Клиническая психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Взаимосвязь депрессивных состояний с успеваемостью студентов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

1. Определение понятия «депрессивные состояния» и их особенности у студенческой молодежи 5
1.1 Депрессивные состояния и их классификация 5
1.2 Особенности психического состояния студентов в процессе учебной деятельности 12
1.3 Особенности депрессии у студентов и ее влияние на успеваемость в учебной деятельности 27
2. Психологические методы преодоления депрессивных состояний у студенческой молодежи 34
2.1 Этиология и пути преодоления депрессивных расстройств согласно семейной системной теории М. Боуэна 37
2.2 Этиология и пути преодоления депрессивных расстройств согласно теории эмпирической семейной терапии 38
2.3 Этиология и пути преодоления депрессивных расстройств согласно теории структурной семейной терапии 39
2.4 Этиология и пути преодоления расстройств согласно когнитивно-поведенческой семейной терапии 40
2.5 Этиология и пути преодоления расстройств согласно стратегической системной терапии 41
2.6 Этиология и пути преодоления расстройств согласно системным подходам, сфокусированным на решении проблемы 42
2.7 Этиология и пути преодоления расстройств согласно нарративной системной терапии 43
Заключение 45
Список использованной литературы 49

  

Введение:

 

Введение
Актуальность темы. Состояние психического здоровья молодежи в Россия заслуживает особого внимания как весомый прогностический фактор национальной безопасности и благосостояния государства. В ответ неустанному росту жизненных требований наряду с объективными барьерами на пути к самореализации в РФ, согласно исследованиям , значительной численности населения присущи нарушения психического здоровья. Среди них первом месте – не психотические депрессивные расстройства.
Депрессии переживает 9% взрослого населения и 5-6% лиц подростково-юношеского возраста. Это один из самых высоких показателей среди европейских стран. Учёные прогнозируют их дальней шей рост. С такими темпами к 2020 году депрессия займет второе место среди причин, обусловливающих инвалидизацию в мире .
Психическое и психологическое здоровье студенческой молодежи — особенно важный аспект исследования этой проблематики в контексте здравоохранения нации, ее научного и социального развития, формирования ее кадрового потенциала со склонностью к инновациям, ее безопасности в целом.
Студенческая молодежь является возрастной и социальной категорией, которая заслуживает особого внимания, учитывая профилактику и коррекцию депрессивных расстройств. Риски их возникновения или обострения растут в период повышенной сензетивности, кризиса юношеского возраста депресогенного характера, увеличения психоэмоциональных и умственных нагрузок, роста адаптационных требований и тому подобное.
Противодействовать всем этим вышеупомянутым рискам и оставаясь психически здоровой, способной контролировать и регулировать собственное психическое состояние, современная студенческая молодежь способна часто лишь при условии профессиональной психологической поддержки с применением эффективных психологических и психотерапевтических методов.
Объект исследования. Депрессивные состояния.
Предмет исследования. Успеваемость студентов ВУЗов.
Цель исследования: провести комплексный анализ механизмов и причин возникновения, методов диагностики и лечения депрессивных состояний у студенческой молодежи, а также определить степень их влияния на учебную успеваемость.
Задачи исследования:
— изучить определение понятия «депрессивные состояния» и их особенности у студенческой молодежи;
— проанализировать депрессивные состояния и их классификацию;
— изучить особенности психического состояния студентов в процессе учебной деятельности;
— проанализировать особенности депрессии у студентов и ее влияние на успеваемость в учебной деятельности;
— проанализировать психологические методы преодоления депрессивных состояний у студенческой молодежи.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

