труды ученых, можно сформулировать вывод о том, что максимально изученным направлением в данной области выступает академическая прокрастинация, что объясняется, во-первых, возможностью легкой диагностики именно данной группы людей, во-вторых, с возрастной предрасположенностью данной группы субъектов. Существует точка зрения, что с возрастом уровень прокрастинации уменьшается по причине осознания соотношения причин и следствия. Студенты демонстрируют тенденцию отодвигать реализацию учебных задач, таких как написание курсовой работы, подготовку к семинарским занятиям, экзаменам. Академическую прокрастинацию интерпретируют, как выражение защитно-совладающего поведения (Е. П. Ивутина и Е. С. Шуракова, А. В. Климова), соотносят ее с тревожностью, стрессом, ответственностью, мотивацией, самоконтролем.
О. В. Шемякина трактует явление прокрастинации с двух точек зрения:
— как один из видов психологических защит – избегания, которая может стать причиной отрицательных эффектов: уменьшение уровня приспособленности и становления неэффективного поведения,
– как один их типов копинг-стратегий, который дает возможность во многих ситуациях продуктивно приспосабливаться и самореализовываться.
Автор делает вывод, что чем значительней уровень прокрастинации, тем существенней уровень проявления параметров стресса.
Большой интерес для исследователей представляет экспериментальное изучение и анализ взаимосвязи между различными характеристиками личности и поведения и степенью выраженности прокрастинации.
Например, Я. И. Варваричева в своих исследованиях осуществила изучение ситуативных и индивидуально-личностных проявлений академической прокрастинации у студентов. Автор делает особый акцент на том, что влияние прокрастинации на личность является многоаспектным, однако преобладает негативная направленность воздействия данного феномена на перспективные и локальные цели личности. Кроме того, Я. И. Варваричева [3] выделяет аспекты, которые стимулируют процесс формирования прокрастинации у личности: тревожность, перфекционизм, наличие демотивации и др. Также можно выделить выдвинутое ей предположение о том, что прокрастинация способна оказывать и позитивное влияние на субъекта, например, в условиях повышенной тревожности прокрастинация выполняет роль совладающего поведения или копинг-стратегии.
Анализ прокрастинации и ее взаимосвязи и роли в совладающем поведении личности встречается в работах различных авторов, например Л. Шуберт – Уолкер, Д. Сюарт, К. Лэй и др.. В данном случае прокрастинация анализируется во взаимосвязи с личностной тревожностью, которая в большинстве случаев встречается у представителей молодежи, которые осуществляют учебную деятельность и обладают недостаточно сформированной волевой саморегуляцией. Так, например, в исследовании К. Лэй феномен прокрастинации рассматривается, как противоположный такому качеству, как «добросовестность», а также выделяются индивидуальные специфические характеристики переживания взрослеющей личности [13].
Часть представителей зарубежной психологии (Н. Милгрем, С. Шер, Дж. Феррари и др.) изучали проявления прокрастинации в рамках ситуации выполнения заданий и принятия решений. Особый акцент сделан на тезисе об активизации процесса формирования прокрастинации в условиях недостатка соответствующего контроля за реализацией задач, поставленных перед личностью. Обычно, в данном случае прокрастинатор уже обладает сформированной интериоризированной установкой на готовность откладывания необходимых решений. При этом проявления прокрастинация становятся фактором, который уменьшает уровень самоэффективности личности, и, соответственно, провоцирует повышение уровня стресса. Проиллюстрировать приведенные закономерности можно результатами исследования О. О. Шемякиной, изучавшей прокрастинацию студентов [10]. Данные, полученные в результате проведенной работы, подтверждают тезис о том, что чем значительней степень сформированности прокрастинации, тем существенней фиксируемый у личности уровень стресса. Прокрастинатор не всегда бездействует. Он может решать значительный объем второстепенных задач, при этом отодвигая на потом более существенные дела. Кроме того, такая личность старается выполнить указанные второстепенные задачи достаточно продуктивно, стремясь к идеализированному образу цели.
Помимо этого, можно выделить гипотезу о том, что развитый перфекционизм коррелирует с ярко выраженной прокрастинацией. Вероятность развития стресса детерминируется ситуативными и личностными характеристиками. В качестве личностных характеристик, стимулирующих формирование прокрастинации и, соответственно, повышение уровня стресса, можно выделить низкий уровень локуса контроля и неадекватно заниженную самооценку личности. В данном случае можно остановиться на анализе исследования Е. Л. Михайловой, которая обнаружила определенную гендерную специфику в выражении прокрастинации у молодых людей [5]. Согласно проведенному исследованию, подобные различия можно объяснить особенностями социально-психологических требований общества, которые представляют собой определенные задатки активности, настойчивости или уступчивости у юношей и девушек.
В качестве одного из отрицательных аспектов, которые способны приводить к развитию прокрастинации, психолог Т. В. Понарядова обозначает высокую личностную тревожность [7]. Исследователь интерпретирует явление иррационального, осознанного откладывания на неопределенный срок решения, как качество личности – лень. Т. В. Понарядова выделяет в структуре феномена «лень» добровольное бездействие, необязательность, праздность. Можно сделать предположение, что стремление к праздности у прокрастинаторов имеет бинарную основу, в которую включены невротический и эмоционально – позитивный аспекты.
Исследователи, изучавшие специфику проявления и влияния прокрастинации, также выделяют высокую степень сформированности тревожности, которая проявляется параллельно с проявлениями прокрастинации [5]. Соответственно, можно говорить о том, что тревожность как качество личности выполняет роль обуславливающего аспекта прокрастинации, одновременно высокая ситуативная тревожность является ее последствием.
Нейротизм (личностная черта, которая интерпретируется, как выражение нестабильности, тревожности, беспокойства) во многих случаях обнаруживается в роли основы для развития прокрастинации и нейротизм демонстрируют устойчивую корреляцию с прокрастинацией и определенными типами тревожности, например, в исследованиях Дж. Босвика, Л. Манна. В лонгитюдных исследованиях Н. Милграмма и соавторов установлено, что тревожность может привести к откладыванию начала работы над задачами. Соответственно, можно говорить о том, что исследователи рассматривают взаимосвязь прокрастинации и тревожности с двух точек зрения: часть исследователей предполагает, что высокая тревожность коррелирует с высоким уровнем сформированности прокрастинации, другие исследователи придерживаются мнения, что высокая тревожность соотносится с желанием быстрее закончить работу, что устранить переживания, обусловленные приближением срока сдачи работы. Однако обе группы авторов сходятся во мнении о том, что корреляция между тревожностью и прокрастинацией имеется, при этом она стабильная и закономерная.
Д. Майерс сформулировал предположение и экспериментально доказал, что прокрастинация оказывает воздействие на настроение, особенно как способ уклонения от тревоги.
Согласно представлениям Прихожан, современное состояние исследования вопроса взаимосвязи перфекционизма и тревожности характеризуется определенной двойственностью, дуальностью, сочетанием общепринятых положений и недостаточной экспериментальной и клинической доказанностью, что во многом обусловлено недостаточностью онтогенетического аспекта изучения проблемы
Реализованные исследования в рамках рассматриваемой проблематики продемонстрировали, что взаимосвязь прокрастинации и перфекционизма имеет неоднозначный характер, однако нужно сделать акцент на следующем: И. Л. Шестакова, Н. Н. Карловская установили наличие обратной зависимости между прокрастинацией и перфекционизмом у представителей педагогического сообщества, А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян обнаружили закономерность положительной зависимости прокрастинации и перфекционизма [4]. Однако исследователи согласны в том, что перфекционизм является базовым качеством для развития прокрастинации личности, однако данное направление исследований по-прежнему является перспективным.
П. Стил формулирует гипотезу о том, что высокая степень сформированности перфекционизма или низкий уровень самоэффективности могут провоцировать развитие прокрастинации, а Т. Рубин предполагает, что источниками прокрастинации выступает страх перед неуспехом и перфекционизм. Дж. Феррари делает акцент на том, что «нерешительные» прокрастинаторы – люди, постоянно откладывающие принятие даже незначительных решений из-за ответственности за результат, такие люди склонны к перфекционизму. Такая категория людей основывает свое поведение на следующих тезисах: пока решение не принято, оно не может быть неправильным, соответственно, не могут быть получены отрицательные результаты, следовательно, принятие решения откладывается как можно дольше [9].
Проанализировав результаты исследований в области перфекционизма, необходимо отметить, что наиболее подвержены прокрастинации люди с социальными составляющими перфекционизма, ведь они стараются соответствовать ожиданиям других людей, воспринимают окружающих как предъявляющие к ним повышенные требования. Стремятся создавать образ человека, обладающего безупречной репутацией, социальной компетентностью, пользующимся успехом в социуме. То есть выступают неким идеалом совершенства.
Соответственно, можно с уверенностью говорить о том, что тревожность как качество личности, содержащее в своей структуре гипотезу об обеспокоенности и озабоченности по поводу обширного диапазона жизненных феноменов, может иметь статус основы для развития прокрастинации, субъективно увеличивая важность и сложность предстоящей деятельности, провоцируя сомнения в своих способностях и отодвинуть реализацию деятельности как можно дальше. В свою очередь, прокрастинация способна провоцировать стресс, и даже становиться его источником, может увеличивать степень тревожность, переживания вины, уменьшать эффективность деятельности и становиться причиной недовольства других людей по причине невыполненной деятельности.
Также можно сделать акцент на том, что перфекционизм и прокрастинация – взаимосвязанные феномены, что подтверждается наличием связей, однако, что первично, а что вторично сказать однозначно достаточно сложно, и, в настоящий момент, практически невозможно.
Королева А. С. также провела исследование уровня мотивации стремления к успеху и избегания неудачи с прокрастинацией. Она установила, что чем значительней уровень мотивации стремления к успеху, при которой личность формулирует для себя реальные положительные цели, достижение которых будет однозначно расценено как успех, тем незначительней степень проявления прокрастинации. И, наоборот, чем ниже проявление прокрастинации. Чем ниже проявление мотивации стремления к успеху, тем выше проявление прокрастинации, при которой сотрудники постоянно говорят себе: «Я сделаю это завтра». У сотрудников с выраженной мотивацией на успех степень выраженности прокрастинации значительно ниже, чем у сотрудников мотивированных на неудачу