Курсовая теория на тему Взаимосвязь адаптации личности и социального интеллекта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 5
1.1. Основные теоретические подходы к интерпретации понятия «социальный интеллект» и «адаптация личности» 5
1.2. Взаимосвязь между социальным интеллектом и адаптацией личности 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ 17
2.1. Организация исследования 17
2.2. Анализ результатов исследования 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Введение:
Актуальность: На данный момент в мире существует противоречие между необходимостью развития высокого интеллекта личности и трудностями понимания человеческих чувств, эмоций и отношений, что естественно затрудняет социальную адаптацию личности и всего общества в целом.
Одной из проблем является понимание процесса общения и поведения людей в различных ситуациях, адаптация людей к разным видам общения и к разным группам людей. Сам процесс общения и поведения людей в обществе, адаптацию к различным взаимоотношениям общества называют социальный интеллект. Уровень развития общества и взаимоотношений людей можно понять по развитию коммуникативных и интеллектуальных способностей отдельных личностей и всего общества в целом.
Проблема развития самосознания адаптации и социального интеллекта, как важнейшего составного компонента общества в целом и его определенных групп является актуальной. Многим людям важно быть значимой частью общества, иметь признание в различных социальных группах, что может мешать развитию социального интеллекта общества, а следственно и адаптации определенных личностей в обществе.
Объект исследования: процесс адаптации личности в обществе.
Предмет исследования: психологические аспекты взаимосвязи между социальным интеллектом и социальной адаптации личности.
Цель исследования: изучить характер взаимосвязи социального интеллекта, коммуникативной компетентности личности и ее адаптации.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Определить основные теоретические подходы к интерпретации понятия «социальный интеллект» и «адаптация личности».
2. Определить наличие взаимосвязи между социальным интеллектом и адаптацией личности.
3. Изучить уровень развития социального интеллекта и проследить его влияние на социальную адаптацию личности.
В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что социальный интеллект, являясь когнитивной составляющей коммуникативной компетентности личности, выступает как средство и результат развития адаптации личности. Поэтому можно предположить, чем выше уровень развития социального интеллекта, тем выше уровень адаптивности человека, а также, чем выше уровень коммуникативной компетентности, тем выше уровень социального интеллекта.
Методики исследования:
— Опросник социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонд;
— «Социальный интеллект» (методика Н. Холла в модификации Г. В. Резапкиной);
— Тест «Социальный интеллект» Гилфорда.
Математико-статистические методы исследования:
— Статистические методы;
— Корреляционный анализ Спирмена;
— Сравнительный анализ выборок испытуемых с помощью непараметрического критерия U-Манна Уитни.
Эмпирическая база исследования: выборку составляют учащиеся школы 16-17 лет; студенты 18-19 лет; взрослые люди 30-50 лет.
Заключение:
Итак, теоретический анализ научных источников проблемы социального интеллекта показал: данная область является достаточно разработанной на сегодня, но в то же время представляет широкое поле для дальнейших фундаментальных исследований. Мы увидели, что результаты специальных исследований этого вопроса легко получают перспективы прикладного значения, на что указывает сама сущность феномена социального интеллекта. В рассмотренных концепциях базовой функцией социального интеллекта выступает обеспечение эффективности в межличностных отношениях.
В общем, опираясь на проанализированные теоретические разработки, можно определить социальный интеллект как особую способность к социальной адаптации в межличностных отношениях, которая проявляется в способности различать, оценивать, прогнозировать и отдавать предпочтение определенным аспектам межличностного взаимодействия.
Существуют данные, свидетельствующие о том, что дети с высокими и выше среднего уровнями интеллектуальных показателей намного успешнее адаптируются в обществе. Доказано также, что проявления личностных качеств, ситуативные изменения которых возможны благодаря интеллекту, с повышением роли общественного контроля в ситуациях группового взаимодействия также растут.
Дети и подростки с высокими показателями интеллекта лучше успевают в учебе, лучше адаптированы к школьной жизни, более раскованные, имеют более широкий спектр общения. Эти ученики отличались также по показателям когнитивно-стилевых характеристик, то есть имеют лучшую структуру персонального познавательного стиля, что сказывается на производительности их обучения.
Отмечая многообразие путей развития интеллекта и креативности, в частности, Д.В.Ушаков указывает на зависимость этого развития от сложного взаимодействия личностных, когнитивных и метакогнитивных структур, формирующихся в результате многомерных воздействий среды, подвергаясь обратным воздействиям генетических факторов. Исходя из указанного, именно в процессе такого взаимодействия и формируется индивидуальная способность (возможность и готовность) к адаптации. Сказанное наводит на мысль о необходимости более глубокого изучения такого сложного процесса реализации социальной сущности человека, которым является адаптация.
Основная задача интеллектуального воспитания состоит в том, чтобы помочь молодому человеку выстроить свой интеллектуальный, ментальный мир. Именно от этого, по нашему мнению, зависит вся дальнейшая социальная линия развития индивида, которая позволяет проследить реальный уровень присвоения человеком общественной человеческой сущности. При таком подходе появляются возможности для более углубленного изучения глобальной психологической проблемы — что является психологической основой развития человека как личности, а также и того — как происходит этот процесс.
Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:
1. Определены положительная корреляционная связь между способностью распознавать структуру межличностных отношений в динамике, оценивать изменения в отношениях и уровнем эмоционального интеллекта в общей выборке. То есть, эмоциональная осведомленность, способность эмоционально отзываться на переживания, действия другого человека позволяет отслеживать особенности изменений во взаимоотношениях.
2. Выявленные положительные взаимосвязи составляющей СИ («истории с дополненням») и составляющими ЭИ «эмоциональная осведомленность» и «эмпатия». Это позволяет утверждать, что способность испытуемых распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике, анализировать сложные ситуации взаимодействия обеспечивается умением осознавать свои чувства и способностью к сопереживанию.
3. Выявлена прямая взаимосвязь между общим уровнем СИ и составляющей ЭИ «распознавание эмоций других людей». СИ является системой интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. Результаты исследования подтверждают, что испытуемые, которые лучше умеют влиять на эмоциональные состояния других людей, в большей степени имеют социальную чувствительность и успешность в межличностном общении. Таким образом, эмоциональный интеллект определяют как способность управлять своими эмоциями, распознавать эмоции других людей, вербализировать свои эмоциональные состояния. Социальный интеллект определяют как глобальную способность, возникающую на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции. Также, важно указать, что студенты с высоким уровнем эмоционального интеллекта демонстрируют более высокие показатели социального интеллекта, а именно они успешны в анализе сложных ситуаций взаимодействия, в большей степени понимают логику развития отношений, способны распознавать структуру межличностных отношений в динамике.
Студенты со средним уровнем ЭИ в большей степени проявляют способность верно оценивать состояние, намерение, чувства других людей, способность сопереживать, сочувствовать, большую точность в оценке невербального поведения. Таким образом, социальный интеллект и эмоциональный интеллект имеют зоны пересечения, что связано с когнитивными и эмоциональными процессами, а также процессами социальной перцепции, которые участвуют в формировании и социального и эмоционального интеллекта.
Испытуемые, которые имеют способность к произвольному управлению своими эмоциями и умением влиять на эмоциональное состояние других людей, знают, как скрывать свои негативные и демонстрировать положительные качества, выбирает модели поведения, обеспечивает эффективность общения. Эмоциональная неригидность обеспечивает способность личности эффективно ориентироваться в неопределенных, ситуациях взаимодействия, которые быстро изменяются, быть успешным в сложных социальных условиях.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Основные теоретические подходы к интерпретации понятия «социальный интеллект» и «адаптация личности»
Социальный интеллект обеспечивает эффективное межличностное взаимодействие, поскольку определяет правильное понимание различных аспектов поведения других людей и само понимание. Он обеспечивает прогнозирование развития межличностных отношений, психологическую проницательность в отношениях, помогает преодолевать кризисы и стрессовые ситуации, связанные с взаимодействием.
Термин «социальный интеллект» в 1920 г. впервые внес в научный обиход американский психолог Э.Торндайк. Он связывал его со способностью человека действовать мудро в отношениях с другими людьми, быть дальновидным, понимать и прогнозировать поведение других людей в различных ситуациях, распознавать намерения и чувства других за их экспрессией [3, 7, 10].
В современной западной психологии существует несколько подходов к изучению социального интеллекта:
1. Социальный интеллект как социально-перцептивная способность (Э. Торндайк, Ф. Мосс, Т. Хант, Р. Стренг, П. Вернон, Дж. Ведек, Д. Векслер). В рамках этого подхода феномен социального интеллекта рассматривался как способность человека к взаимодействию с окружающими (способность достигать взаимопонимания, критически оценивать чувства и т.д.).
2. Социальный интеллект как проявление социально-полезной адаптации (Г.Олпорт, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк). Представители этого направления выясняли содержание понятия социального интеллекта, а также его связь с формальным интеллектом. Так, Г. Олпорт предложил модель из восьми качеств, необходимых для хорошего понимания людей: опыт; сходство; интеллект; глубокое понимание; сложность; отстранения; эстетические склонности; социальный интеллект [6; 7].
Однако, Дж. Гилфорд имел несколько другой взгляд на этот феномен и его связь с академическим интеллектом: социальный интеллект является системой интеллектуальных способностей, необходимых в социальном поведении, но при этом независимых от фактора академического интеллекта и связанных прежде всего с познанием поведенческой информации он составляет самостоятельную группу основных ментальных способностей, которые объединяют и регулируют познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов.
По Дж. Гилфорду, составляющими социального интеллекта являются: 1) познание элементов поведения; 2) познание классов поведения; 3) познание отношений в поведении; 4) познание систем поведения; 5) познание преобразований поведения;
1) познание результатов поведения. Сфера социального интеллекта, по Дж. Гилфорду, охватывает мысли, желания, чувства, настроение как других людей, так и самого себя [25].
В работах Г. Айзенка определены три взаимосвязанных типа интеллекта: биологический, психометрический и социальный. Социальный интеллект, по мнению автора, является самым широким из приведенных понятий, он обеспечивает способность индивида адаптироваться к обществу, это результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий: социально-экономического статуса; мотивации; культурных факторов; стратегий в действиях; семейного воспитания; психологического здоровья; образования; личностных особенностей; опыта; условий жизни [1].
3. Социальный интеллект как показатель когнитивной компетентности и ментальных способностей (Н. Кэнтор, Р. Хэрлоу, Дж. Килстром, Р. Стернберг, Г. Форд, М. Ти сак). Представители такого подхода делали акцент на когнитивных стилях. Так, Н. Кэнтор приравнивает социальный интеллект к когнитивной компетентности, содержательными компонентами которой являются: 1) способность к решению жизненных (практических) задач; 2) вербальные способности; 2) социальная компетентность [6; 8].
Р. Стернберг считает основой социального интеллекта умение решать повседневные задачи и предлагает собственную структурную модель этого феномена:
1) способность к решению практических задач;
2) вербальная способность;
3) социальная компетентность [23].
Более поздние исследования Р. Стернберга позволили дополнить ее четвертой составляющей — скрытые знания, то есть те, которые отражают практическую способность учиться на основе опыта и применять полученное для достижения собственных целей; умение успешно адаптироваться к окружению; умение выбирать и формировать жизненные обстоятельства с целью эффективного решения повседневных проблем.
Социальный интеллект в отечественной психологии (М. Аминов, А. Бодалев, Я. Коломинский, С. Кондратьева, Н. Кудрявцева, В. Куницына, В. Лабунская, А. Михайлова (Алешина), М. Молоканов, М. Холодная и другие) преимущественно изучался в контексте коммуникативной компетентности. Интересна концепция социального интеллекта, предложенная В. Куницыной.
Автор считает возможным выделение отдельного аспекта этого сложного явления — коммуникативно-личностного потенциала, который является достаточно обобщенным и позволяет приблизиться к пониманию специфической структуры социального интеллекта и особенностей его функционирования на разных возрастных этапах.
В. Куницына предложила дефиницию социального интеллекта как глобальной способности, которая возникает на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт и уровня энергетического обеспечения процессов саморегуляции, выделила основные его функции (адаптивная, планирующая, прогностическая,