По итогам проведенного теоретического исследования, было установлено, что связь между успеваемостью и депрессией весьма сложная. Она не только однонаправленная, но и двунаправленная. Картина, представленная в исследовании авторов, не может ответить на вопрос, что является первичным, а что вторичным: ясно одно, что депрессия пагубно влияет на академическое развитие и успех студентов и, наоборот, академическая неуспеваемость может стать провоцирующей причиной развития депрессивного фона настроения у студента.
Большой процент подростковых депрессивных реакций возникает из-за неуспеваемости в обучении.
Студенты с депрессивными нарушениями, как правило, занимают позицию отстающего в группе или потоке. Убеждаясь в том, что старания, которые они прикладывают первоначально, чтобы получить удовлетворенную оценку и заслужить одобрение преподавателя, результатов не дают, эти подростки теряют надежду на успех, перестают верить в свои силы. Они, не приобретая в полном объеме знания и затрудняясь их получить самостоятельно, начинают избегать активных умственных усилий, становятся депрессивными и интеллектуально пассивными.
Постоянные неудачи и чувство разочарования также могут привести студента к сильному чувству подчиненного положения, что, в свою очередь, может усилить начальные трудности обучения и уменьшить способность студента посещать занятия и концентрироваться на обучении.
Депрессивный подросток может избегать посещение занятий в ВУЗе, чтобы избежать болезненного опыта неудачи, оскорблений и болезненного опыта провалов, ибо все это сильно бьет по их чувству собственного достоинства. Если усилия студента неудачны, но он видит, что сверстники получают похвалу за их работу, вероятно, что он станет безразличным к университетским мероприятиям, в частности к обучению, и может отказаться от попыток совершенствоваться в этой деятельности.
Многие неуспевающие студенты, в связи с депрессивными состояниями, будут развивать различные стратегии для того, чтобы справиться со своими эмоциональными проблемами. Некоторые стремятся через экспрессию, внешнюю активность выражать свои чувства, что может привести к нарушениям, проблемному поведению. Другие — блокируют выражение эмоций, оставляют свои переживания в себе и жалуются на головную боль и боль в животе.
Факт, что много интернализирущих признаков депрессии трудно определяются как родителями, так и врачами, что подчеркивает необходимость более активного внедрения профилактических мер в ВУЗах, участия и усиления роли университетских психологов в выявлении и коррекции депрессивных признаков у студентов, испытывающих эмоциональные проблемы.
В связи с этим возникает необходимость проведения просветительной работы среди педагогов, учителей, родителей, ВУЗовских психологов для повышения уровня их психологической компетенции и участия их в организации целенаправленной профилактики депрессии у студентов.
Мы считаем, что всестороннее наблюдение и/или оценка преподавателями, родителями и университетскими психологами эмоционального состояния студентов могли бы помочь в распознавании таких подростков на ранних этапах и разработать план предупреждения или устранения всех факторов, способствующих усилению депрессивного фона настроения, чтобы такие студенты могли учиться в полную силу своих возможностей.
Анализ отечественных психологических исследований показал, что психические состояния являются самостоятельным, целостным, ситуационно-чувствительным, устойчивым психическим образованием, которое протекает определенный промежуток времени. Психическое состояние выступает как отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающееся в единстве поведения и переживания в некотором темпоральном континууме.
Психические состояния в процессе учебной деятельности можно классифицировать по признаку характера их переживаний (положительные, отрицательные, стенические, астенические) и по степени их производительности (стресс является в основном, продуктивным, тревога, фрустрация, дидактогения, монотонии, утомление и фрустрации выступают как не производительные для учебной деятельности студента).
Психолого-педагогическое сопровождение развития личности студента должно предусматривать формирование конструктивных копинг-стратегий для профилактики дистресса, развития стрессоустойчивости и толерантности к неопределенности, а также профилактику утомления, моногонии, тревожности студентов.
Доказано, что профилактика депрессивных расстройств студенческой молодежи, разработка методов их эффективного преодоления и соответствующая подготовка практических психологов — важные задачи в сохранении психологической безопасности нации.
Бесспорно, семья, прежде всего дисфункциональная, является фактором ухудшения психического здоровья и адаптационных нарушений в студенческом возрасте, особенно, когда клиент находится в кризисном периоде (кризиса «Опустошения гнезда») и актуализирует невротические механизмы, которые, которые препятствуют дифференциации, втягивают взрослых подростков в роль стабилизаторов.
С другой стороны, конструктивизация семейных отношений является тем неоценимым мощным ресурсом, способствующим восстановлению психического здоровья личности.
Рассмотрев методы семейной психотерапии с позиции различных теоретических школ, и классических, и постмодернических, обосновав их эффективность, считаем целесообразным внедрение их в работу психологических служб при учебных заведениях с целью коррекции расстройств психического здоровья молодежи, в целом, а также депрессивных расстройств, в частности.
Перспективы дальнейших научных исследований заключаются в эмпирическом изучении эффективности применения семейно-системных техник при консультировании студенческой молодежи в центрах психологической поддержки вузов и путей подготовки практических психологов, которые на должном уровне владели бы навыками их применения.

 

Заключение:

 

Введение
Актуальность темы. Состояние психического здоровья молодежи в Россия заслуживает особого внимания как весомый прогностический фактор национальной безопасности и благосостояния государства. В ответ неустанному росту жизненных требований наряду с объективными барьерами на пути к самореализации в РФ, согласно исследованиям , значительной численности населения присущи нарушения психического здоровья. Среди них первом месте – не психотические депрессивные расстройства.
Депрессии переживает 9% взрослого населения и 5-6% лиц подростково-юношеского возраста. Это один из самых высоких показателей среди европейских стран. Учёные прогнозируют их дальней шей рост. С такими темпами к 2020 году депрессия займет второе место среди причин, обусловливающих инвалидизацию в мире .
Психическое и психологическое здоровье студенческой молодежи — особенно важный аспект исследования этой проблематики в контексте здравоохранения нации, ее научного и социального развития, формирования ее кадрового потенциала со склонностью к инновациям, ее безопасности в целом.
Студенческая молодежь является возрастной и социальной категорией, которая заслуживает особого внимания, учитывая профилактику и коррекцию депрессивных расстройств. Риски их возникновения или обострения растут в период повышенной сензетивности, кризиса юношеского возраста депресогенного характера, увеличения психоэмоциональных и умственных нагрузок, роста адаптационных требований и тому подобное.
Противодействовать всем этим вышеупомянутым рискам и оставаясь психически здоровой, способной контролировать и регулировать собственное психическое состояние, современная студенческая молодежь способна часто лишь при условии профессиональной психологической поддержки с применением эффективных психологических и психотерапевтических методов.
Объект исследования. Депрессивные состояния.
Предмет исследования. Успеваемость студентов ВУЗов.
Цель исследования: провести комплексный анализ механизмов и причин возникновения, методов диагностики и лечения депрессивных состояний у студенческой молодежи, а также определить степень их влияния на учебную успеваемость.
Задачи исследования:
— изучить определение понятия «депрессивные состояния» и их особенности у студенческой молодежи;
— проанализировать депрессивные состояния и их классификацию;
— изучить особенности психического состояния студентов в процессе учебной деятельности;
— проанализировать особенности депрессии у студентов и ее влияние на успеваемость в учебной деятельности;
— проанализировать психологические методы преодоления депрессивных состояний у студенческой молодежи.

 

Список литературы:

 

1. Определение понятия «депрессивные состояния» и их особенности у студенческой молодежи

1.1 Депрессивные состояния и их классификация

Научная литература содержит значительное количество определений понятия депрессии, отличающиеся по тем или иным параметрам. В теоретической и практической психологии рассматривают депрессию как феномен здоровой психики и депрессию как феномен психопатологии человека. В психологическом словаре под редакцией И.В. Дубровина депрессия определяется как «удручающее состояние, характеризующееся апатией, пассивностью, отсутствием интереса к окружающему». Один из ведущих депресологов, известный швейцарский психотерапевт Д.Хелл в книге «Ландшафт депрессии» использует для названия и характеристики этого функционального нарушения ряд синонимических терминов: депрессия, депрессивное заболевание, депрессивные расстройства, депрессивные состояния, депрессивные эпизоды. касаясь проблемы дифференциации видов и форм депрессии, он отмечает, что в современной науке и практике выделяют преимущественно понятие меланхоличной или эндогенной формы депрессии и невротической формы, которую трактуют как тяжелое переживание события.
Термины «депрессия» и «депрессивное расстройство» как синонимичные используют и другие исследователи этого феномена. В частности, известный американский психолог Артур Ребер в «Большом толковом психологическом словаре» определяет депрессивное расстройство как класс нарушения настроения, оказывается в одиночных или повторных депрессивных эпизодах без мании . Различия в определении депрессивных расстройств обусловлены тем, что термин «депрессия» используют для названия широкого круга эмоциональных, поведенческих и психосоматических расстройств.
Симптоматика депрессии сложная, многогранная и изменчива. Депрессивные проявления подробно описаны в психологической и медицинской литературе. Однако, специалисты (Э. Вульф, Г. Розе, К. Кискер, Г. Фрайбергер, Д. Хелл и др.) отмечают, что при ее распознавании часто возникают трудности, которые обусловлены рядом объективных причин. В частности, несмотря на многочисленные научные исследования, нет определен четких критериев для деления людей на здоровых и депрессивных; перехода от нормального состояния к депрессивному, что происходит преимущественно плавно и незаметно, что и усложняет процедуру констатации наличия депрессии.
Симптомы, по которым распознают депрессивное расстройство, могут сопровождать и другие болезненные состояния (длительные и тяжелые соматические заболевания, органические заболевания головного мозга, шизофрения, эпилепсия и др.), что также приводит к трудностям постановки диагноза. Кроме того, не определен базовый набор симптомов депрессии, которые наблюдались бы при всех ее формах и типах.
В связи с этим, ученые Е. Вульф, Г. Розе, Г. Фрайбергер и др., отмечают необходимость четкого разграничения трех терминологических уровней применения понятия «депрессия».
На симптоматологическом уровне выделяют состояние возбуждения аффекта, подавленность, тоскливое настроение; на синдромологическом – комбинацию эмоциональных, познавательных и соматовегетативных расстройств; на нозологическом уровне понятие депрессии отражает наличие болезненных состояний (часто меняющегося характера), информацию об особенностях клинической картины расстройства, причины его возникновения, течении, прогнозе, методах терапии.
С целью обобщения депрессивной симптоматики ученые университета города Цюрих, Д. Ангст, Д. Хелл и др., осуществили цифровой анализ проявлений депрессии. Таким образом были определены одиннадцать ведущих симптомов депрессивного расстройства: безрадостный, подавленное состояние; отсутствие интересов; неспособность к сосредоточению, ухудшение памяти; неспособность принять решение, навязчивое застревание на одних и тех же вопросах; страх (перед обыденностью или неопределенный страх), внутреннее беспокойство; ощущение усталости, отсутствие энергии; расстройства сна; потеря аппетита, снижение веса; отсутствие сексуальных интересов; ощущение давления и тяжести или боли (в эпигастральной области, в груди, головные боли) вегетативные симптомы (сухость во рту, запоры и др.). Цифровой анализ депрессивных проявлений позволил несколько конкретизировать симптоматическую картину расстройства.
Попытки ученых классифицировать депрессивные расстройства были столь многочисленными, что часто приводило к терминологической путанице и осложнениям диагностики, поскольку старые классификации продолжали существовать наряду с новыми. Депрессии преимущественно классифицировались по двум принципам: феноменологическим и нозологическим.
В основу феноменологических классификаций положено разделение депрессивных расстройств с их клиническими проявлениями (феноменологическими признакам). Варианты депрессии (замедлено-апатичная, тревожно-ажиатированя, тревожно-заторможеная, замаскированная) распределяют в соответствии со сферой, в которой локализуется депрессивное проявление — аффективной, психомоторной или соматической . Например, А.П. Ветроградова классифицируя депрессивные расстройства по типу доминирующего аффекта, выделяет тоскливую, тревожную и апатичную депрессию.
В справочнике по психиатрии под редакцией А.В. Снежневского предлагается расширенный раздел вариантов депрессивного синдрома на относительно простые и сложные депрессии.
