Специальность - 44.02.04 Специальное дошкольное образование Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Взаимодействие воспитателей дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические
основы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. 5

1.1. Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и
педагога. 5

1.2. Взаимодействие с семьей в условиях реализации ФГОС.. 8

Глава 2. Организация
общения педагога с родителями. 11

2.1. Традиционные формы общения педагога и родителя. 13

2.2. Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ.. 17

2.3. Методы активизации родителей. 22

Заключение. 25

Литература. 26

  

Введение:

 

Воспитание подрастающего
поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ
«Об образовании» ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми
педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом,
признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных
взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно
сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Сотрудничество – это
общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать,
оценивать. Взаимодействие — предоставляет собой способ организации совместной
деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья
должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Современные тенденции в
развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием —
его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной
компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого
качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы
родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное
пространство возможно только при условии разработки новой системы
взаимодействий ДОУ и семьи.

Актуальность: проблема
взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных.
Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие
новейших информационных технологий, более широкие возможности получения
образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам
необходимо помнить, что детский сад — только помощник в воспитании ребенка, и
потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться
от воспитательно-образовательного процесса.

Объект исследования: воспитатели
и родители как непосредственные участники взаимодействия в целях воспитания
дошкольников.

Предмет исследования:
процесс взаимодействия воспитателей дошкольного образовательного учреждения с
родителями воспитанников.

Цель работы:
теоретическое изучение вопроса взаимодействия воспитателей дошкольного
образовательного учреждения с родителями воспитанников.

Задачи:

— изучить
психолого-педагогические основы взаимодействия ДОУ с родителями

— описать взаимодействие
родителей и воспитателей ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

— перечислить методы
взаимодействия родителей и воспитателей ДОУ

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Семья и дети два
воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный
опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для
вхождения маленького человека в большой мир.

Современные
тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым
критерием — его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной
компетентности педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей. Их
общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных
условий для полноценного развития личности.

Взаимодействие родителей
и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и
кропотливый труд, требующий  терпеливого
неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом,
продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель
– воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который
он создаёт вокруг себя.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы
взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников

1.1. Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога

Главное предназначение семьи и любого
образовательного учреждения – становление личности ребенка. Родители
и педагоги – это две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления
личности каждого человека невозможно преувеличить. Чтобы из маленького ребенка вырастить полноценного
человека: культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую
личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники,
делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Здесь особое
значение приобретает взаимопонимание, взаимо-дополнение, сотворчество ДОУ и
семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

В этом контексте семья по отношению к ДОУ выступает
уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в
роли партнера. Успех сотрудничества будет зависеть от
взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются,
если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на
ребенка и доверяют друг другу. [2]

Большое значение имеют
формы взаимодействия с родителями ребёнка, впервые поступившего в детский сад.
Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка.
Особенным во всех отношениях оказывается третий год жизни человека. У малыша
идет интенсивное физическое и психическое развитие, интерес к окружающему в
раннем возрасте является непроизвольным. Заставить ребенка смотреть или слушать
невозможно, его можно только заинтересовать. Поэтому в развитии детей в раннем
возрасте ведущая роль принадлежит взрослому: родителям и воспитателям детского
сада.

Детский сад – это первое
образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья. Но детский сад
не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции. В то же
время, современное семейное воспитание не рассматривается как автономный фактор
формирования личности. Напротив, эффективность домашнего воспитания возрастает,
если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у
семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия.

Контакты с родителями детей
младшего дошкольного возраста в детском саду начинается уже с того момента,
когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника, то есть еще за 3-4
месяца до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Организуется первичное
знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводятся беседа и
анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава
семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания и
т. д. В таких беседах необходимо выяснить привычки ребёнка, особенности поведения,
любимые игрушки и игры, как ласково называют его дома, что ребёнок уже умеет
делать, что ещё не получается и так далее. [3]

Практика показывает, что
для установления диалога с семьями воспитанников педагогам важно активно
использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их
внимательно слушают и слышат. Это достигается при помощи разнообразных способов
коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и
пр.), но не ради соответствия ожиданиям семьи, чтобы произвести хорошее
впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать
эмоционально-положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного
решения проблем.

Педагогам, знакомясь с
родителями, следует рассказать об особенностях развития детей этого возраста.
Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей позволяет родителям
научиться правильно общаться с ними, повышает ответственность за их воспитание
и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны
всех членов семьи.

