Курсовая теория на тему Взаимодействия воспитателя и ребёнка как условия коммуникативного развития дошкольника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Взаимодействие воспитателя и ребенка как условие
коммуникативного развития дошкольника. 6
1.1 Особенности коммуникативного развития детей дошкольного
возраста. 6
1.2 Использование педагогом устного народного творчества в процессе
коммуникативного развития детей. 9
1.3 Коммуникативное развитие дошкольников в процессе
организации педагогом игровой деятельности. 13
Заключение. 22
Список литературы. 23
Введение:
Актуальность. Общение – основное условие развития
ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов
деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя
посредством других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, то есть
их воздействие друг на друга и реагирование на соответствующие воздействия. Под
общением также понимается обмен информацией между людьми при их взаимодействии
друг с другом в указанном выше понимании значения термина.
С первых дней жизни ребенка общение является одним из
важнейших факторов его психического развития.
Согласно новым требованиям ФГОС в Российской
Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность
учебно-воспитательного процесса.
Это является значимым, так как формирование личности
способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее
адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Группа детского сада – первое социальное объединение детей,
в котором они занимают различное положение.
В дошкольном возрасте проявляются
различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети,
испытывающие трудности в общении.
С возрастом
отношение дошкольников к
сверстникам меняется, они оцениваются не только деловыми качествами, но и по
личностным, прежде всего нравственным.
Это обусловлено развитием представлений детей
о нормах морали, углублением и пониманием содержания
нравственных качеств.
Отношения ребёнка с детьми также во многом
определяются характером общения дошкольника с
воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми.
Стиль общения педагога с детьми, его ценностные
установки отражаются в отношениях детей
между собой, в психологическом микроклимате группы.
Таким образом, успешность эволюции его отношений со
сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребёнка.
Вследствие этого
следует способствовать развитию социально-коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста.
Проблема развития коммуникативных навыков
у детей дошкольного возраста была и остается в центре внимания психологов,
лингвистов, педагогов и методистов (Л.С. Выготского, М.И.Лисиной, Г.А.Урунтаевой, З.М. Истомина, А.А.
Леонтьева, А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, Е.А. Фльорина и др.).
Объект исследования – коммуникативное
развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс
взаимодействия воспитателя и дошкольника.
Цель исследования – изучить процесс взаимодействия воспитателя и ребенка как условие коммуникативного развития
дошкольника.
Задачи:
— рассмотреть особенности коммуникативного
развития детей дошкольного возраста;
— раскрыть особенности использования
педагогом устного народного творчества в процессе коммуникативного развития
детей;
— изучить коммуникативное развитие
дошкольников в процессе организации педагогом игровой деятельности.
Методологическую основу исследования составляют:
— теоретические положения о системном подходе
(Л.И.Анцыферова, Э.А. Голубева,
Б.Ф.Ломов, Н.И. Рейнвальд, В.Д. Шадриков и др.);
— положения о деятельностном подходе и его основополагающем
принципе связи сознания и деятельности
(А.В. Брушлинский, Б.С. Гершунский,
П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.И.Новикова, В.В. Столин и др.);
— концептуальные идеи личностно-ориентированного подхода к
организации педагогической деятельности
(В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская,
П.П. Блонский, А.Н. Лурия, М.И. Шилова, И.С. Якиманская и др.).
Для
решения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы
работы: теоретический анализ и синтез, обобщение и систематизация, сравнение,
изучение методической и учебной литературы.
Работа включает в себя введение, одну главу,
в которой раскрываются основные вопросы, касающиеся коммуникативного развития
детей дошкольного возраста.
Заключение:
Таким образом, в результате
изучения литературных источников по теме нашей работы, мы выяснили, что одним
из основных аспектов в соответствии с ФГОС является речевое развитие ребенка, а
так же целесообразная организация взаимодействия педагога и воспитанника. Коммуникативное развитие ребенка
происходит по определенным этапам, в соответствии с возрастом, и имеет определенные
характеристики, которые трактуют норму речевого развития ребенка. В дошкольном учреждении деятельность
всех педагогов направлена на полноценное развитие детей, в том числе и на коммуникативное
развитие. В соответствии с ФГОС в дошкольном учреждении должна быть
организована эффективная педагогическая работа, которая способствует развитию
ребенка, а так же отвечает ряду требований. Для коммуникативного развития детей в
своей педагогической работе воспитатель может использовать устное народное
творчество, которое является образцом для подражания в речи воспитанников.
Так же одним из эффективных средств
коммуникативного развития является игра.
Это объясняется тем, что именно игровая
деятельность является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Игры существуют разных видов, к ним относятся сюжетно-ролевые, дидактические и
др.
Каждая игра помогает ребенку раскрыться,
научиться общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Именно в игре дети
учатся выстраивать свои взаимоотношения с другими.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Взаимодействие воспитателя и ребенка как условие
коммуникативного развития дошкольника
1.1 Особенности
коммуникативного развития детей дошкольного возраста Коммуникативные навыки – это психологические
особенности личности, которые несут в себе способность общаться и эффективно
взаимодействовать с людьми.
У детей дошкольного возраста данные
особенности проявляются, как желание вступить в контакт со сверстниками, умение
слушать и слышать другого человека,
умение сопереживать другому, умение разрешать конфликты путем договора [2, с.139].
Коммуникативные навыки у детей начинают
формироваться, а затем и развиваться при общении с членами семьи, затем уже о
сверстниками и педагогами дошкольного учреждения.
Умение общаться несет в себе важную роль,
так как именно умение находить контакт с другими людьми помогает выстраивать
деятельность человека, способствует психическому и личностному развитию.
Коммуникативные навыки принято делить на
следующие виды (М.С.
Каган) [3, c.
87]:
1. Письменные коммуникативные навыки. Подразумевают
умение человека излагать свои мысли в письменном виде, то есть, вести
переписку. Устная речь при этом не задействована. Письменный документ должен
быть написан правильно, четко, ясно и понятно для другого человека. При этом
отмечается отсутствие орфографических и стилистических ошибок.
2. Устные коммуникативные навыки. Подразумевают умение общаться лично с другим
человеком, или общение по телефону. Устное взаимодействие предполагает умение
человека четко и ясно излагать мысли, а так же расположить собеседника к себе,
произвести на него благоприятное впечатление. При этом учитывается умение
слушать собеседника.
Устные коммуникативные навыки
начинают развиваться у человека с рождения. В этом большую роль играют члены
семьи, которые окружают ребенка. Изначально это родители и другие родственники,
затем это дети и педагоги в детском саду, позднее одноклассники и другие люди.
Если на первом этапе, в семье,
ребенок получает достаточное количество общения и взаимодействия, то проблем
при формировании коммуникативных навыков не возникает. Если же наблюдается
недостаток общения, то в результате могут появиться проблемы при коммуникативном
развитии ребенка.