Курсовая теория на тему Взаимоотношение буддизма и конфуцианства в Китае в древний и средневековый периоды
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ БУДДИЗМА В КИТАЕ 6
1.1. Проникновение буддизма в Китай 6
1.2. Особенности буддизма в древности и средневековье 9
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КОНФУЦИАНСТВА В КИТАЕ 12
2.1. Возникновение конфуцианства 12
2.2. Роль конфуцианства в древности и в средневековье 15
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БУДДИЗМА И КОНФУЦИАНСТВА В КИТАЕ 17
3.1. Сходства буддизма и конфуцианства 17
3.2. Различия буддизма и конфуцианства…………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………….24
Введение:
Актуальность исследования. Распространение конфуцианства и буддизма на территории Китая представляет собой уникальный в истории феномен. Две исключительно самобытные религии на протяжении достаточно продолжительного времени получили признание и сосуществовали в стране, оказывая на нее свое влияние, и, в свою очередь, адаптируясь к местной среде и ценностям.
В период древнего мира и средневекового Китая буддизм, наряду с конфуцианством, стал занимать видное место в китайском обществе. В этой связи изучение распространения и сосуществования буддизма и конфуцианства, их сходства и различий, вызывает исследовательский интерес и формирует актуальность темы исследования.
Также, представляется важным установление достоверных исторических периодов распространения буддизма и конфуцианства в Китае, поскольку археологические находки и письменные свидетельства могут противоречить устоявшейся традиции и представлением в самом буддизме или конфуцианстве.
Объект исследования – буддизм и конфуцианство в Китае.
Предмет исследования – взаимоотношение буддизма и конфуцианства в Китае в древний и средневековый периоды.
Цель исследования – проанализировать взаимоотношение буддизма и конфуцианства в Китае в древний и средневековый периоды.
К задачам исследования относятся следующие:
— рассмотреть проникновение буддизма в Китай;
— проанализировать особенности буддизма в древности и средневековье в Китае;
— охарактеризовать возникновение конфуцианства;
-рассмотреть роль конфуцианства в древности и в средневековье;
— выявить сходства и различия буддизма и конфуцианства в Китае.
Методы исследования. В работе были использованы методы сравнительного анализа, классификации, анализа, обобщения, экспертной оценки, а также исторический, логический и иные методы.
Источники и литература. Материалы по данной теме можно разделить на фундаментальные исследования комплексного плана, к которым относятся многотомные издания Истории Востока и Истории Китая , а также пятитомник «Духовная культура Китая» . В них имеются не только авторские материалы по рассматриваемой теме, но и выдержки из письменных источников.
К числу источников следует отнести произведение «Великий йог Тибета Миларепа» , чья жизнь также стала вкладом в развитие буддизма в Китае, в том числе в той его части, в которой говорится о возможности «освобождения» в ходе одной жизни.
Помимо этого, необходимо выделить учебные и научные публикации таких авторов, как М. Кравцова , М. Орбодоева , Пен Лин , Л. Янгутов , которые рассматривают те или иные аспекты данного исследования.
Заключение:
В проникновении буддизма в Китай можно выделить условно три периода. На первом этапе, в I в. н.э., буддизм проник в страну, но вплоть до падения Ханьской державы в III веке н.э. не получал широкого распространения в силу господства официальной конфуцианской идеологии. Период до V века включительно является периодом активной популяризации буддистских идей, во многом благодаря переводческой деятельности. На третьем этапе буддизм уже занимает главенствующие позиции в Китае, а императоры могли не только сами исповедовать буддистское учение, но и назначать его в качестве государственной религии.
Китайский буддизм сформировался как специфическое направление буддизма, основанное на учении Махаяны. Некоторыми особенностями являются:
— вера в возможность освобождения за одну жизнь;
— обожествление Будды;
— представление об учении как пути счастливой жизни.
Идеи Конфуция состояли в стремлении к целостности, к практической реализации теоретических положений, к тому, чтобы такими становились его ученики, и в перспективе все общество и вся система государственного управления. Люди должны были приносить пользу государству и обществу, и его идеи наивысшего признания на уровне государства достигли в период империи Хань, которая пыталась выстроить оптимальную модель государства, а в конфуцианстве видела и идеологию, которая должны была способствовать единству общества.
В целом, конфуцианство изначально занимало ведущие позиции в общественно-идеологической сфере. Идеи Конфуция находили отражение в системе государственного управления китайских государств древности и средневековья.
Китайский вариант буддизма имел определенные схожие черты с конфуцианством. К ним, в первую очередь, следует отнести представления о Боге. Эта схожесть буддизма и конфуцианства определяет их фундаментальное отличие от религий Запада, таких как ислам или христианство. Еще одной схожей чертой является определенное следование некоторым магическим ритуалам и пережитки многобожия.
Основными различиями буддизма и конфуцианства заключаются в отношении к окружающему миру. Если буддисты полагают окружающий мир проявлением иллюзии, ведущей в конечном итоге к страданиям, то конфуцианство рассматривает общественную жизнь как необходимую часть обязанностей каждого человека, и видит его реализацию в тщательном их выполнении.
Тем не менее, совместное сосуществование в Поднебесной таких разных философско-религиозных направлений, как конфуцианство и буддизм, никогда не вызывало религиозных распрей между ними. Это объясняется ситуацией возникновения в стране религиозного синкретизма, и определенной, изначально заложенной их схожестью и умением приспосабливаться к меняющимся реалиям.
Фрагмент текста работы:
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ БУДДИЗМА В КИТАЕ
1.1. Проникновение буддизма в Китай
Буддизм проник в Китай приблизительно около 2 тысяч лет назад, вероятнее всего, благодаря Великому Шелковому пути, либо через Центральную Азию, благодаря Кушанской империи , либо через Юго-Восточную Азию .
Как отмечает российский исследователь М. Кравцова, «создается устойчивое впечатление, что китайско-буддийская традиция первоначально формировалась в элите китайского общества, в чем заключается, по мнению некоторых исследователей, принципиальное отличие ее развития от даосской традиции, выкристаллизовавшейся из популярных верований и культов» .
Первые изображения, позаимствованные из буддистской культуры, встречаются в Китае во второй половине 1 века н.э. Одним из них является образ льва, который, как считается, является прямым заимствованием из буддизма, выступая важнейшим религиозным символом, означающим внутреннюю силу, бесстрашие, величие, духовное всевластие Будды, а также его учения.
В настоящее время, согласно археологическим данным, самым ранним изображением льва является его фигура на рельефе из керамики на погребении, сделанном в провинции Шаньдун. Это изображение было частью более широкой картины из шести плит, на одной из которых также сохранился орнамент из лотосов, выполненном в стиле, не оставляющем сомнений в использовании исключительно буддистских символов .
К концу II – началу III века н.э., то есть в эпоху упадка династии Хань, официальной государственной философией было конфуцианство, на территории Китая обнаруживаются более масштабные изображения и памятники, связанные с распространение буддизма. Создание масштабных памятников, включающих массивные скульптуры Будды, предполагает наличие уже довольно многочисленных последователей. Местоположение — в районе города Пэнчэн в провинции Цзянсу – подтверждает, что, скорее всего, в этот период насчитывались уже тысячи последователей буддизма в этой местности, а также что эта община располагала собственным святилищем.
Как отмечается, «не этические религии, возникшие на почве древнего Китая, а чужеземный буддизм стал для агонизирующей позднеханьской цивилизации той мировой религией, которая сыграла роль активного идеологического и социально-психологического фактора в процессе феодализации древнего общества Китая» .
В распространении буддизма в Китае ключевым периодом называют время распада Ханьской державы, эпохи Вэй и Цзинь. Связано это было с ослаблением влияния конфуцианства, бывшего официальной идеологией Ханьской державы, и образованием некоего духовного вакуума. Успешное распространение буддизма исследователи напрямую связывают с переводческой деятельностью, когда буддистские писания стали массово переводиться в Китае . Благодаря этому во многом чуждое учение стало обретать массовую популярность в Поднебесной, стали появляться собственные направления буддистского учения.