Специальные
педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность,
простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в
причинах детских поступков. Осведомленность родителей о физиологических и
психических особенностях детей раннего возраста помогает им не только
заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения,
культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность общения. [13]

Кроме того, воспитатели
проводят экскурсии по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно
ознакомить родителей с особенностями
дошкольного учреждения, с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируют,
где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки
прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации
жизни детей дома. Воспитатель знакомит
родителей и с образовательной программой, специалистами, которые будут работать
с их детьми. Родителям показывают игрушки, учебные пособия, детские
книги, которыми будет пользоваться малыш в группе; кроме того подсказывают, какие
игрушки и пособия следует приобретать для детей, в соответствии с возрастом
ребенка.

Такой подход к
взаимодействию с родителями детей раннего возраста повышает их ответственность
за воспитание детей в семье, развивает педагогическую активность: мамы и папы
стремятся к общению с воспитателями, их начинают интересовать вопросы,
касающиеся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с
окружающими; иногда родители признают ошибочность некоторых своих методов
воспитания. В результате создается благоприятная эмоциональная атмосфера в
отношениях между родителями и педагогами, что обеспечивает совместный успех в
деле воспитания, развития и социализации детей раннего возраста, а значит, и
успех всего ДОУ. [3] 1.2. Взаимодействие с семьей в условиях реализации ФГОС

Приоритетная роль семьи в
формировании разносторонней личности ребѐнка и отчѐтливо обозначена в
законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции
о правах ребѐнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании»,
Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей
на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые
призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.
Перечисленные выше проблемы свидетельствуют о том, что семья по ряду причин не
всегда справляется со своими функциями и первым учреждением, с которым начинает
контактировать семья и которое может усилить ее воспитательно- социализирующую
функцию, оказать необходимую педагогическую помощь, является дошкольное
учреждение. Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья
и детский сад как первичные социально–воспитательные институты способны
обеспечивать полноту и целостность социально–педагогической и
культурно–образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка.
Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных
функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг
друга. Педагогам детского сада важно, чтобы родители не только владели
педагогической информацией, но умели грамотно использовать ее при воспитании ребенка,
учитывая его индивидуальные особенности. [15]

В соответствии с ФГОС
дошкольного образования, одной из основных задач является создание
благополучной социальной среды, на основе тесного сотрудничества всех
участников воспитательного процесса, для решения такой задачи необходимо
создание принципиально новых условий взаимодействия. Однако на деле очень часто
встречаются трудности.

Причинами трудностей
являются:

— низкий социальный
статус профессии воспитателя в обществе;

— недостаточно высокий
уровень психолого-педагогической культуры родителей; — недостаточная
компетентность многих воспитателей;

— неполная
информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и,
соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду;

— отношение воспитателей
к родителям как к объектам воспитания;

— стремление воспитателей
избегать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными
стендами;

— «закрытость»
дошкольного учреждения.

Основные проблемы во
взаимоотношении педагогов и родителей

Говорят, обращаются, но
не слышат, друг друга, не откликаются.

Требуют ответственности
от другого, но желают снять ответственность с себя.

Критика превалирует,
напряжение нарастает- неизбежны жалобы и конфликты.

Педагоги критикуют
родителей за:

— низкий культурный уровень
(общий и педагогический);

— насыщение пространства
семьи отрицательной информацией, неспособность контролировать ее потоки;

— доминирование в семье
материальных ценностей над духовными,

— отсутствие
заинтересованности в личностном развитии ребенка, нежелание решать его
проблемы;

— перенос ответственности
в воспитании ребенка на плечи детского сада (а в последующем школы, Вуза);

— пассивность в
установлении контактов с образовательным учреждением;

Родители критикуют
педагогов за:

— отсутствие всестороннего
внимания к ребенку, его физическому и интеллектуальному развитию;

— отсутствие веры в
способности ребенка;

— слабую подготовку к
школе;

— возрастающие
потребности учреждений в материальной поддержке образования со стороны семьи;

— пассивность в
установлении разнообразных социокультурных контактов с семьей и др.

Требования по организации
взаимодействия с родителями.

Подчеркнуто, что одним из
принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьѐй,
а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным
представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и
психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой
коррекции нарушений их развития.

 Сотрудничество – это общение «на равных», где
никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие —
предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая
осуществляется с помощью общения.

Детский сад и семья
должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.Задача
детского сада — «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь,
привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. [4]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы