Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессии в подростковом возрасте.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ феномена эмоционального интеллекта и агрессии 6
1.1 Современные представление об эмоциональном интеллекте 6
1.2 Теории агрессии. Понятие агрессивности 13
1.3 Анализ исследований об эмоциональном интеллекте и агрессии в подростковом возрасте 17
Список литературы 22

  

Введение:

 

Подростковый возраст является достаточно сложным и одновременно весьма значимым периодом в развитии личности человека. На данном этапе происходит формирование взрослости человека, определенного образа Я. Большое место в жизни подростка занимает общение, однако зачастую это и наиболее проблемная и болезненная сфера для него. В определенной мере это связано с особенностями эмоциональности подростка. Многие представители данного возраста еще неспособны контролировать, а иногда даже и понимать собственные эмоциональные переживания и переживания окружающих, демонстрируют неадекватные эмоциональные реакции, зачастую слишком бурные и яркие. Желание поскорее стать взрослым, ощущение собственной уникальности, непохожести на других часто сталкивается с непониманием со стороны окружения, а иногда активным противодействием и подавлением проявлений подростка. В данном случае развивается агрессивное поведение подростка, его желание противостоять окружающим. Таким образом, педагоги, родители, психологи стакиваются с проблемой: каким образом преодолеть подобную агрессивность и эмоциональность подростка. 
В данном случае целесообразно обратиться к такому понятию, как «эмоциональный интеллект». Эмоциональный интеллект в данном случае выступает как один из компонентов общего интеллекта. Он представляет собой способность распознавать эмоции окружающих, а также понимать собственные эмоциональные состояния и переживания и причины, их спровоцировавшие. Кроме того, в структуру данного понятия входит способность адекватно реагировать на эмоциональные проявления окружающих и контролировать собственное эмоциональное поведение. Можно предположить, что неспособность понять и адекватно отреагировать на переживания окружающих является одним из источников агрессивного поведения подростков. На основании приведенных фактов можно говорить о высокой научной, практической и социальной значимости выбранной темы исследования.
Научная значимость состоит в том, что исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте позволит более подробно изучить закономерности развития личности, которые имеют большое значение для последующей успешной социализации и адаптации личности.
Практическая значимость заключается в том, что понимание особенностей влияния эмоционального интеллекта на уровень агрессивности позволяет грамотно и обоснованно выстраивать психологическую (индивидуальную и групповую) деятельность с подростками, направленную на развитие эмоционального интеллекта подростков, и опосредованно – на снижение агрессивности.
Социальная значимость работы состоит в том, что развитие эмоционального интеллекта подростка, за счет чего произойдет снижение их агрессивности, может иметь значение одного из эффективных средств профилактики девиантного поведения подростков, возникновения неформальных подростковых групп с негативной направленностью.
Соответственно, актуальность исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности подростков весьма высока, что связано с особенностями психического развития подростков, в частности с высоким уровнем агрессивности, который необходимо снижать грамотно выстроенным психологическим воздействием, в том числе за счет развития эмоционального интеллекта. Это позволит снизить остроту кризиса, переживаемого подростками и увеличить эффективность их социальной адаптации.
Теоретико-методологическую основу работы составили исследования следующих авторов: понятия «агрессия» и «агрессивность» и особенности их развития в подростковом возрасте изучали А. Бандура, Р. Уолтерс, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Г. Паренс, М. Е. Гурьев и др. Проблемы эмоционального интеллекта и особенности его развития в подростковом возрасте изучали Г. Гарднер, Д. Гоулмен, Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков и др.
Цель исследования: проанализировать взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте.
Объект исследования: эмоциональный интеллект подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте.
Задачи исследования: 
1) Проанализировать научные взгляды на природу и структуру феномена «эмоциональный интеллект»;
2) Рассмотреть особенности феноменов «агрессия» и «агрессивность» в научных исследованиях;
3) Проанализировать экспериментальные исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессии в подростковом возрасте;
4) Провести эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессии в подростковом возрасте;
5) Обработать полученные эмпирические данные и сформулировать выводы.
Гипотеза исследования: между эмоциональным интеллектом и уровнем агрессивности в подростковом возрасте существует обратная взаимосвязь: чем выше уровень развития эмоционального интеллекта, тем ниже уровень агрессивности подростка и наоборот.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, тестирование, качественный и количественный анализ данных, корреляционный анализ данных.
Методики исследования: методика «Эмоциональный интеллект» Д. В. Люсина, методика «Тест эмоций» Басса –Дарки в модификации Г.В. Резапкиной.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический анализ феномена эмоционального интеллекта и агрессии
1.1 Современные представление об эмоциональном интеллекте

Понятие об эмоциональном интеллекте в его современном виде берет свое начало в концепции социального интеллекта, создателями которой выступают Э. Торндайк, Дж. Хилфорд, Г. Айзенк. На определенном этапе становления психологической науки и отдельной ее области такой как психология интеллекта, основное внимание исследователей стало уделяться информационным моделям интеллекта, а аффективная компонент мышления отодвинулся на второй план. Понятие «социальный интеллект» и явилось тем связующим звеном между когнитивной и аффективной сторонами процесса познания. Взаимосвязь познавательного и эмоционального компонента рассматривал в своих трудах Х. Гарднер, который в рамках теории о множественных интеллектах предложил характеристику внутриличностного и межличностного интеллекта (Гарднер Г., 2007). 
Также в качестве одной из предпосылок становления концепции эмоционального интеллекта является гуманистическая психология. А. Маслоу в 50-х годах XX века ввел понятие «самоактуализация». Это стало стимулировало множество исследований личности, в которых интегрировались познавательные и аффективные параметры человеческой психики. Российский ученый Л. С. Выготский указывал на непосредственную взаимосвязь между интеллектом и аффектом (Жулина Г. Н., Марченко В. А., 2016). Непосредственно термин «EQ – emotionnal quotinent», коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ – коэффициентом интеллекта – предложил в 1985 году Р. Бар-Он. П. Сэловей и его соавтор Дж. Мэйер интерпретировали эмоциональный интеллект, как способность субъекта замечать и распознавать свои и чужие чувства и эмоции, дифференцировать их и применять данные подобных наблюдений в процессе координации собственного мышления и поведения (Мэйер Дж., Сэловей П., 2010).
Согласно представлениям данных ученых, эмоциональный интеллект включал в себя способности трех видов. Каждый вид способностей в своей структуре содержит три вида компонентов:
I. Способность к идентификации и выражению эмоций. Содержит в себе две составляющих:
1. Собственные эмоции (включают в себя вербальный и невербальный субкомпонент);
2. Чужие эмоции, которые включают в себя невербальные субкомпоненты восприятия и эмпатию;
II. Регуляция эмоций. Представлена следующими составляющими:
1. Регуляция своих эмоций 
2. Регуляция чужих эмоций. 
III. Применение эмоциональной информации в мышлении и деятельности. Представлено четырьмя составляющими:
1. Гибкое планирование, 
2. Творческое мышление, 
3. Перенаправленное внимание, 
4. Мотивация (Мэйер Дж., Сэловей П., 2010).
В дальнейшем П. Сэловей, Дж. Мэйер и Д. Карусо внесли некоторые изменения в представленную модель эмоционального интеллекта. В работах ученых с 1997 года предлагается усовершенствованный вариант модели эмоционального интеллекта. В основе данной доработанной модели лежат представления о том, что в эмоциях заключены данные о связях субъекта с окружающими людьми или объектами, связи могут быть действующими в настоящий момент, а также существовать в фантазиях или воспоминаниях. Преобразование связей с окружающими и объектами представляет собой источник преобразования эмоциональных состояний, с которыми столкнется субъект в связи с этим. Эмоциональный интеллект в данном случае интерпретируется, как умение перерабатывать информацию, заключенную в эмоциях, их соотношения друг с другом, применять эмоциональную информацию, как фундамент для интеллектуальной деятельности и принятия решений. Сэловеем, Мэйером и Карусо была создана четырехкомпонентная, иерархичная модель эмоционального интеллекта (Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P., 2016):
1. Восприятие, определение эмоций, их проявление. Данная составляющая представляет собой умение воспринимать, устанавливать эмоции, фиксировать факт проявления эмоционального состояния. Помимо этого, сюда включается адекватное, точное выражение эмоций, а также способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций. 
2. Фасилитация мышления. Умение провоцировать конкретное переживание, руководить ею. Эмоции могут оказывать воздействие на значимую информацию. Различные эмоциональные переживания оставляют свои отпечатки при решении конкретных проблем, задач. 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы