Курсовая теория на тему Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессии в подростковом возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ феномена эмоционального интеллекта и агрессии 6
1.1 Современные представление об эмоциональном интеллекте 6
1.2 Теории агрессии. Понятие агрессивности 13
1.3 Анализ исследований об эмоциональном интеллекте и агрессии в подростковом возрасте 17
Список литературы 22
Введение:
Подростковый возраст является достаточно сложным и одновременно весьма значимым периодом в развитии личности человека. На данном этапе происходит формирование взрослости человека, определенного образа Я. Большое место в жизни подростка занимает общение, однако зачастую это и наиболее проблемная и болезненная сфера для него. В определенной мере это связано с особенностями эмоциональности подростка. Многие представители данного возраста еще неспособны контролировать, а иногда даже и понимать собственные эмоциональные переживания и переживания окружающих, демонстрируют неадекватные эмоциональные реакции, зачастую слишком бурные и яркие. Желание поскорее стать взрослым, ощущение собственной уникальности, непохожести на других часто сталкивается с непониманием со стороны окружения, а иногда активным противодействием и подавлением проявлений подростка. В данном случае развивается агрессивное поведение подростка, его желание противостоять окружающим. Таким образом, педагоги, родители, психологи стакиваются с проблемой: каким образом преодолеть подобную агрессивность и эмоциональность подростка.
В данном случае целесообразно обратиться к такому понятию, как «эмоциональный интеллект». Эмоциональный интеллект в данном случае выступает как один из компонентов общего интеллекта. Он представляет собой способность распознавать эмоции окружающих, а также понимать собственные эмоциональные состояния и переживания и причины, их спровоцировавшие. Кроме того, в структуру данного понятия входит способность адекватно реагировать на эмоциональные проявления окружающих и контролировать собственное эмоциональное поведение. Можно предположить, что неспособность понять и адекватно отреагировать на переживания окружающих является одним из источников агрессивного поведения подростков. На основании приведенных фактов можно говорить о высокой научной, практической и социальной значимости выбранной темы исследования.
Научная значимость состоит в том, что исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте позволит более подробно изучить закономерности развития личности, которые имеют большое значение для последующей успешной социализации и адаптации личности.
Практическая значимость заключается в том, что понимание особенностей влияния эмоционального интеллекта на уровень агрессивности позволяет грамотно и обоснованно выстраивать психологическую (индивидуальную и групповую) деятельность с подростками, направленную на развитие эмоционального интеллекта подростков, и опосредованно – на снижение агрессивности.
Социальная значимость работы состоит в том, что развитие эмоционального интеллекта подростка, за счет чего произойдет снижение их агрессивности, может иметь значение одного из эффективных средств профилактики девиантного поведения подростков, возникновения неформальных подростковых групп с негативной направленностью.
Соответственно, актуальность исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности подростков весьма высока, что связано с особенностями психического развития подростков, в частности с высоким уровнем агрессивности, который необходимо снижать грамотно выстроенным психологическим воздействием, в том числе за счет развития эмоционального интеллекта. Это позволит снизить остроту кризиса, переживаемого подростками и увеличить эффективность их социальной адаптации.
Теоретико-методологическую основу работы составили исследования следующих авторов: понятия «агрессия» и «агрессивность» и особенности их развития в подростковом возрасте изучали А. Бандура, Р. Уолтерс, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Г. Паренс, М. Е. Гурьев и др. Проблемы эмоционального интеллекта и особенности его развития в подростковом возрасте изучали Г. Гарднер, Д. Гоулмен, Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков и др.
Цель исследования: проанализировать взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте.
Объект исследования: эмоциональный интеллект подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1) Проанализировать научные взгляды на природу и структуру феномена «эмоциональный интеллект»;
2) Рассмотреть особенности феноменов «агрессия» и «агрессивность» в научных исследованиях;
3) Проанализировать экспериментальные исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессии в подростковом возрасте;
4) Провести эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессии в подростковом возрасте;
5) Обработать полученные эмпирические данные и сформулировать выводы.
Гипотеза исследования: между эмоциональным интеллектом и уровнем агрессивности в подростковом возрасте существует обратная взаимосвязь: чем выше уровень развития эмоционального интеллекта, тем ниже уровень агрессивности подростка и наоборот.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, тестирование, качественный и количественный анализ данных, корреляционный анализ данных.
Методики исследования: методика «Эмоциональный интеллект» Д. В. Люсина, методика «Тест эмоций» Басса –Дарки в модификации Г.В. Резапкиной.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ феномена эмоционального интеллекта и агрессии
1.1 Современные представление об эмоциональном интеллекте
Понятие об эмоциональном интеллекте в его современном виде берет свое начало в концепции социального интеллекта, создателями которой выступают Э. Торндайк, Дж. Хилфорд, Г. Айзенк. На определенном этапе становления психологической науки и отдельной ее области такой как психология интеллекта, основное внимание исследователей стало уделяться информационным моделям интеллекта, а аффективная компонент мышления отодвинулся на второй план. Понятие «социальный интеллект» и явилось тем связующим звеном между когнитивной и аффективной сторонами процесса познания. Взаимосвязь познавательного и эмоционального компонента рассматривал в своих трудах Х. Гарднер, который в рамках теории о множественных интеллектах предложил характеристику внутриличностного и межличностного интеллекта (Гарднер Г., 2007).
Также в качестве одной из предпосылок становления концепции эмоционального интеллекта является гуманистическая психология. А. Маслоу в 50-х годах XX века ввел понятие «самоактуализация». Это стало стимулировало множество исследований личности, в которых интегрировались познавательные и аффективные параметры человеческой психики. Российский ученый Л. С. Выготский указывал на непосредственную взаимосвязь между интеллектом и аффектом (Жулина Г. Н., Марченко В. А., 2016). Непосредственно термин «EQ – emotionnal quotinent», коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ – коэффициентом интеллекта – предложил в 1985 году Р. Бар-Он. П. Сэловей и его соавтор Дж. Мэйер интерпретировали эмоциональный интеллект, как способность субъекта замечать и распознавать свои и чужие чувства и эмоции, дифференцировать их и применять данные подобных наблюдений в процессе координации собственного мышления и поведения (Мэйер Дж., Сэловей П., 2010).
Согласно представлениям данных ученых, эмоциональный интеллект включал в себя способности трех видов. Каждый вид способностей в своей структуре содержит три вида компонентов:
I. Способность к идентификации и выражению эмоций. Содержит в себе две составляющих:
1. Собственные эмоции (включают в себя вербальный и невербальный субкомпонент);
2. Чужие эмоции, которые включают в себя невербальные субкомпоненты восприятия и эмпатию;
II. Регуляция эмоций. Представлена следующими составляющими:
1. Регуляция своих эмоций
2. Регуляция чужих эмоций.
III. Применение эмоциональной информации в мышлении и деятельности. Представлено четырьмя составляющими:
1. Гибкое планирование,
2. Творческое мышление,
3. Перенаправленное внимание,
4. Мотивация (Мэйер Дж., Сэловей П., 2010).
В дальнейшем П. Сэловей, Дж. Мэйер и Д. Карусо внесли некоторые изменения в представленную модель эмоционального интеллекта. В работах ученых с 1997 года предлагается усовершенствованный вариант модели эмоционального интеллекта. В основе данной доработанной модели лежат представления о том, что в эмоциях заключены данные о связях субъекта с окружающими людьми или объектами, связи могут быть действующими в настоящий момент, а также существовать в фантазиях или воспоминаниях. Преобразование связей с окружающими и объектами представляет собой источник преобразования эмоциональных состояний, с которыми столкнется субъект в связи с этим. Эмоциональный интеллект в данном случае интерпретируется, как умение перерабатывать информацию, заключенную в эмоциях, их соотношения друг с другом, применять эмоциональную информацию, как фундамент для интеллектуальной деятельности и принятия решений. Сэловеем, Мэйером и Карусо была создана четырехкомпонентная, иерархичная модель эмоционального интеллекта (Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P., 2016):
1. Восприятие, определение эмоций, их проявление. Данная составляющая представляет собой умение воспринимать, устанавливать эмоции, фиксировать факт проявления эмоционального состояния. Помимо этого, сюда включается адекватное, точное выражение эмоций, а также способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций.
2. Фасилитация мышления. Умение провоцировать конкретное переживание, руководить ею. Эмоции могут оказывать воздействие на значимую информацию. Различные эмоциональные переживания оставляют свои отпечатки при решении конкретных проблем, задач.