Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Взаимосвязь тревожности и выбора студентами стратегии поведения в конфликте.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Нестабильность
социально-экономических условий на современном этапе развития общества приводит
к росту количества расстройств аффективного спектра среди студенческой
популяции. Состояния эмоциональной дезадаптации отрицательно сказываются на
качестве жизни, социальной адаптации, повышают риск развития тревожных
расстройств. Тревожность является устойчивым личностным образованием, способным
сохраняться продолжительное время; имеющим побудительные силы и устойчивые формы
реализации с доминированием защитных и компенсаторных проявлений.

Особенно актуальны
проявления тревожности в студенческом возрасте, в условиях повышенного стресса
и учебных нагрузок, служащих в качестве дополнительных факторов развития
эмоциональной дезадаптации.   Состояние тревожности способно оказывать
дезорганизующее влияние на жизнедеятельность молодых людей. Это
состояние усугубляется еще и наличием проблемных зон взаимоотношений.
Отсутствие чувства психологической защищенности способствует активизации
конфликтных отношений.

В контексте исследования тревожности студенческой молодежи особое
значение представляет изучение и поведения в конфликте. Конфликтные ситуации в
студенческой среде могут затрагивать разные сферы: учебную, коммуникативную, трудовую,
общественно-полезную и т.д. Выбор стратегии поведения в конфликте зависит не
только ситуативных факторов, но и от личностных характеристик, а также
актуального эмоционального состояния. Из всех стилей поведения только
сотрудничество является наиболее эффективным, в то время как соперничество
является наиболее конфликтным стилем поведения. В то же время такие стили
поведения, как избегание и приспособление выражают пассивную форму поведения, а
компромисс находится на периферии, выступая промежуточным звеном между активной
и пассивной формами реагирования. Множество психотравмирующих ситуаций
(некомпетентность во взаимоотношениях, неспособность справляться с учебной
нагрузкой, низкий социальный статус в группе сверстников, конфликты с
преподавателями и сокурсниками и т.д.) могут выступать источниками развития
тревожности. В свою очередь, состояния эмоционального неблагополучия могут
приводить в выбору непродуктивных стратегия в конфликте.

Исследование психических
состояний тревожности является актуальной проблемой современной психологической
науки. В настоящее время существует ряд отечественных и зарубежных работ,
посвященных изучению уровней тревожности (Л. И. Божович, К. Изард, А.М. Прихожан,
Ч.Д. Спилбергер, З. Фрейд, К. Хорни, Дж. Тейлор и др.). Тревожность как базовое состояние развития
неврозов исследовали З. Фрейд, А.И. Захаров, и др.   Проблема конфликтов рассматривалась в трудах
таких ученых, как А.Я. Анцупов, А. Адлер, Н.В. Гришина, Д. Доллард, Д.
Берковитц, А. Бандура, З. Фрейд, Дж. Морено,

Цель
исследования: выявить взаимосвязь тревожности и выбора
студентами стратегии поведения в конфликте.

Объект
исследования: выбор стратегии поведения студентов в
конфликте.

Предмет
исследования: взаимосвязь тревожности и выбора
студентами стратегии поведения в конфликте.

Гипотеза
исследования: предполагается, что предпочитаемые
студентами стратегии поведения в конфликтной ситуации будут различаться в
зависимости от уровня тревожности студентов.

В соответствии с
выдвинутой целью, объектом и предметом исследования были определены задачи исследования:

1. Проанализировать
специфику конфликтов в условиях учебной деятельности студентов.

2. Раскрыть
сущность феномена «тревожности» в отечественной и зарубежной психологии.

3. Выявить взаимосвязь между тревожностью и
выбором студентами стратегии поведения в конфликте.

Для решения поставленных задач было проведено
эмпирическое исследование, которое осуществлялось на
базе_________________________. В исследование приняли участие __________
студентов. Формирование выборки производилось на произвольной основе,
обследование носило групповой характер.

С целью выявления взаимосвязи
между тревожностью и выбором студентами стратегии поведения в конфликте были
апробированы такие методы, как:


малоформализованные (наблюдение, беседа);

— строго формализованные
(методика исследования тревожности Спилберга в
русскоязычном варианте адаптирована Ю.Л. Ханиным; опросник
К. Томаса «Выбор стратегий в конфликтной ситуации» (адаптация Н.В. Гришиной).


методы математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Структура работы. Курсовая работа включает ведение,
две главы, заключение. Имеется список литературы, приложение.

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1.4.
Анализ подходов к определению тревожности. Проявления тревожности в
студенческом возрасте Одним из интересных
феноменов в психологической науке является феномен тревожности. Тревожность —
устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно
длительного периода времени,  рассматривается как переживание эмоционального
дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей
опасности.

Л.А.
Карпенко, А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский «тревожность» рассматривают в
качестве склонности к переживанию тревоги индивидом. При этом в контексте
индивидуальных различий существует различный порог образования реакции тревоги
[11, с. 112]. По мнению А.И. Захарова, тревожность
проявляется посредством доминирования проявлений, выраженных компенсаторным и
защитным характером [6].

С
точки зрения Миллера и Маурера тревожность можно интерпретировать с точки
зрения не врожденного, а приобретенного влечения, для формирования которого
необходима эмоциональная реакция, которая антикупируясь, вызывается с помощью
определенных стимуляторов, свидетельствующих об угрозе [2].

В рамках
системно-функционального подхода тревога описывается как отражательная форма
психики, сама тревожность представлена в качестве одного из фундаментальных
психических образований. Системно-исторический подход предполагает определение
тревожности в контексте социального, психологического и физиологического
развития [17, с. 45].

Представители
психоанализа акцентируют внимание на дефиниции тревоги как на свойстве
личности, который приобретается врожденно. Один из ярких представителей
психоаналитического направления — З. Фрейд, одним из первых предпринимал
попытки описать научно-категориальный аппарат тревоги  [19]. В соответствии с утверждениями З.
Фрейда, тревожность играет ведущую роль в столкновении биологически
обусловленных влечений индивида с существующими в обществе нормами и запретами.
Тревога ученым наделяется функциями Эго, адаптивный характер тревоги направлен
на то, чтобы вовремя оповещать индивида о наличии возможной угрозы  [19].

Индивидуальная теория
личности А. Адлера ориентирована на трактовке тревожности в контексте нарушений
поведения. Согласно ученому, тревога может служить симптомом невроза, а
источником возникновения и развития невроза служат ситуации, при которых
индивид начинает испытывать тревогу, страхи  [1].

По Н.Д. Левитову, тревогу
можно охарактеризовать как эмоциональное состояние, тождественное такой эмоции,
как страх [9].

Г.М. Бреслав тревожность трактует
как личностную черту, отражающую уменьшение порога чувствительности к различным
стрессовым агентам [4].

К. Гольдштейн, З. Фрейд [19], К.
Хорни [22] акцентируют внимание на том, что тревожность обладает
беспредметностью, в соответствии с чем перед состоянием потенциальной угрозы
человек ощущает неопределенность.

Социокультурная теория
личности К. Хорни этиологию тревоги определяет как отсутствие чувства
безопасности в межличностных отношениях [22]. Более того, автором
подчеркивается, что удовлетворяя определенные невротические потребности,
индивид таким образом старается снизить состояние тревожности.

С. Салливен полагает, что
в качестве итога интерперсональных отношений служит так называемое исходное
беспокойство, а стремление индивида избавиться от подобного ощущения
превращается в ведущую потребность, в связи с чем происходит выработка
соответствующих динамизмов [1; 22].

Э. Фромм [20] трактует
тревожность как состояние психологического дискомфорта в рамках существования в
каждом историческом обществе. Поэтому тревожность, порожденную «негативной
свободой», возможно нейтрализовать посредством избавления от самой свободы.

К. Роджерс [15] в
качестве источника тревожности рассматривает проверку собственного опыта на
практике окружающего мира.

Теория дифференцированных
эмоций при интерпретации тревожности как феномена, основывается на том, что она
детерминирована как биохимическими параметрами, так и основными потребностями
индивида. При этом эмоция страха служит преобладающей, вступающей во
взаимодействие с другими не менее значимыми эмоциями — гневом, виной, стыдом.

Ю.Л. Ханин, Р. Кэттел, Ч.
Спилбергер тревожность дифференцируют в соответствии с делением ее на
эмоциональное состояние, здесь доминирует ситуативная тревога, и тревожность
как неизменную и относительно устойчивую черту личности, так называемую
особенность психики, способную проявляться посредством достаточно частых и
интенсивных переживаний.

К. Спилбергер [18]
выводит в качестве ведущих форм тревожности ситуативную (тревога как состояние)
и личностную (тревога как свойство).

Ситуативную тревожность можно
представить как реакцию кратковременного типа на ситуацию, представляющую
объективную угрозу, и сопровождающуюся ощущениями напряжения, беспокойства,
озабоченности. Подобная тревожность конгруэнтна временному эмоциональному состоянию, которое
детерминировано влиянием факторов, несущих опасность реального либо
воображаемого характера. Ситуативная тревожность может быть

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы