Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Взаимоотношения в семье как фактор развития личности ребенка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Структура семьи и специфика взаимоотношений между членами семьи 5
2. Особенности влияния семьи на личность ребенка 15
Заключение 25
Список литературы 26

 

  

Введение:

 

Актуальность проблемы. Проблема развития личности, социализации является одной из фундаментальных проблем социально-психологических знаний. Прежде всего, это связано с тем, что результатом социализации является функционирующая личность, имеющая достаточный уровень адаптивного потенциала, способная приспосабливаться к новым условиям среды.
Можно отметить, что социальная среда сегодня имеет особенность – высокую степень изменчивости. Так формируется требование к личности – пластичность. Сегодня в социальной среде можно отметить меняющиеся ценности, деформации смыслов жизни, формирование новых требований к субъектам деятельности.
Так социальная среда выдвигает высокие социальные требования, подкрепленные социальными нормами. Нарушение социальных норм, что является признаком трансформации процесса социализации, приобрело в последние годы массовый характер и вывело эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
В настоящее время проблема социализации особенно актуальна в подростковой среде. Прежде всего, это связано с особенностями развития молодого человека, данный возраст приходится на период от 12 до 15 лет. Так этот период связан с созреванием личности, профессионализацией.
Степень изученности проблемы. Анализ разработанности проблемы приводит к выделению нескольких подходов в проблеме развития личности. Так можно отметить структурализм, который свойственен представителям классической социологии, среди исследователей можно выделить следующие фундаментальные работы: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, О. Конт и ряд других исследователей.
Далее социализация рассматривалась в русле феноменологического подхода, можно выделить авторов: Д. Мид, Ч. Кули, А. Шюц и др. Основной идеей данных работ является признание наличия субъективности, свойственной для конкретного человека.
Проблемы формирования личности ребенка в контексте взаимоотношений с родителями и значимых взрослых рассмотрены в трудах Э. Фромм, Э. Эриксон, Р. Бернс, Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.М. Прихожан. Функции и роль детско-родительских отношений рассмотрены в работах Х.Джайнот, Д,Баумринд, А.Е.Личко, А.Я. Варга, А.А.Бодалев, В.В.Столин, Ю.Б.Гиппенрейтер, А.С.Спиваковская, О.А.Карабанова и др.
Так можно отметить высокий интерес к проблеме социализации, а одной из основных систем развития личности ребенка является семья, в нашей работе рассматривается особенности развития личности в контексте нарушений функционирования семьи.
Цель работы – выявление специфики развития личности в условиях семьи.
Объект исследования – особенности развития личности.
Предмет исследования – возможности регулирования процесса развития личности в условиях семьи.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических данных понятия семьи как социально-психологического явления;
2. Провести теоретический анализ проблемы особенностей процесса развития личности за счет анализа монографий, диссертационных исследования, научных статей.
Методологической основой работы являются следующие концепции, принципы и подходы: развития Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, И.В. Дубровиной, A.B. Запорожец, С.Л. Рубинштейна; детерминизма Л.C. Выготского, C.Л. Рубинштейна, A.B. Петровского; системного изучения личности и психологических феноменов П.К. Анохина, A.Г. Асмолова, A.B. Брушлинского, В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломова, B.Д. Шадрикова.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нами была проведена работа по проблеме развития личности в условиях семьи, которая является одной из фундаментальных проблем социально-психологических знаний. Результатом процесса социализации становится функционирующая личность, имеющая достаточный уровень адаптивного потенциала, способная приспосабливаться к новым условиям среды.
В первой части нами были исследованы основные подходы к пониманию семьи, ее функций и жизненного цикла семьи. Далее был проведен теоретический анализ проблемы особенностей процесса развития личности подростков в условиях семьи за счет анализа монографий, диссертационных исследования, научных статей, эмпирических данных.
В ходе теоретического анализа мы обратились к работам следующих авторов: Д. Мид, Ч. Кули, А. Шюц, которые рассматривали социализацию в рамках феменологического подхода, идеи самоактуализации личности А. Маслоу, теория М. Вебера «социального действия», идеи А. Бандуры «социального научения», подход Дж.К. Коулмена «фокальная теория взросления» и др., также были рассмотрены работы Пригожина и Г. Хакена, отечественных исследователей: С.П. Курдюмова, Е.Н. Князева, А.П. Назаретяна, В.И. Аршинова, Г.Г. Малинецкого и т.д.
Так нами были рассмотрены специфики развития личности в условиях семьи, мы проанализировали понятия семьи как социально-психологического явления, рассмотрели проблемы особенностей процесса развития личности за счет анализа монографий, диссертационных исследования, научных статей. Так в работе рассмотрены особенности развития личности, а именно возможности регулирования процесса развития личности в условиях семьи

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Структура семьи и специфика взаимоотношений между членами семьи
Проблема семьи широко исследуется в работах в контексте психологических и социологических знаний, при этом можно отметить, что интерес к проблеме семьи возник еще до формирования психологии как науки. Это порождает множественность подходов исследований к семье как социально-психологическому явлению.
Среди взглядов к пониманию семьи можно выделить три подхода – рассмотрение семьи как социального института, с позиций системного подхода, как малой социальной группы.
Первым развивался подход к пониманию семьи как «ячейки общества», среди исследователей можно выделить К.К. Баздыреву, И.А. Герасимову, А.Г. Харчеву, Н.Д. Шимину и др.
В данных исследованиях семья рассматривается как социальный институт, другими словами, данное течение образует институциональный подход к исследованию проблемы. Последователями данного направления являются Т.М. Афанасьева, Н.Г. Юркевич и др.
В социологии семья определяется как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. При этом под браком в социологии понимается социально подтвержденный и иногда юридически заверенный союз между мужчиной и женщиной, порождающий права и обязанности по отношению друг к другу и детям.
Именно поэтому институт семьи относится к разряду тех социальных явлений, значение которых уникально как для отдельного человека, так и для всего общества. И в этом смысле семья во всем своем жизненном многообразии так же неисчерпаема, как само общество, в недрах которого она в каждую историческую эпоху обретает свою особую внутреннюю сущность и внешнее проявление.
Данное направление в современных исследованиях рассматривается в русле социологии семьи. В русле данного научного знания семья рассматривается как действующую группу людей. Данный подход основан на групповом подходе, рассмотрение некоторой общности людей. Индивид рассматривается в рамках этого подхода как член группы.
Институциональный подход позволяет рассматривать семью как сложное социальное образование, которое представляет собой широкое социальное образование, связанное с другими социальными институтами и социальными процессами.
Системный подход, в соответствии с которым семья рассматривается как элемент, включенный в макросистему, который представляет собой институт семьи, основан и развит на основе институционального подхода.
В соответствии с системным подходом семья рассматривается как элемент института семьи, что раскрывает формирование другого подхода – подхода к пониманию семьи как группы людей.
В контексте данного подхода рассматриваются закономерности становления, функционирования и распада семьи. Данный подход разрабатывает подходы к рассмотрению жизненных циклов семьи, структуру, специфику семьи как малой социальной группы, признаки и другие вопросы.
Таким образом, другой подход к рассмотрению и пониманию семьи – семья стала рассматриваться как социальная группа. В данном подходе возрастает ориентация на членов социальной группы, реализуется центрированность исследований на человеке.
Данный подход к пониманию семьи отражен в ряде отечественных подходов – С.И. Голод, Т.А. Гурко, И.С. Кон, М.Ю. Арутюнян и др.
Известный английский социолог Ч. Кули следующим образом определяет первичную социальную группу.
Семья представляет собой органическую целостность, совокупность многообразных социальных связей и отношений – как материальных, так и культурно-духовных и социально-психологических.
Феномен семьи являет собой одновременно и социальный институт, и социально-психологическую группу. На разных этапах ее бытия соотношение этих двух граней не оставалось инвариантным. Общей тенденцией является усиление роли семьи как социально-психологической группы.
Интеграция институционального подхода и подхода к пониманию семьи как малой социальной группы формирует системный подход к пониманию семьи. Другими словами в соответствии с данных подходом семья может рассматриваться на макро уровне и микро уровне, что формирует возможность рассмотрения семьи на уровне социальных изменений, институциональных подходов, рассматривать семью в контексте социально-исторических процессов. В данном подходе семья рассматривается в контексте воспроизводства и как посредника во взаимосвязи личности и общества, т.е. процесса социализации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы