Социология семьи Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Взаимоотношения родителей и детей в проблемных семьях.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы изучения отношений в сложных семьях между родителями и детьми 5
1.1. Психолого-педагогическая проблема отношений между родителями и детьми 5
1.2. Критерии определения характеристики термина «проблемная семья» 9
Выводы по 1 главе 14
2. Практические аспекты изучения отношений, сложившихся в проблемных семьях 15
2.1. Основная характеристика исследования 15
2.2. Проведение анализа полученных результатов 16
Выводы по 2 главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

  

Введение:

 

Данная работа посвящена изучению взаимоотношения родителей и детей в проблемных семьях.
Семья является одной из величайших ценностей, которые созданы человечеством за всю продолжительную историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обходились без семьи.
Общество и государство заинтересованы в ее позитивном развитии, сохранении и консолидации, поскольку каждому нужна крепкая, надежная семья, независимо от возраста.
Именно семья представляет первый и самый важный инструмент ребенка для социального воздействия, который «внедряет» его во все многообразие семейных отношений, семейной жизни и вызывает определенные чувства, действия и поведение, формирование привычек, черт характера и психологические характеристики.
Мало того, что ребенок использует весь этот «багаж» в реальной жизни: многое из того, что он выучил в детстве, будет определять его качества как будущего семьянина.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что поскольку ребенок проводит значительную часть своей жизни в семье, и из-за продолжительности ее влияния на личность, ни одно из образовательных учреждений несравнимо с семьей.
Цель работы — исследование взаимоотношения родителей и детей в проблемных семьях.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую проблему отношений между родителями и детьми
2) рассмотреть критерии определения характеристики термина «проблемная семья»
3) выявить основную характеристику исследования
4) проанализировать полученные результаты
Объект исследования — проблемная семья
Предмет исследования — проблемная семья с позиции взаимоотношений родителей и ребенка.
Исследование проводилось на базе Центра социально-педагогической помощи детям и подросткам города Москвы и Областного центра социальной помощи семье города Иваново.
Гипотеза исследования: на благополучное состояние семьи влияют социальные, экономические факторы.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Первая глава исследования посвящена теоретическим основам изучения отношений в сложных семьях между родителями и детьми.
Во второй главе работы нами рассматриваются практические аспекты изучения отношений, сложившихся в проблемных семьях.
Источниковую базу исследования составили научные исследования, последних лет, авторы которых рассматривают вопросы взаимоотношений родителей и детей в проблемных семьях.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) изучив психолого-педагогическую проблему отношений между родителями и детьми, мы можем сказать о том, что семейные отношения между родителями и детьми складываются в типичные варианты вне зависимости от того, являются они признаными или нет.
Они имеют определенную структуру, состоящую из последовательных этапов развития.
2) рассмотрев критерии определения характеристики термина «проблемная семья», мы можем сказать о том, что проблемная семья характеризуется ссорами между родителями, ложью, различными конфликтами, борьбой, деспотизмом. Все это способствует нарушению нервной системы и невротическому состоянию ребенка.
3) выявив основную характеристику исследования, мы можем сказать о том, что он был проведен в два основных этапа: констатирующий (содержательный) и формирующий.
Эксперимент был проведен в 2017-2019 годах на базе центра социально-педагогической помощи детям и подросткам города Москвы и областного центра социальной помощи семье города Иваново.
4) проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что проблемные семьи в большинстве своем имеют нарушенные детско-родительские отношения.
Были реализованы такие программы как «Профилактика насилия над подростками», «Клуб общения для несовершеннолетних», «Диалог», клуб «Гармония» для родителей.
Теоретическая значимость проведенного исследования обусловлена тем, что результаты и выводы исследования могут применяться в дальнейшем исследовании взаимоотношения родителей и детей в проблемных семьях.
Практическая значимость определяется возможностью применения в школьной программе на уроках обществознания, основ безопасности жизнедеятельности.
Также в программе высшего учебного заведения на занятиях по психологии и педагогике, для дальнейшего глубокого изучения данной темы в спецкурсах по психологии, посвященных проблемам изучения взаимоотношения родителей и детей в проблемных семьях, а также на семинарских и практических занятиях, при написании курсовых и магистерских работ.
В качестве перспектив проведенной работы можно обозначить реализацию программ на базе школ, гимназий, образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы изучения отношений в сложных семьях между родителями и детьми

1.1. Психолого-педагогическая проблема отношений между родителями и детьми

Существует сложная, парадоксальная проблема в отношениях между родителями, учителями и детьми. Ее сложность заключается в скрытости, интимности характера человеческих взаимоотношений, щепетильности «внешнего» вторжения в них.
Парадокс, однако, заключается в том, что родители и учителя, при всей ее важности, обычно не замечают этого, потому что у них нет нужной психолого-педагогической информации.
Отношения между родителями и детьми на протяжении многих лет складываются в конкретные типичные варианты вне зависимости от того, признаны они или нет. Подобные варианты начинают существовать как реалии отношений.
Кроме того, они могут быть представлены в определенной структуре — последовательных этапах развития. Типы отношений складываются постепенно.
Родители обычно обращаются к учителю, психологу по поводу тревожной конфликтной ситуации, которая возникла «вчера», «неделю назад». Следовательно, они обращают внимание не на процесс развития отношений, не на их последовательность и логичность, а на внезапный, необъяснимый, удивительный случай.
Случайность и внезапность возникновения конфликта в отношениях между родителями и детьми чрезвычайно редки. Самой природой была рождена забота о взаимной родительской и детской привязанности и дан им своего рода аванс в чувстве любви, необходимости друг в друге.
Но то, как родители и дети обращаются с этим даром, является проблемой их коммуникации и отношений. Под конфликтом понимается жестокое столкновение, синдром болезненных отношений, эмоциональная агрессия.
А боль в теле — это сигнал бедствия, физиологический крик об оказании помощи. Она возникает во время развития заболевания.
Родители и дети в здоровых семьях крепко связаны с естественными ежедневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, моральные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые отношения родителей и детей, настолько тесную связь между ними, в результате которой возникает душевное единство, координация основных, жизненных устремлений и действий.
Естественными основами таких отношений являются семейные узы, материнские и отеческие чувства, проявляющиеся в любви родителей и заботливой детской привязанности к родителям.
Изучение множества различных документов выявило некоторые основные тенденции в отношениях между родителями и детьми в семье. Анализ основан на изменении потребности в общении — одной из базовых характеристик межличностных отношений.
Между родителями и детьми существуют следующие фазы отношений:
— родители и дети имеют постоянную потребность во взаимной коммуникации;
— родители обеспокоены проблемами и интересами детей, а дети, в свою очередь, делятся с родителями;
— чем раньше родители вникнут в детские интересы и заботы, тем вероятнее, что дети захотят поделиться со своими родителями;
— поведение детей вызвано конфликтами в семье, и при этом правыми являются родители;
— поведение детей приводит к конфликтам в семье, и при этом правыми являются дети;
— конфликты возникают из-за взаимной неправоты и несправедливости;
— полнейшая взаимная враждебность и отчуждение.
Каждая семья объективно развивает определенную систему воспитания и образования. Это относится к пониманию образовательных и воспитательных целей, постановке их задач, целенаправленному применению образовательных и воспитательных методов и приемов, с учетом того, что может или не может быть разрешено в отношении ребенка. Различают четыре воспитательных тактики в семье и четыре отвечающие им типа семейных взаимоотношений, которые являются как предварительным условием, так и результатом их возникновения: диктатура, опека, позиция «невмешательства» и сотрудничество.
Диктатура в семье проявляется в систематическом поведении некоторых членов семьи (в основном, взрослых), одновременно с этим проявляется инициатива и чувство собственного достоинства у других ее членов.
Конечно, родители имеют право и должны предъявлять требования к своему ребенку, основываясь на воспитательных и образовательных целях, моральных стандартах и конкретных ситуациях, в которых следует принимать педагогически и морально верные решения.
Однако те, кто предпочитает всем видам мер приказ и насилие, зачастую сталкиваются с сопротивлением ребенка, реагирующего на давление, принуждение, угрозы собственными контрмерами: вспышками грубости, лицемерием, обманом, а нередко и полной ненавистью.
Но даже если оказывается, что сопротивление сломлено, многие ценные качества человека оказываются сломленными вместе с ним:
— независимость,
— самооценка,
— инициативность,
— уверенность в себе и своих способностях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы