Курсовая теория на тему Взаимоотношения Китая и США в современном мире
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. СТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ США И КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 5
1.1 Сложный путь становления 5
1.2 Геоэкономика Китая и США 13
2. БОРЬБА США И КИТАЯ ЗА ГЛОБАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО 19
2.1 Система равновесий в стратегии сдерживания 19
2.2 Трансформация формата взаимоотношений между США и КНР при Д. Трампе 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
Актуальность темы исследования определяется тем, что лидерство, иерархичность государств, приоритет интересов одних над другими является традиционной проблемой международных отношений постбиполярного времени. Отношения Китая и США в начале XXI в. все более воспринимаются как наиболее влиятельные на дальнейшую эволюцию международных отношений фактически на всех уровнях отношений двух государств-лидеров — геостратегического, военно-силового, политического, экономического, культурно-цивилизационного, ресурсно-экологического и др.
Цель статьи показать масштабность влияния взаимоотношений США и Китая в контексте борьбы за лидерство на трансформацию системы международных отношений. Доказать тот факт, что международно-политические трансформации, прямо или косвенно, связаны с внутренней динамикой ключевых мировых игроков — США и Китая, которые продолжают оставаться сильными и самодостаточными центрами мирового влияния.
Тематика рассматриваемого вопроса широко представлена в работах западных ученых, представителей реалистической и либеральной парадигм. По мнению американских исследователей, представляющих реалистичную и неореалистическую парадигмы теории международных отношений, Р. Кагана, Сб. Бжезинского, В. Кристол, Р. Такера, Г. Моргентау, Р. Хаса, Е. Эбрамс, У. Перри и А. Картера, США необходимо усилить свое могущество и продолжать управлять эволюцией международной системы пока существует такая возможность. Для достижения гегемонии США должны увеличивать военный бюджет, жестко и открыто отстаивать свою позицию на международной политической арене мира, потому что лидерство возможно удержать лишь тогда, когда США сами будут управлять миром.
Интерес при анализе роли, места и будущего поведения США в современной системе международных отношений составляет более умеренная позиция представителей либеральной и неолиберальной парадигмы теории международных отношений. К этому направлению можно отнести представителей американской школы международных отношений М. Элиота, Ф. Фукуяму, С. Гантингтона, Дж. Айкенбери, Д. Риефа, Дж. Ная, Ч. и В. Мейса, Ч. Купчана, М. Дойла и Ф. Бергстена.
Вышеупомянутые исследователи выступают за сохранение и дальнейшее распространение либеральных ценностей и демократических принципов построения общества во всем мире, что будет способствовать американском лидерству.
Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:
1. Проанализировать становление взаимоотношений США и Китая на современном этапе;
2. Выявить причины и перспективы борьбы США и Китая за глобальное лидерство.
Объектом исследования являются взаимоотношения США и Китая.
Предметом исследования выступает борьба за лидерство на международной арене.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, а также списка использованных источников и литературы.
Заключение:
Таким образом, благодаря той обстановке, которая сложилась во второй половине ХХ века и ряда благоприятных и неблагоприятных факторов, которые открыли Китай для Соединенных Штатов Америки, сегодня мы имеем возможность наблюдать за двумя мощными актерами на международной арене, отношения между которыми не совсем плохие и не совсем хорошие, а от их сотрудничества или соперничества зависит современная геополитическая ситуация в мире. Для развития международных отношений важно, чтобы после 40 лет с момента подписания «шанхайского коммюнике» США и Китай сумели объединить усилия для того, чтобы развивать мир, а не разрушать его.
Большинство фактов свидетельствуют, что политические процессы по завершении холодной войны характеризовались постепенным наращиванием веса КНР в международных и региональных делах. При всей разновекторности идеологических постулатов развития двух государств они, скорее, были заинтересованы в партнерстве, чем в соперничестве.
Взвешенность и ответственность поведения, готовность идти на уступки, уровень экономической взаимозависимости свидетельствовали о прагматической основе отношений этих ведущих субъектов международных отношений, свободной от идеологии и мессианства, а также наличия глубинных внутриполитических факторов для осуществления ими определенных скоординированных действий на международной арене.
Привлекая КНР в международные организации, особенно экономические, США, в то же время, принимают меры для сдерживания его гипотетических лидерских амбиций.
Фрагмент текста работы:
1. СТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ США И КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Сложный путь становления
Американо-китайские отношения новейшего времени прошли довольно сложный и противоречивых характер, специфика их развития в 1930-х — середине 1940-х годов ограничивалась главным образом, треугольником — США — СССР — Китай. Не затрагивая деталей американо-советско-китайских отношений периода Второй мировой войны и накануне провозглашения КНР 1 октября 1949 г. (наличие в руководстве КПК двух влиятельных группировок, которые открыто враждовали между собой — «просоветской» (Лю Шаоци) и «проамериканской» (Чжоу Эньлай) , необходимо откровенно отметить, что «борьбу за Китай»1940-1950-х гг. выиграл Советский Союз (другое дело, что начиная с 1956 г. Мао Цзэдун сначала осторожно, а затем открыто высказывался за пересмотр отношений с СССР.
Качественно новый уровень отношений между США и Китаем начали «азиатские шоки» Ричарда Никсона, начиная с «гуамской доктрины» 1969 г. . Окончательную точку в нормализации американо-китайского сотрудничества поставил официальный визит президента Р. Никсона в КНР, который завершился подписанием 28 февраля 1972 г. в Шанхае совместного коммюнике . По мнению известного историка-международника Е.П. Бажанова, именно тогда Пекин и Вашингтон приобщились к «стратегическому диалогу» .
«Тихоокеанская доктрина» Джеральда Форда 1974-1975 гг. дала Китаю статус американского партнера в деле поддержания равновесия сил (очевидно наличие антисоветской направленности) в Азиатско-Тихоокеанском регионе и концептуально закрепила «положительную» оценку места и роли КНР в дальневосточной политике США. По утверждению газеты «Нью-Йорк пост», на «тихоокеанской доктрине США вполне можно поставить клеймо «сделано в Китае» .
В период президентства Дж. Картера (1977- 1981 гг.) отношениям с КНР американские стратеги уделяли особое внимание. «В нашем мире все слишком быстро меняется, — подчеркивал советник президента по национальной безопасности, политолог С. Бжизинский, — ничто не имеет такого важного значения, как нормализация отношений между США и Китаем … Мощный и надежный Китай может способствовать поддержанию международной стабильности» . Поэтому никого не удивило то, что правительство Картера, следуя курсу Р. Никсона и окончательно достигнув с китайской стороной в конце 1978 г. согласования с 1 января 1979 г. установило с КНР полные дипломатические отношения .
«Новая азиатская доктрина» президента Рональда Рейгана, среди главных приоритетов которой находились Япония, Китай; АСЕАН (Индонезия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Малайзия), которые принято вместе с Южной Кореей, Тайванем, Гонконг (Сянган) называть «новые индустриальные государства», подтолкнула и привела к ситуации, когда американо-китайский «брак по любви», был заменен «браком по контракту» .
После периода временного напряжения в американо-китайских отношениях, возникшего после событий 1989 г. на площади Тяньаньмэнь, осужденных Вашингтоном, обе стороны вернулись к подзабытому «стратегическому диалогу» в 1997-1998 годах. С 26 октября по 3 ноября 1997 г. состоялся государственный визит председателя КНР Цзян Цзэминя в США. В совместном американо-китайском заявлении, датированном 29 октября 1997 г., отмечались «попытки к созданию конструктивного партнерства между Соединенными Штатами и Китаем; согласование рассмотрения американо-китайских отношений с точки зрения долговременной перспективы» .
Заместитель помощника министра обороны США по проблемам безопасности в АТР Курт Кэмпбелл на вопрос редактора журнала «Внешняя политика США» Джекки С. Порт (январь 1998) «Какое влияние на АТР и на политику США будут осуществлять рост и развитие Китая ..?» ответил: «Дело — ни в мощи Китая, а скорее — в характере этой мощи. Мне кажется, что Соединенные Штаты очень четко заявили, что мы заинтересованы в сильном, надежном, стабильном и цветущем Китае. Мы хотели бы, чтобы это развитие было таким, при котором Китай концентрировал бы усилия для сохранения и укрепления региональной стабильности, придерживался бы правил международной торговли и осознавал жизненно важную связь между бурным развитием страны и соблюдением ею международных принципов .