В группу простых депрессий вошли:
— адинамическая депрессия (характеризуется прежде всего физической слабостью, бессилием, отсутствием стремлений и желаний, апатией);
— ажиатированая депрессия (в клинической картине болезни преобладает двигательное возбуждение, повышенная тревожность, самообвинения, возможен «взрыв тоски» с попытками самоубийства);
— анестетическая депрессия (наблюдается отсутствие адекватной эмоциональной реакции на внешние раздражители; больные утверждают, что потеряли любые чувства к близким, им недоступны эмоции радости, печали, душевное состояние невыносимое);
— депрессия с бредом самообвинения (больные обвиняют себя в различных «преступлениях», якобы совершенных ими, требуют наказания);
— дисфорическая депрессия (наблюдается раздражительность, чувство тоски и недовольство, склонность к агрессии, отчаяние, отвращение к жизни);
— ироническая депрессия (находясь в состоянии депрессии, человек пытается иронизировать относительно своих переживаний и беспомощности);
— плаксивая депрессия (преобладает астения, пониженное плаксивое настроение, апатия);
— ступорозная депрессия (сопровождается глубокой двигательной заторможенностью, возможен ступор);
— тревожная депрессия (в клинической картине на первый план проступает повышенная тревожность, выраженное беспокойство).
Сложные депрессии А.В. Снежневский определяет как такие, в клинической картине которых наблюдаются симптомы других психопатологических синдромов:
— астеническая депрессия (сопровождается выраженными астеническими расстройствами в виде повышенной утомляемости, раздражительной слабости);
— синдром Котара (больные обвиняют себя в тяжелых, глобальных преступлениях, наказание за которые они будут нести сотни и тысячи лет);
— депрессия с бредом нигилизма (бред отрицания) — депрессия с бредом обвинения и осуждения (больные утверждают, что их обвиняют в преступлениях, которые они не совершали, но выражают готовность быть наказанными);
— депрессия с бредом преследования (в клинической картине заболевания наблюдается бред преследования и отравления);
— депрессия с бредом нанесения вреда (больные убеждены, что их имущество разворовывают, наносят вред его благополучию и здоровью);
— депрессивно-параноидный синдром (наблюдаются выраженные чувствительные бред преследования и осуждения, кататонические расстройства, галлюцинации);
— депрессия с вегетативными и соматическими расстройствами (основными симптомами являются тахикардия, колебания артериального давления, потливость, рвота, суточные колебания настроения с улучшением к вечеру; отсутствуют жалобы на выражено подавленное настроение);
— депрессия с деперсонализацией (характеризуется потерей чувств, эмоциональных реакций, ощущением нереальности окружающего мира);
— депрессия сенестопатическая (на первый план выступают неприятные, неопределенные ощущения в различных частях тела);
— депрессия с навязчивыми состояниями (наблюдаются навязчивые страхи относительно собственного благополучия и благополучия близких людей);
— ипохондрическая депрессия (на фоне пониженного настроения и различных неприятных соматических ощущений у больных формируется убеждение в том, что они страдают тяжелыми, неизлечимыми заболеваниями);
— психастеническая депрессия (проявляется не столько пониженным настроением и заторможенностью, сколько неуверенностью в своих силах, нерешительностью, крайне низкой самооценкой).
В основу нозологической классификации положено деление депрессий по причинам и условиям их возникновения.
П. Кильгольц выделил следующие нозологически важные формы депрессии:
1) психогенные депрессии (реактивные депрессии, невротические депрессии, депрессии истощения, эндореактивные дистимии, инволюционные депрессии);
2) эндогенные депрессии (шизофренические, биполярные и монополярные депрессии);
3) соматогенные депрессии (органические и симптоматические).
В группу психогенных депрессий относят расстройства, возникающие на основе душевных переживаний как реакции человека на определенную травмирующую ситуацию, или же причины которых кроются в ее биографии и структуре личности; группу эндогенных депрессий составляют расстройства, которые достигают психотического уровня; к соматогенным депрессиям относят депрессивные состояния, которые находятся в тесной связи с соматическими заболеваниями.
Зарубежные ученые К.П. Кискер, Э. Вульф, К. Розе, Г. Фрайбергер представляют нозологическую классификацию депрессии по следующей схеме:
1. Психогенные депрессии:
— реактивные (реакции на стресс, психореактивные депрессии);
— невротические депрессии;
— депрессивное развитие и депрессивные личности.
2. Эндогенные депрессии:
— периодические депрессии с исключительно депрессивными фазами (монополярные);
— циклические депрессии с регулярным или нерегулярным чередованием депрессивных и маниакальных фаз (биполярные);
— депрессии в возрасте «обратного развития» («инволюционные депрессии»);
— шизофренические депрессии.
3. Соматогенные депрессии:
— органические депрессии, вызванные структурными изменениями в головном мозге;
— симптоматические депрессии (сопровождающие соматические заболевания или являются их следствием, исключая органические заболевания головного мозга.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы