Курсовая теория Гуманитарные науки Международные отношения

Курсовая теория на тему Взаимоотношения НАТО и России в 1990-е годы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОССИЯ И НАТО В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ УСЛОВИЯХ 8
1.1. Россия и НАТО: эволюция взаимоотношений 8
1.2. НАТО: факторы пересмотра стратегических приоритетов 18
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА II. РАСШИРЕНИЕ НАТО НА ВОСТОК КАК ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 21
2.1. Проблема включение в НАТО стран восточной Европы: состояние вопроса 21
2.2. Поиск стратегии для России в условиях расширения НАТО на восток 25
Выводы по второй главе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

  

Введение:

 

Спустя почти пятнадцать лет после окончания холодной войны цель создания «единой и свободной Европы» все еще не достигнута. В свете стремления к интегрированной и самостоятельной Европе мы рассмотрим многогранный процесс расширения НАТО в контексте изменившихся параметров ситуации в области безопасности в Европе и в мире после распада Организации Варшавского Договора. Центральной темой этого исследования является привлечение внимания к основным моментам расширения НАТО в отношении стран Центральной и Восточной Европы, а также к препятствиям на пути к успешному расширению и стабильности НАТО.
Статья 10 Вашингтонского договора допускает возможность расширения членского состава НАТО. Он утверждает, что «Стороны могут, по единодушному соглашению, пригласить любое другое европейское государство, способное продвигать принципы Договора и вносить вклад в безопасность Североатлантического региона для присоединения к этому Договору» (Североатлантический договор, 1949 г.). Этот пункт позволил расширить членство с первоначальных 12 членов на Грецию и Турцию в 1951 году, Федеративную Республику Германия в 1955 году, Испанию в 1982 году и Польшу, Венгрию и Чехию в 1999 году. Таким образом, членство в странах Центральной и Восточной Европы является, осуществляемый в соответствии с настоящей статьей .
В настоящее время членами альянса являются девятнадцать стран (Бельгия, Канада, Чехия, Дания, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Испания, Турция, Великобритания и США) . «Рука дружбы» была впервые протянута Лондонской декларацией НАТО 1990 года в Центральную и Восточную Европу сразу после краха Варшавского договора для достижения основной цели Североатлантического союза по укреплению безопасности и расширению стабильности на всем евроатлантическом пространстве . В этой декларации говорилось, что Альянс начинает серьезную трансформацию. Работая со всеми странами Европы, мы полны решимости создать прочный мир на этом континенте» . Тем не менее, ни в 1990х, ни в последующие годы проблемы взаимоотношения с Россией не были решены.
В современных повествованиях появилось несколько клише, объясняющих эволюцию отношений между Россией и Западом и особенно Россией и НАТО в 1990-х годах.
Современный российский мейнстримный дискурс основан на тезисе о том, что после окончания холодной войны именно Соединенные Штаты стремились расширить сферу своего влияния, проводя политику подчинения или повторного подчинения бывших коммунистических стран, не в последнюю очередь путем интеграции их в евроатлантические институты, особенно в НАТО.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для России и Запада холодная война оказалась слишком недавней, чтобы трансформировать их восприятие друг друга как потенциальных угроз. Конструктивизм рассматривает восприятие как социальное, а не объективное явление. Восприятие определяется исторически устойчивыми убеждениями и повторяющимися социальными практиками и коренится в взаимодействиях между собой и другими. Союзники только за короткий период Второй мировой войны и враги на протяжении почти полувека обе стороны не преодолели некоторые старые представления и стереотипы. Соединенные Штаты продолжали не доверять России и настаивали на том, чтобы изменить мир под американский имидж, продвигая неолиберальные институты и политику безопасности в Европе, ориентированную на НАТО.
Россия также проявляла недоверие к Западу, действуя на старые фобии по поводу намерений Запада и стремясь сдержать «глобальную гегемонию» США. Еще в 1997 году Концепция национальной безопасности страны рекомендовала России поддерживать равные дистанции в отношениях с «глобальными европейскими и азиатскими экономическими и политическими субъектами» и представила программу интеграции усилий СНГ в области безопасности.
Другие теории международных отношений полезны, но недостаточны для объяснения восприятия Россией НАТО как главной угрозы. Реалистам может показаться странным, что в 1990-е годы Кремль не видел серьезной военной угрозы со стороны альянса, рассматривая его в основном как политическую организацию с недостаточно реформированным взглядом на вызовы, возникшие после окончания холодной войны.
В целом отношения России и НАТО в 90-е гг. XX века свидетельствовали о формировании двух разных подходов к базовым проблемам международной и региональной безопасности. Россия отстаивала идею многополюсного мира и равноправного участия всех субъектов международных отношений в решении проблем безопасности. НАТО взяла курс на построение однополярного мира под своим непосредственным руководством и при ведущей роли США. Особенно четко доминирующее положение Соединенных Штатов в альянсе проявилось после террористических актов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне. В сложившейся ситуации США предпочли выстраивать антитеррористическую коалицию на основе двусторонних отношений с отдельными государствами и не приняли предложения альянса о применении ст. 5 Вашингтонского договора.
В целом можно утверждать, что после окончания «холодной войны» США оказались на вершине своего могущества на международной арене с претензиями на роль единственной сверхдержавы, определяющей ход развития однополярного мира. Их позиции в НАТО становятся все сильнее в военном и экономическом отношении, в то время как их европейские союзники не могут преодолеть отставания. И все же, несмотря на это, в интересах России — перестать относиться к Североатлантическому союзу как проекции военной мощи США на Европу. Отношения с НАТО имеют для России самостоятельную ценность и не могут быть сведены к отношениям с США или подменены отношениями РФ — ЕС.

 

Фрагмент текста работы:

 

РОССИЯ И НАТО В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

 

1.1. Россия и НАТО: эволюция взаимоотношений

 

На Западе, особенно в Восточной и Центральной Европе, действия России по расширению НАТО в 1990-х годах, как правило, представляются линейной политикой, проводимой Москвой после распада Советского блока. После демонтажа Варшавского договора Кремль якобы следовал советской так называемой «Фалинской» и / или «доктрине Квицинского», стремясь воспрепятствовать вступлению восточно-центральноевропейских стран в другие военные блоки (где НАТО является наиболее заметным кандидатом) или от присоединения к другим видам договоренностей, которые могут привести к размещению иностранных войск и военных баз на их территории .
Проекция этой политики на 90-е годы основывается на понимании (широко представленном среди моих современных студентов), что после распада Советского Союза новая Россия проводила ту же политику и решительно сопротивлялась расширению НАТО .
Существует большое количество доказательств, которые, кажется, подтверждают это понимание. В своем письме, адресованном лидерам крупнейших западных стран в сентябре 1993 года, президент России Борис Ельцин решительно выступил против расширения НАТО на восток и вместо этого предложил предоставить странам Восточной Центральной Европы общие гарантии безопасности от России и Запада.
Министр обороны Павел Грачев признал суверенное право стран Восточной и Центральной Европы вступать в альянсы по своему выбору, но настаивал на том, что Россия имеет суверенное право на ответные действия. Российская служба внешней разведки более конкретно указала в публичном докладе, выпущенном в ноябре 1993 года, в котором указывалось, что Москва может пересмотреть свои обязательства по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) 1990 года, если НАТО расширится на восток.
Москва также стремилась убедить такие страны, как Болгария, Румыния или Словакия, которые вначале казались менее решительными для вступления в Североатлантический союз, содействовать установлению более тесных отношений с Россией, предлагая им особые экономические выгоды. Эти и многие другие проявления гнева Москвы с появлением дебатов НАТО об открытии своей двери на Восток часто рассматривается как подтверждение решимости России противостоять экспансии политического Запада в Восточно-Центральную Европу, которую она, тем не менее, не смогла остановить .
Следует также принять во внимание сильный интерес Москвы к тому, чтобы занять место за соответствующими (институциональными) столами, с тем чтобы она могла выступать в качестве равного партнера в процессе принятия решений по основным международным вопросам, особенно по тем, которые имеют отношение к национальным интересам России.
Политический выбор, сделанный в Москве в 90-х годах, изменился, поскольку европейский ландшафт продолжал меняться. В период с 1992 по 1995 год Москва преследовала «первый выбор» укрепления Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, современная ОБСЕ) как самой всеобъемлющей, действительно общеевропейской организации безопасности .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы